Если вы хотите узнать про танки, и не только про них
Я как-то раньше, в социальных сетях не писал на такие узкие темы как военная история, оружие, техника. Обычно это публикуется на специализированных сайтах, которые создают люди, глубоко интересующиеся темой, и обсуждают на не менее специализированных форумах, где собираются лишь люди, которые имеют определенный уровень знаний. Причём, многие эти сайты и форумы существовали уже тогда, когда социальные сети не придумали, да и в Интернете было на порядки меньше пользователей, и Всемирная паутина была некой элитной площадкой.
Для интереса написав несколько обзорных статей, на самые общие темы, по вопросам, которые давно известны и обсуждены, я с удивлением убедился, что многое из того, что я считал общеизвестным, вызывает удивление и крайне негативную реакцию. И написав одну статью, приходится писать следующие, чтобы ответить на комментарии и вопросы.
Совсем не хочу обидеть пользователей социальных сетей, к которым и сам отношусь с самого момента их создания. Просто, широкое развитие всевозможной информации привело к тому, что вместо увеличения знаний, мы получаем обратную картину. Потому что из огромного потока хлынувшей на людей информации, оказалось крайне трудно выбрать ту, которую стоит воспринимать. Особенно сложно стало с момента полной коммерциализации информационного потока.
Поскольку есть огромное количество желающих продать именно свою информацию, а проще говоря, заработать побольше, то интернет-предприниматели идут по самому легкому пути, снижая затраты и вкладываясь в рекламу. И с хорошей рекламой, как известно, можно даже валенки в Сахаре продать.
И если мы берем те же вопросы истории, особенно новейшей, то получаем следующую картину. Некто создает сайт, нанимает копирайтеров, которые быстренько ему клепают статью на любую тему (им хоть про войну, хоть про кошек, хоть про женские болезни - лишь бы платили), а он их активно рекламирует, заманивая яркими заголовками. Копирайтеры лепят свои статьи из первых попавшихся текстов, в которых они могут более-менее разобраться. Разумеется, влезать на серьезные сайты или читать какие-то серьезные исторические труды никто из них не станет, а перерабатывают то, что попроще. Потому, две трети текстов вообще взяты из старых советских книжек, вплоть до 50-х годов, и их достоверность, мягко говоря, никуда не годится. Но зато, благодаря активной, а то и агрессивной рекламе, у такой информации «третьей свежести» гораздо больше шансов дойти до пользователей, чем у каких-то серьёзных статей и книг.
И когда сталкиваешься с комментариями пользователя, начитавшегося подобной «информации», то порой просто диву даёшься. Я тут, с удивлением прочитал о том, что оказывается в войне против СССР, немецкие пехотные дивизии сопровождали на поле боя тысячи французских трофейных танков. У этих танков была очень мощная броня, и пушки, более мощные, чем советские 45-мм орудия. Писать об этом сегодня, когда уже все танки немецкой армии посчитаны и чуть ли не номера двигателей и фамилии командиров по всем известны, это настолько… гм… я даже не могу найти определения.
Темы обсуждения количества и качества танков на начало Великой Отечественной войны вообще всегда тянет на комедийный сериал. Хотя все цифры давно известны и опубликованы, то и дело кто-то вытаскивает на свет божий, какие-то обросшие мхом идеи о том, что не надо считать большинство советских танков, потому что легкие Т-26 и БТ были старые, броня слабая, пушка слабая, и вообще, давайте двадцать тысяч советских танков учитывать не будем совсем.
Попытка задать вопрос о том, почему они такие уж старые, если из общего числа Т-26 т БТ, в 1939-40 годах было произведено 3000 танков Т-26 и 2200 танков БТ (то есть почти в два раза больше чем у немцев всего имелось танков), и вроде бы как-то странно считать их старыми и выработавшими ресурс, обычно вызывают в ответ «аргументы», уже ничего общего с историей не имеющие.
Почему-то дикое недовольство многих пользователей социальных сетей вызывает информация о том, что многие танки (а так же самолёты, пушки, корабли) являются не детищем советских конструкторов, а разработаны в других странах и в СССР производились по лицензии (а порой и без неё). Причём, ладно бы недовольство, но этому ещё и отказываются верить. Наш самый массовый довоенный танк Т-26, которые в зависимости от необходимости то хвалят, то ругают (ругают, когда говорят о численном превосходстве советских танков) был лицензионной копией английского танка фирмы «Виккерс», и как бы это кому не нравилось, но это есть факт. Эти же танки поставлялись в разные страны Южной Америки и Европы, хоть и небольшими партиями, состояли на вооружении финской армии, где воевали против наших Т-26. Кстати, трофейные советские Т-26 финны активно использовали, а побитые разбирали на запчасти, благо все детали совпадали. По лицензии английские «Виккерсы» производились и в Польше (кстати, с дизельным двигателем).
А уж американское происхождение танка БТ у многих псевдопатриотов вызывает такую бурю эмоций, что диву даёшься. Причем, если ещё тут же сообщается о том, что Т-34, который в советские времена считался вершиной гениального прозрения советских конструкторов, это развитие линейки танков БТ, то это уже покушение на святое.
Ведь до сих пор публикуется на некоторых сайтах, заполняемых копирайтерами, перлы про то, как конструкторы танка Т-34 первые в мире придумали делать лобовую броню под углом или про то, что это был первый танк с дизелем. Хотя наклон лобовой брони был у того же БТ, не говоря уж про то, что этот фактор ещё в Первую мировую учитывали.
Но, я статью эту написал отнюдь не для того, чтобы критиковать, а тем из пользователей, кто действительно хочет что-то узнать, посоветовать те интернет-ресурсы, где действительно есть информация, которую стоит использовать. Поскольку, с языками иностранными у большинства людей по-прежнему туго, то стоит обращаться к русскоязычным сайтам, тем более, что этого для первичной информации вполне достаточно, а русскоязычный Интернет по части военной истории даже во многом превосходит англоязычный и другие.
Пожалуй, крупнейший справочник в мире по бронетехнике, создаёт один мой коллега вот на этом сайте Aviarmor .
По количеству упоминаемых образцов ему нет равных в мире, а статьи весьма объёмны. Встречаются и ошибки иногда, и на некоторые я и сам указывал, и они уже исправлены, но в целом более достоверного и точного источника по бронетехнике найти трудно.
Там есть и раздел про самолёты, но он очень маленький, а для любителей авиации есть самый крупный в мире справочный сайт «Уголок неба», который постоянно обновляется.
Для тех же, кто хочет посмотреть информацию по структуре и истории РККА, есть вот такой сайт РККА . Правда, сейчас он менее активно обновляется, но это скорее от того, что существует очень давно, и основную информацию, которую планировали создатели сайта, они уже выложили.
К сожалению, не все хорошие сайты дожили до нашего времени, например, такой как сайт «Мехкорпуса», где было собрана огромнейшая информация обо всех механизированным и танковым войскам от их становления до первого периода Великой Отечественной.
Для тех, кто не боится иностранных языков, могу порекомендовать сайт World War II моего большого друга Лео Нехостера. Там немало информации и по Красной Армии, причем, если ранее там были ошибки, то после того, как к работе над сайтом подключились люди из России (и ваш покорный слуга тоже немного помогал), то теперь там косяков вроде бы и нет.
Для тех, кто интересуется Вермахтом я бы порекомендовал сайт Lexikon der wehrmacht, но там вам понадобится знание немецкого языка.
Если продолжать тему иностранных сайтов, то про французские танки стоит почитать на сайте Chars francais, но там, как вы можете догадаться, написано не по-русски.
Поэтому, обращаясь к людям, которые, скажем так, не читали ранее информацию того уровня, которая изложена на предлагаемых мною сайтах (их больше, чем я привел, но эти я считал бы основными) и если есть желание вступать в какие дискуссии, то для начала стоит изучить хотя бы это. Это, так сказать, базовый минимум, что-то вроде таблицы умножения, просмотрев который можно составит представление и об истории создания и применения танков или самолетов, и об их характеристиках, и о структурах, и много чего другого, тоже полезного.
Очень надеюсь, что тем, кто интересуется оружием и военным делом, эти ссылки будут полезны. Впрочем, если кого-то интересует какая-то другая тематика или более узкая информация, то можно обращаться — я постараюсь помочь. Всё-таки очень многие сайты создавались, так сказать, у меня на глазах, в создании многих ресурсов принимал и какое-то непосредственное участие.
Но опять же, возвращаясь, к тому с чего я начал. Следует очень осторожно относится к широко разрекламированным ресурсам, которые, всегда являются коммерческими, а стало быть, их владельцев интересует лишь финансовая составляющая, а не то, насколько серьезную и правильную информацию им дают. И когда на сайт материалы поставляет копирайтер с образованием типа химика-технолога, да ещё женского пола (и примерно такие копирайтеры чаще всего и готовят материалы), то об уровне их достоверности легко догадаться.
Так что, если вы задали в поисковике что-то типа «танк КВ-5», то смело пролистайте пару страниц ссылок, которые вам выдаст Яндекс или Гугл, а там уже выбирайте сайт, на который зайти.
И это касается любой серьёзной тематики, а не только военной.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии