Неизвестные «МиГи», «Яки», «Илы» и прочие

Наверное, один из самых распространенных вопросов, связанных с названиями советских самолётов, связан с пробелами в системе нумерации. Вроде как ясно, что номера самолётам присваивали подряд, но вдруг возникают пробелы.

Чаще всего люди интересуются, почему это истребители «Як» так странно нумеруются. Сначала Як-1, потом Як-7, потом Як-9, а потом, почему-то Як-3 идёт. И где Як-5 в это ряду?

С этим довольно просто, перед войной были созданы в КБ Яковлева сразу несколько самолетов, которые получили названия И-25, И-26, И-28, И-30 и УТИ-26.  

И-26 стал всем известным Як-1. И-28 был высотным истребителем-перехватчиком, который в 41-м году получил название Як-5, но в серийное производство не пошёл. И-29 это тяжелый двухмоторный истребитель, который не был принят на вооружение. И-30 был цельнометаллическим истребителем с мощным пушечным вооружением (три 20-мм пушки), получивший название Як-3. И-30 так же не был принят на вооружение, а его название Як-3 потом получил другой истребитель Яковлева. Двухместный учебно-тренировочный истребитель УТИ-26 получил название Як-7, который позже становится боевым одноместным истребителем.

Как видите все довольно просто, единственная странность, это то, что вернулись к уже использованному наименованию Як-3.

Вообще основную путаницу в названиях советских самолетов создает то, что с одной стороны часто названия в общей системе присваивались не только реальным самолётам, но и проектам которые не то, что оставались в виде чертежей, но даже, порой, в виде замысла. При этом, часто одно и тоже название получали разные самолёты, создававшиеся по одному техзаданию. Потому есть пробелы из-за того, что какой-то номер в общем порядковом ряду был присвоен какому-то проекту, который остался «в замысле», что даже следов не оставил в документах, а есть дублирование, потому что сначала номер дали одному самолёту, потом другому.

Как известно, названия самолетам в Советском Союзе до 1941 года давали по его назначению: «И» - истребитель, «Р» - разведчик, «ДБ» - дальний бомбардировщик, «ТБ» - тяжелый бомбардировщик, «ДИ» - двухместный истребитель и т.д.

При этом основные типы самолётов имели утвержденные названия, типа «У» -учебный, «БШ» - бронированный штурмовик, но для новых проектов конструкторы сами придумывали обозначения типа «СПБ» - скоростной пикирующий бомбардировщик.

Кстати не надо думать, что название самолёта ограничивалось коротким И-2 или И-3. Полное название И-3 было «Лёгкий манёвренный одноместный истребитель И-3» и другие были не короче.

В 1941 году самолеты стали поголовно переименовывать по фамилиям конструкторов: Як, Ил, МиГ, ЛаГГ, Та, Су и т.д., причем иногда, когда конструкторов было несколько, в названии фигурировали все двое или трое. Номер уже шли не по порядку, а по схеме: истребители имели нечетные номера, остальные самолёты четные.

Давайте начнём с первой системы, когда самолеты получали названия по типам

Наиболее массовый список названий имели истребители. Номера дошли не только до 30-го, но и стали трехзначными. Это не значит, что было триста истребителей, просто

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями