Что же такое воздушный крейсер?
Когда заходит речь про самолеты класса воздушный крейсер, какие только версии не высказываются. Чаще всего люди, не знающие что это такое, подразумевают под этим термином какой-то очень большой самолёт, с сильным вооружением.
Возможно, это вызвано тем, что в истории нашего самолетостроения была два самолета с таким обозначением. Про первый мало кто знает, это был проект времён Первой Мировой конструктора Григоровича под названием «МК-1», то есть «морской крейсер - первый». По тем временам это был очень большой самолёт. Второй раз самолет с таким обозначением был построен в 1934 году в КБ Туполева, и это был большой шестимоторный гидросамолёт- катамаран. Он так же назывался МК-1 (фирменное обозначение АНТ-22) и так же остался в качестве опытного. Но и тот, и другой «морские крейсеры» никакого отношения не имеют к тому классу самолётов, о которых пойдёт речь в этой статье.
Так что же такое воздушный крейсер?
Давайте я попробую уж совсем подробно и на пальцах разъяснить. Есть такой класс самолетов как дальний тяжелый бомбардировщик. Его задача летать далеко и нести как можно больше бомбовой нагрузки. Но чем больше мы будет решать задачи «как можно дальше» и «как можно больше», тем больше будем получать маломаневренный самолет больших размеров. Который, при всех своих преимуществах, будет представлять собой отличную мишень. Допустим, от зенитной артиллерии он ещё может забраться на большую высоту или укрыться за облаками. Но вот от истребителей-перехватчиков противника ему не уйти. Чтобы бороться с истребителями противника бомбардировщики имеют оборонительное пулёметно-пушечное вооружение. Но этого мало. Самый надежный способ, это сопровождать бомбардировщики своими же истребителями, которые будут отражать атаки перехватчиков противника. Но это возможно для легких и средних бомбардировщиков, а вот для дальних у истребителей просто не хватит дальности. Это понятно должно быть.
Какое решение? А оно пришло сразу же с началом использования тяжелых бомбардировщиков в Первую Мировую. Вместе с группой тяжелых бомбардировщиков отправляют самолеты с аналогичными характеристиками, в первую очередь такой же дальностью (и, как правило, с такими же размерами и грузоподъемностью). Но эти самолёты несут не бомбы, а на них расположено большое количество оборонительных пулеметных, а позже и пушечных установок, позволяющих вести огонь практически во всех направлениях. И задача этих самолётов, которые как вы уже, надеюсь, догадались, и называются воздушными крейсерами, в том, чтобы отражать атаки вражеских перехватчиков, не давая им подойти к охраняемым бомбардировщикам.
То есть воздушный крейсер это самолет, предназначенный для воздушного боя, так же как и истребитель. Но в отличие от истребителя, который воздушный бой ведёт активно, атакуя самолеты противника, воздушный крейсер сам не атакует, а лишь ведёт оборонительный бой. То есть бомбардировщики идут плотным строем, по краям которого идёт охранение из крейсеров.
Вот собственно и вся недолга, как говорил наши предки.
Правда, именно таких самолётов, которые я описал, в Первую Мировую не было, тогда в этом качестве использовались другие, более-менее подходящие для решения указанных задач самолёты. Специализированные же крейсеры стали появляться позже.
Наиболее характерным примером можно считать французский самолет Caudron R.11, Этот самолёт создавался как штурмовик и ночной бомбардировщик. Однако его летные данные оказались настолько многообещающими, а стрелковое вооружение - таким сильным, что машину решили использовать в качестве истребителя сопровождения бомбардировщиков. Самолет показал настолько хорошие летно-тактические характеристики, что осенью 1917 года заказали постройку 1000 экземпляров R-11, одна из-за нехватки двигателей до конца войны построили только 20 машин.
Caudron R.11
Аналогично использовались и немецкие самолёты Hannover CL.II, Hannover CL.III, Halberstadt CL.II, которые создавались как разведчики и штурмовики, но так же применялась для сопровождения бомбардировщиков.
Halberstadt CL.II
Первые классические крейсеры построили сразу же после окончания Первой Мировой войны, например, такой самолёт как Lioré et Olivier LeO 7, впервые взлетевший в 1921 году и построенный в количестве аж 32 экземпляров. Чтобы было очень даже немало, учитывая, что это было время, когда думали не о том, как построить новые самолёты, а каким боле дешевым способом утилизировать те, что имелись.
LeO 7 представлял собой трехместный двухмоторный биплан, с двумя пулеметами (в носовой и средней частях самолета), способный развивать скорость до 190 км/час. Основная задача была сопровождать бомбардировщики, но при этом он мог нести и до 400 кг бомб.
В задачи воздушного крейсера по взглядам того времени входила не только защита своих бомбардировщиков, но так же он и сам должен был нести небольшую бомбовую нагрузку, и наносить бомбовые удары по отдельным целям, особо важным небольшим объектам или средствам ПВО в районе бомбардировки. Так же в задачу крейсеров могло входить обнаружение и обозначение целей специальными типами бомб.
Lioré et Olivier LeO 7
Сразу стоит оговориться, что многие из того, что пишется про воздушные крейсеры, особенно про способы их применение и пр. так и осталось в виде теории, так как реального боевого применения крейсеров почти не происходило, за исключением второй половины Второй Мировой войны, когда и была поставлена окончательная точка в применении этого класса самолётов. Потому, большая часть того, что я пишу, это голая теория военных специалистов по применению воздушных крейсеров в возможной войне, которая так и не состоялась. Так как расцвет класса воздушных крейсеров пришелся на 20-е и 30-е годы, когда применения им так и не нашлось.
Перечислять все проекты самолетов данного класса — это будет отдельная книга, в одну статью точно не уложиться, поэтому я лишь ограничусь некоторыми самыми «классическими» зарубежными образцами.
Во всех немногочисленных материалах, где пишут про воздушные крейсеры, как правило, упоминают самолёт Bleriot 127. В справочниках он обычно указан как многоцелевой бомбардировщик или разведчик-бомбардировщик, иногда даже как эскортный истребитель. Во многим это правильно, так как согласно тогдашним взглядам французских военных, военные самолеты должны были быть как можно более многоцелевыми. Но Bleriot 127 создавался именно как воздушный крейсер, что же касается его возможностей как бомбардировщики и разведчика, так это всего лишь одна из дополнительных функций воздушного крейсера, а которой я упомянул выше: крейсер должен был вести разведку в интересах соединения бомбардировщиков, которое он сопровождал, находить цели и давать целеуказание своими бомбами или другими способами (например, сигнальными ракетами), а так же уничтожать зенитную артиллерию противника.
Bleriot 127 представлял собой двухмоторный четырехместный моноплан, с максимальной скоростью 199 км/час. Вооружение состояло из шести пулеметов. Одна спаренная установка находилась в носовой кабине, а ещё две огневые точки располагались в удлиненных гондолах двигателей позади задней кромки крыла. Такое расположение позволяло обеспечить фактически неограниченное огневое пространство задней полусферы. По тем временам это было довольно мощное оборонительное вооружение. Самолет так же мог брать во внутренний бомбоотсек 250 кг бомб.
Bleriot 127
Первые поставки были осуществлены в 1929 году, в эксплуатации самолёт находился до 1934 года, всего выпущено 42 экземпляра. Как легко догадаться, в боевой обстановке не применялся ни разу.
На смену Bleriot 127 был в 1930 году создан новый крейсер Bleriot 137. Внешне самолеты были похожи, но новый крейсер представлял собой цельнометаллический высокоплан. Вооружение осталось прежним, но теперь две кабины стрелков располагались у середины фюзеляжа бок о бок в задней кромке крыла сразу позади широкого выреза. Bleriot 137 так и остался в двух экземплярах.
Bleriot 137
И хотя обычно, кроме как про Bleriot 127, про какие-то другие французские воздушные крейсеры не упоминается, на самом деле их производили в очень даже не малых количествах. Можно бы было даже сказать в относительно огромных. Просто сама французская военная авиация была крохотная для такой страны. Но вот процент воздушных крейсеров был весьма велик. Просто слово воздушный крейсер обычно не употребляется, а чаще их называют самолёт сопровождения, причем на последнем месте, вот так: «бомбардировщик, разведчик и самолёт сопровождения».
Французское же название таких самолетов Multiplace de Combat то есть «многоместный боевой», в названии самолета присутствовал индекс М5, то есть «Multiplace 5-местный» (в названиях французских самолётов всегда указывалось количестве членов экипажа). Программа по созданию таких самолётов так же называлась BCR (Bombardement, Chasse, Reconnaissance).
По программе 1928 года было создано четыре самолёта, в том числе, упомянутый уже мною Bleriot 137, а так же SPCA 30 и Breguet 410, которые так же по конкурсу не прошли, и широко известный Amiot 143. Который в итоге и был принят на вооружение как Amiot 143M5, выпущен в количестве 140 единиц, и к началу Второй Мировой войны был самым массовым французским… обычно пишут бомбардировщиком, что тоже правильно, поскольку как воздушный крейсер он не использовался. И потому, что бомбардировщиков не хватало, да и сам концепция воздушного крейсера как-то к тому времени сошла на нет.
Amiot 143
Про этот французский самолет много написано, так что желающие могут узнать много подробностей и про историю его создания, и про его боевое применение, и про то, что он носит негласный титул самого уродливого самолёта и представляет собой просто издевательство над законами аэродинамики. Правда, стоит заметить, что эта жуткая угловатая форма самолета, с множеством выступающих деталей, башенок, на самом деле обеспечивала ему хорошую защиту, и позволяла так разместить оборонительное вооружение, что практически не было мертвых зон. А что касается его уродливого вида, то вы просто других не видели, в первую очередь его конкурентов.
На самолете Amiot 143 история французских "мультипляс де комба" отнюдь не закончилась, и по новой программе BCR (Bombardement, Chasse, Reconnaissance), был разработан и принят на вооружение, запущен в производство и с 1935 года стал поступать в войска самолёт Potez 54. Этот самолёт не сильно отличался от Amiot 143 в плане аэродинамики, правда, имел убирающиеся шасси. Про Potez 54, так же можно много где почитать, потому не буду на него тратить много места, тем более, что этот самолет, изначально разработанный как крейсер, применялся только как бомбардировщик (ему пришлось повоевать в Испании в этом качестве), и в небольших количествах использовался в качестве дальнего разведчика.
Potez 540
Как вы можете видеть, во Франции перед Второй Мировой создали довольно много воздушных крейсеров, и они приняли относительно активное участие в военных действиях, но в качестве бомбардировщиков. Что легко можно объяснить уже хотя бы тем, что создав крейсеры, французы «забыли» создать бомбардировщики, которые этим крейсерам предстояло сопровождать.
Но была и другая причина, по которой воздушные крейсеры как класс становились ненужными. Стали появляться тяжелые, дальние эскортные истребители, способные сопровождать свои бомбардировщики, если и не на всю дальность полета, то все-таки могли их прикрывать в глубине территории противника. Эскортные истребители становились все совершеннее, и это заставляло воздушные крейсеры искать другую работу — бомбардировщиков или разведчиков.
Однако с началом Второй Мировой войны история воздушных крейсеров не закончилась. На другой стороне земного шара, в Японии возникла необходимость для защиты бомбардировщиков G3M, действовавших в глубине территории противника. Для этих целей решили использовать бомбардировщик G4M1, на котором бомбовую нагрузку убрали и усилили оборонительное вооружение. Новый самолет получил название G6M1.
Самолет получил вооружение из одного 7,7-мм пулемета в носовой части, 20-мм пушки в хвостовой башне, еще одной такой пушки в нижней установке и одной пушки для стрельбы через боковые окна фюзеляжа. Для размещения вооружения и компенсации возросшего взлетного веса запас топлива был сокращен. Летные испытания показали, что G6M1 оказался слишком тяжелым, чтобы удерживать строй вместе с G3M2, после сброса последним бомб. В результате после выпуска 30 самолетов G6M1 производство было прекращено. Выпущенные самолеты были переделаны в учебные и транспортные.
Получалось, что переделанные из бомбардировщиков воздушные крейсеры имеют худшие характеристику и уступают в скорости тем самолетам, которые должны сопровождать. Теперь и японцы в это убедились, и казалось бы концепция воздушного крейсера теперь точно умерла.
Ан нет.
В конце 1942 года американская компания Lockheed Vega разработала самолёт под названием YB-40 “Flying Fortress”.
В качестве основы нового самолета был взят готовый стандартный бомбардировщик B-17F “Flying Fortress”, на котором усилили оборонительное вооружение, установив дополнительную надфюзеляжную турельную установку, а в нижней передней части фюзеляжа была смонтирована еще одна турельная установка. Одиночные пулеметные установки в боковых амбразурах заменили на спаренные. Помимо этого самолет сохранил стандартное вооружение от бомбардировщика, что довело полное защитное вооружение до четырнадцати 12,7 мм пулеметов. Нормальный боезапас всех пулеметов составлял 11135 патронов. Для лучшей защиты экипажа и двигателей было установлено дополнительное бронирование.
Подобным образом было переоборудовано двадцать бомбардировщиков B-17F. Некоторые YB-40 были оснащены турельными установками в носовой и хвостовой части с четырьмя 12,7 мм пулеметами. На некоторых самолетах испытывали установку 40-мм пушки и установку целых 30 пулеметов различных калибров в многочисленных гнездах в хвостовой части и в дополнительных турельных установках над и под фюзеляжем.
В 1943 году двенадцать YB-40 прибыли в Англию, для проведения эксплуатационных боевых испытаний. Самолеты приняли участие в девяти операциях, в ходе которых было сбито пять вражеских самолетов точно, при потере одного YB-40. В первых же вылетах выяснилось, что скорость YB-40 из-за повышенного аэродинамического сопротивления и дополнительного веса оружия, брони и боеприпасов недостаточна для полета вместе со стандартными В-17, особенно после сброса последними бомбовой нагрузки. Таким образом YB-40 мог защищать только себя, а не сопровождаемые бомбардировщики. Было признано, что проект YB-40 не оправдал себя, как и вся концепция подобного класса самолётов. Американцы убедились в этом последними, и на собственном опыте.
Вы наверняка заметили, что я рассказывал только о самолетах иностранного производства, и могли подумать, что в нашей стране воздушных крейсеров не было. И если вы так подумали, то вы в корне ошиблись.
Как раз в Советском Союзе воздушные крейсеры были, и было их достаточно много (если считать и проекты), чтобы об этом поговорить подробно и обстоятельно.
Что я обязательно сделаю в следующей статье, потому что в эту рассказ про советские воздушные крейсеры просто не влезет.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии