Что же такое воздушный крейсер? (продолжение)

Если вы читали мою предыдущую статью «Что же такое воздушный крейсер?», то я вам настоятельно советую это сделать, а если вы категорически этого не хотите, то придется вам напомнить, что в Первую Мировую войну возникла концепция боевого самолёта, который должен был бы сопровождать бомбардировщики и оборонять их от атак вражеских истребителей. Для чего этот самолёт, который и называется воздушный крейсер, должен был иметь такую же дальность и скорость, как сопровождаемые им бомбардировщики, и сильное оборонительное вооружение.

Проще всего было создать такой самолёт, переоборудовав стандартный бомбардировщик (такой же, который требовалось сопровождать), вместо бомбовой нагрузки установив на него дополнительное пулеметное, а лучше пушечное, вооружение. Под словом «вместо» имелось в виду конечно вес, который бы освободился, если нет бомб.

В целом задача оказалась достаточно сложной, и создать такой самолёт оказалось не так просто, потому неудачных примеров воздушных крейсеров в истории авиации, намного больше, чем вообще хоть как-то летавших. Чаще всё заканчивалось либо на стадии проектирования и испытаний, либо созданные крейсеры так и не использовали по назначению.

При создании тяжелобомбардировочной авиации в Советском Союзе так же хорошо понимали, что нужно тяжелые бомбовозы во вражеском небе как-то защищать. А так как в то время никаких других способов защиты, кроме как окружить тяжелые бомбардировщики воздушными крейсерами, не было, то и разработкой воздушных крейсеров занялись всерьёз. Изначально предусматривалось два типа крейсером: легкий и тяжелый. Предназначались они соответственно для сопровождения средних и тяжелых (и сверхтяжелых) бомбардировщиков. Проектов было немало, но на вооружение был принят и производился лишь один самолёт этого класса. Это был АНТ-7 разработанный в КБ А.Н.Туполева. Самолёт этот у нас более известен под военным обозначением Р-6 (то есть «разведчик - шестой», но создавался он как Кр-6 (то есть «крейсер - шестой). Разработку воздушного крейсера начали в 1926 году, по своей конструкции он был очень похож на бомбардировщик ТБ-1 (который и должен был сопровождать), но меньших размеров.

Первый самолёт взлетел в 1929 году, потом долго шли испытания, и с 1932 года запустили в серию. До 1936 года выпустили 407 самолетов всех модификаций. В основном самолет использовался в разведывательных частях, в большинстве источников написано, что как крейсер он себя не оправдал. Так это или нет, сейчас оценить сложно, но судя по всему, у военных и у самих не было точного понимания, какой именно самолёт и с какими характеристиками они хотят получить.

Во всяком случае, работы над самолетами этого класса в Советском Союзе продолжались.

В 1933 году в воздух взлетел самолет АНТ-21, военное название которого Ми-3, то есть «многоместный истребитель - третий». По сути это был промежуточный вариант самолета между воздушным крейсером и тяжелым истребителем. Самолет так и остался в виду двух опытных образцов.

Если проект Ми-3 был, по сути, вариантом создания облегченного крейсера, который способен вести и маневренный бой, то было и другое направление в проектирование самолетов этого класса, а именно тяжелый крейсер. Проект такого самолеты под название ТК-1 («тяжелый крейсер - четвертый») был создан в 1934 году авиаконструктором В.Ф.Болховитиновым, на базе его же бомбардировщика ДБ-А. Каких либо изображений этого самолета мне лично пока видеть не доводилось, но судя по описанию, он не сильно отличался от бомбардировщика.

Бомбардировщик ДБ-А

Вооружение ТК-1 3 пушки ШВАК, 5 пулеметов ШКАС и 8 PC с огромным боезапасом в 3 тысячи снарядов и 11 тысяч патронов. Экипаж 11 человек. Согласно заданию ТК-1 предназначался для «боевых действий артиллерийско-стрелковым оружием против воздушного и наземного противника, непосредственного охранения бомбардировочно-транспортной авиации дальнего действия при полете к цели и обратно». В это же время в Советском Союзе разрабатывались проекты «супербомбовозов» ТБ-4 и ТБ-6 и для сопровождения этих огромных бомбардировщиков и предназначался ТК-1. Самолет так и не был построен, так же как и последующий проект ТК-4.

Как мы видим, в начале 30-х в СССР рассматривалось создание даже трёх типа воздушных крейсеров: тяжелого четырехмоторного, среднего двухмоторного и легкого, который мог бы вести маневренный бой, и являлся переходным от крейсера к истребителю.

Впрочем, как мы видим, большинство проектов осталось на бумаге.

В 1934 году под руководством А.Н.Туполева был создан проект самолёта АНТ-30, он же СК-1 («сухопутный крейсер - первый»), который так и не был построен.

Согласно проекту АНТ-30 должен был выполняться по схеме цельнометаллического двухмоторного низкоплана с гладкой обшивкой и нормальным хвостовым оперением. В передней поднимающейся куполообразной установке распол­агалась огневая точка с двумя пулеметами ШКАС, заднюю полусф­еру прикрывали фюзеляжная установка типа ДАК с одним пулеметом ДА или ШКАС и установка с 20-мм пушкой "Эрликон". В фюзеляжном бомбоотсеке в варианте крейсера размещался дополнительный топ­ливный бак, в варианте скоростного бомбардировщика там устан­авливались бомбодержатели, кроме того, бомбы могли подвешива­ться на внешних держателях под центропланом. Суммарная бомбовая нагрузка достигала 1000 кг.

В некоторых источниках указывается, что работы над АНТ-30 были прекращены потому, что военные разочаровались в концепции воздушного крейсера. Такое действительно имело место в то время, но, тем не менее, разработка новых крейсеров не прекратилась. В 1935 году под руководством того же Туполева был построен самолет АНТ-46, он же ДИ-8. Название не совсем понятно, хотя его иногда расшифровывают как двухмоторный, но вообще по советской классификации это надо понимать как «двухместный истребитель - восьмой». В ряду истребителей с индексом ДИ действительно 8-е место свободно, но АНТ-46 имел экипаж из 4-х человек.

АНТ-46 был создан на базе самолета АНТ-40, то есть скоростного бомбардировщика СБ.

Первоначально планировалось вооружить самолет двумя 76.2-мм динамореактивными пушками АПК-4 (по 15 снарядов), установленных в крыле. В носовой кабине устанавливался 12.7-мм пулемет, в хвостовой части фюзеляжа всё осталось как на СБ - верхний турельный ШКАС на подвижной установке и нижний люковый пулемет той же системы. Но из-за проблем с динамореактивными пушками было решено их заменить на четыре 20-мм пушки ШВАК. Бомбовая нагрузка самолета составляла до 250 кг.

Как написано у коллег с сайта «Уголок неба»

«…из-за затянувшихся сроков подготовки к сдаче АНТ-46 на государственные испытания он был снят с плана, как неудавшийся. Анализ заводских испытаний вынудил заказчиков отказаться от этого "крейсера". Продолжение работ над ДИ-8 бригадой Архангельского оказалось невозможным, так как ее в полном составе перевели на 22-й завод как самостоятельное ОКБ по отслеживанию серийного выпуска СБ. АНТ-46бис не строили. Ограничиться пришлось лишь разработкой ряда агрегатов и фрагментарного макета фюзеляжного лафета с пушками ШВАК.

Неудача А.Н.Туполева с дальним истребителем чудовищным образом повлияла на работу других ОКБ в этом направлении. В экспериментальном институте П.И.Гроховского и в конструкторском бюро Д.П.Григоровича были построены их самолеты Г-38 (ЛК-2) и ДГ-56 (ЛК-3), но им не дали возможности даже "погудеть" моторами. По прямому указанию руководства ГУАП НКТП (а фактическим хозяином этого ведомства был не номинальный начальник Михаил Моисеевич Каганович, а неподвластный ему влиятельный первый зам. Туполев) названные самолеты были уничтожены, а работников этих предприятий либо передали в другие КБ, либо пустили по миру. Сохранилось и такое мнение, что Туполев сам остановил работы по АНТ-46 и его дублеру в связи с успешным принятием на вооружение ВВС среднего бомбардировщика СБ, который с двигателями типа М-100 имел хорошие перспективы в основном и многоцелевом вариантах применения. Эта версия пока подтверждения не получила.»

Словом, опять дело ясное, что дело тёмное. Во всяком случае, наша авиация осталось без воздушных крейсеров. Сказать хорошо это или плохо я не берусь.

Но стоит упомянуть для полноты картины, что кроме АНТ-46, на котором история советских воздушных крейсеров закончилась, были и другие проекты, о двух из которых упомянуто выше, и про один не сказано. Проект П.И.Гроховского носил фирменное название Г-38 и военное ЛК-2 («легкий крейсер - второй») и представлял собой двухбалочный моноплан с трехместной кабиной на крыле. Оружие было весьма мощным — вперед четыре пулемета ШКАС и две 20-мм пушки ШВАК, назад два ШКАС на шкворневой установке, под кабиной имели возможность подвешиваться разные бомбы, Расчетная большая скорость — 550 км/ч. В варианте штурмовика на этом самолёте планировали установку автоматических гранатомётов конструкции Таубина калибра 40,8 мм. Самолет начат проектированием в сентябре 1934 года. По сути, это был, как и Ми-3, промежуточный вариант между воздушным крейсеров и тяжелым истребителем.

Проект Д.П.Григоровича ДГ-56 (ЛК-3) был классической схемы, хотя внешне тоже выглядел немного необычно для того времени.

Параллельно с АНТ-46 был разработан проект ЦКБ-54, военное обозначение ДБ-3СС. Его разработали в ОКБ-39 под руководством С.В.Ильюшина, на основе бомбардировщика ДБ-3. Все бомбовое вооружение сняли. Зато стрелковое значительно усилили. На обычном ДБ-3 стояли три пулемета ШКАС: один в носовой установке, один - в верхней и еще один - в нижней (люковой) установке. Носовую и верхнюю установки заменили на пушечные. В носовой установке смонтировали 20-мм пушку ШВАК со 120 снарядами, в средней - такую же пушку, но с запасом 240 снарядов. Вместо люковой установки смонтировали под фюзеляжем сигарообразную гандолу с двумя пулеметами и дистанционным управлением. Для обслуживания всего этого вооружения экипаж самолета пришлось увеличить, добавив еще одного человека. На ДБ-3 экипаж состоял из пилота, штурмана и стрелка-радиста. Теперь включили еще стрелка-оператора подфюзеляжной гондолы.

ЦКБ-54

Подвижная подфюзеляжная гондола с пулеметом ШКАС

В результате испытаний оказалось, что усиление стрелкового вооружения привело к тому, что самолет сопровождения оказался на 100 кг тяжелее базового бомбардировщика. ЦКБ-54 уступал в скорости серийному ДБ-3 на 7-15 км/ч. Это означало, что самолет сопровождения неспособен идти в строю с теми бомбардировщиками, которые должен был охранять. Рост веса завел работу в тупик. В итоге от серийного выпуска ЦКБ-54 отказались. И это был последний советский воздушный крейсер.

Пока бомбардировщики ещё были тихоходными и скорость не имела для них столь большого значения, концепция крейсера вполне себя оправдывала. Но к концу 30-х бомбардировщики стали развивать скорость, близкую к скорости истребителей, и в этой ситуации даже небольшое отставание для крейсера имело уже критическое значение. Воздушные крейсеры упустили своё время и Вторая Мировая война уже была не для них.

Мой канал на Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями