У деревни Ругуй: политрук Сергеенков
Мой читатель Юрий Сергеенков обратился ко мне с просьбой уточнить некоторые эпизоды биографии своего отца Семёна Илларионовича Сергеенкова.
Его фронтовую биографию он в целом знает. Семён Сергеенков в армии ещё до войны. В 1940 году закончил Школу младших авиационных специалистов в Красногвардейске (тогда так называли Гатчину), но служить пошёл по линии политической.
С сентября 1941-го года помощник начальника политического отдела по комсомолу 82-го района авиационного базирования Ленинградского фронта, с 24-го октября — младший политрук. Прошло всю войну и вернулся живой, а это лучшая из принесённых домой наград.
Конечно, политруку, а в конце войны уже капитану, Сергеенкову повезло. В частях авиационного тыла выжить шансов много больше, чем в пехоте. Но на войне у каждого своё место, и все должности важны, а погибнуть можно везде, даже в глубоком тылу.
Тем более, что в атаку ходить и политрукам аэродромных частей порой приходится. И вот именно про этот период биографии своего отца и попросил выяснить мой читатель.
Начнём, как обычно, издалека.
Как спасали Ленинград под Тихвиным
Жителям Ленинграда в Великую Отечественную войну пришлось очень тяжело. Голод, холод, бомбёжки, обстрелы. Блокада.
Но один из самых страшных периодов для города был связан с событиями на самом дальнем краю Ленинградской области и, вроде бы, города на Неве напрямую не касался.
В октябре 1941-го немцы внезапно начали наступление на востоке Ленинградской области. Расположенные там войска 54-й, 4-й и 52-й армии готовились к наступлению, их задачей было снятие Блокады. Для того и формировали. Внезапный удар немецких войск сдержать не могли и в результате 8-го ноября был оставлен Тихвин. Это был не просто один из советских городов. Взяв город, немцы перерезали единственную дорогу, по которой грузы шли к Ладожскому озеру, а через него в окружённый Ленинград. Для ленинградцев начались те самые страшные месяцы, когда выдавали по 125 граммов хлеба. Героические усилия фронтовых шофёров, которые через непролазные топи по гатям везли к Ладоге хлеб в обход Тихвина, не могли заменить железную дорогу.
Но собрали силы и Тихвин наши войска освободили. Войск не хватало, немцы были под Москвой, приходилось бросать в бой всё, что можно и нельзя. Из Ленинграда самолётами перебрасывали целые соединения, через фронт выводили партизанские отряды, в документах можно найти упоминания про отличившихся в бою 14-летних разведчиков гренадёрской бригады. В сводных отрядах сражались бойцы железнодорожных, строительных, конвойных войск.
«Аэродромные войска»
Современная война невозможна без авиации. А авиация не может воевать без аэродромов. А на аэродромах нужны люди, чтобы самолёты с них взлетали и садились. Всё это называется авиационным тылом. Но хоть и тыл, а личный состав имеет оружие.
В 1941 году авиационный тыл сыграл роль одного из важнейших резервов. Во-первых, количество самолётов сократилось в разы. А стало быть и людей для их обслуживания требовалось меньше. Во-вторых, служили на аэродромах обычные бойцы и командиры, которые подходили для строевой службы. И их вполне можно было заменить людьми более старших возрастов или менее годных к строевой по состоянию здоровья. А многие должности заняли и вовсе женщины. Например, для укладки парашютов, так женские руки может и более подходят.
Но нередко было и так, что немцы, прорвав оборону, уходили в наши тылы, а там их интересовали и наши аэродромы в первую очередь. Самолёты обычно улетать успевали, а вот батальонам аэродромного обслуживания уходить удавалось не всегда. И немало примеров, когда они вступали в бой.
82-й район аэродромного базирования находился в Тихвине. Я не нашёл, какие авиационные части базировались в том районе, но у 4-й и 53-й армий своих самолётов не было, а остальные авиачасти находились в других районах. Так что, работы у аэродромных частей было немного. Работы немного, а винтовки были. И пулемёты были. А немцы наступают на Тихвин.
В боях за Будогощь
Теперь перенесёмся к самому началу немецкого наступления. Ударив в стык между 52-й и 4-й армиями немецкие войска практически открыли себе дорогу на Будугощь. Советские войска им помешать не могли, выдвигавшиеся в тот район 292-я стрелковая и 27-я кавалерийские дивизии ещё не заняли оборону. Задержала лишь местность (это же наша местность), потому взять Будогощь немцы смогли только 23-го. Тем самым немецкие войска выходили в тыл 4-й армии, которой пришлось отступать. Немецкое же наступление пошло вдоль железной дороги Будугощь-Ситомля, по самой короткой дороге к Тихвину. Их с трудом сдерживали полки 292-й стрелковой и 27-й кавалерийской дивизий, а командование перебрасывало войска отовсюду, чтобы хоть как-то овладеть ситуацией. 25-26-го октября наши части отошли к деревне Ругуй. В 292-й дивизии после упорных боёв оставалось 250 «штыков». В Ругуе находился наш стройбат, но его сильно потрепала немецкая авиация.
Значение маленькой деревушки Ругуй легко понять, лишь взглянув на карту. Сама деревня и проходящая рядом железная дорога буквально стиснуты огромными болотами. Трудно придумать лучшую позицию для обороны. Тем более, что 292-я дивизия, точнее всё, что от неё осталось, получает подкрепление.
В ночь на 26-е прибывает сводный отряд 82-го района аэродромного базирования, численностью 505 человек. Командует отрядом подполковник Ванников (помощник начальника 1-го отдела Оперативного отдела штаба 4-й армии), что уже говорит о серьёзном отношении. Людей для отряда собирались по всем батальонам аэродромного обслуживания. Младший политрук Сергеенков был в этом отряде.
Пять сотен человек пехоты, без тяжёлого вооружения — это вроде и немного, но почти в три раза больше, чем имелось «штыков» в 292-й дивизии.
К сожалению, удержать нашим Ругуй не удалось, 27-го они отступили на рубеж реки Ситомля.
28-го в район начинают прибывать первые подразделения переброшенной из Ленинграда 191-я стрелковой дивизии. Дивизия, правда, лишь на бумаге, в ней и трёх тысяч человек не набирается. А полученное было подкрепление ещё без оружия. Одним батальоном дивизия атакует Ругуй, но без успеха. В боях был ранен командир 191-й дивизии полковник Лукьянов, его сменил комдив 292-й полковник Виноградов.
После прибытия дополнительных сил наши войска пытаются организовать контрнаступление. Успеха оно не имело.
К тому времени, остатки сводного отряда 82-го РАБ влились в 191-ю дивизию. Хотя на карте отряд ещё встречается.
Видимо, путь его бы очень коротким, день-два. Остатки рядового состава передали в 191-ю стрелковую, командный состав вернули обратно, в подчинение тыла авиации Ленинградского фронта. Младший политрук Сергеенков после этих боёв вернулся на другую должность.
Это уже другая история.
Вот, собственно и всё, что можно рассказать об участии бойцов и командиров 82-го района аэродромного базирования Ленинградского фронта в боях под Будугощью. Видимо, мало кто из них уцелел, но свой вклад в спасение Ленинграда все они внесли.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии