Драгуны на бронетранспортерах

Как вы видите, я не остановился на статье «Гусары на мотоциклах» и, создав продолжение «Уланы на велосипедах», понял, что серия может быть продолжена. Кстати, название про гусар возникло в последний момент и случайно, изначально статья называлась весьма прозаично.

Итак, вполне логично, если такой род кавалерии как гусары сравнивать с мотоциклетными частями, то для драгун выбор очевиден. Кстати, драгун иногда называют пехотой, посаженной на лошадей, но это неправильно. Правильнее говорить, что это кавалерия, которая должна вести бой в пешем строю. То есть делать тоже самое, что делала мотопехота в период Второй Мировой войны.

Вот давайте на эту тему и поговорим.

С одной стороны моторизованные пехотные части были практически во всех странах, но с другой стороны, интерес представляют лишь армии нескольких стран. Тех стран, где реально были созданы специальные части и соединения моторизованной пехоты, и, что, на мой взгляд, интересно, где были разработаны специальные транспортные средства для перевозки мотопехотных подразделений.

Если говорить про эти самые транспортные средства, то они (хоть и весьма условно) делятся на два типа. Первый тип, это машины, которые предназначены для перевозки пехоты непосредственно на поле боя до позиций противника, защищая личный состав от ружейно-пулеметного огня и осколков. Причём, по возможности предусматривая возможность для перевозимого личного состава вести огонь из стрелкового оружия, не покидая машины. Второй тип машин, предназначен лишь для доставки личного состава к полю боя, и, возможной огневой поддержки штатными огневыми средствами наступающей пехоты, следуя за ней на некотором расстоянии.

К первому типу, сразу понятно, относятся современные боевые машины пехоты (БМП) и такой, довольно редкий вид боевых машин, как тяжелые бронетранспортеры. Ко второму типу относятся классические бронетранспортеры, а так же не бронированные транспортеры пехоты, которые как раз тоже имели место в 30-е годы и в период Второй Мировой войны. Причем порядок, в котором я перечислил эти типы не случаен — ведь первыми появились как раз тяжелые бронетранспортеры, хотя этот вид боевых машин так и не получил развития.

Подчеркну ещё раз, что это довольно условное деление, так как, особенно в реальной боевой обстановке, всё идёт далеко не по задуманному изначально.  

Как уже сказал, мотопехота имелась практически во всех армиях Второй Мировой, но все это были подразделения, которые просто посадили в обычные грузовые автомобили, хотя иногда это были и купленные (или иным способом полученные) в других странах специализированные транспортеры. Потому, рассказывать про мотопехоту всех стран, конечно можно, но это очень долго и весьма однообразно, а, стало быть,  не особо интересно.

Потому мы поговорим лишь про армии четырех стран: Германии, Франции, Великобритании и США.

Начнём мы с Франции, выбрав её исключительно потому, что в ней все мотопехотные части изначально получили название драгунских, точнее «возимых драгун» - Dragon portés. Как легко догадаться, относилась «драгунская» мотопехота к кавалерии, и с 20-х годов возимые драгунские полки входили в состав кавалерийских дивизий (Division Cavalerie), а в 30-е годы появились легкие дивизии (Division Légère) позже ставшие легкими кавалерийскими (Division Légère de Cavalerie), и затем и легкие механизированные (Division Légère Mécanique). Основной ударной силой этих дивизий были танки, но и про мотопехоту не забывали. Причём и сами драгунские полки имели бронетехнику в своем составе. К началу Второй Мировой во французской армии было два типа мотопехотных или возимых драгунских полков (уточняя каждый раз потому, что имелись и другие драгунские полки, которые являлись не мотопехотными, а танковыми).  

Опытный полугусеничный бронетранспортёр Citroën-Kégresse Q , 1930 г. 

Опытный колесный бронетранспортёр Berliet VPDK, 1931 г.

В составе механизированной дивизии драгунский полк состоял из трех батальонов. В батальоне пять рот: броневая, мотоциклетная, две мотопехотных и тяжелого оружия. Броневая рота имела в своем составе четыре взвода по 5 малых разведывательных танков класса AMR, которые планировали заменить на более совершенные боевые машины класса AMC, по мере их появления. Мотоциклетная рота включала четыре взвода, в каждом командное отделение (6 человек и 1 ружейный гранатомёт) и два боевых отделения (по 10 человек, 2 ручных пулемета и 1 ружейный гранатомёт) . Так же в роте было одно миномётное отделение с 60-мм минометом. В мотопехотных ротах было три стрелковых и пулеметный взводы. В стрелковом взводе командное отделение (7 человек и 1 ружейный гранатомёт) и три боевых, по 10 человек 10 человек, 2 ручных пулемета и 1 ружейный гранатомёт в каждом. В пулеметном взводе было 4 станковых пулемета и  60-мм миномёт. Для перевозки личного состава использовались полноприводные трехосные грузовые автомобили Laffly S20 TL или Lorraine 28, которые во французской армии официально относились к типу техники под названием "Voiture de Dragons Portés" (VDP), что можно вольно перевести как «небронированный транспортёр пехоты». Но про них чуть позже.  Всего же в мотопехотной роте было  200 человек, 21 транспортёр VDP Laffly S20 TL или Lorraine 28, 18 ручных и 4 станковых пулемета, 12 ружейных гранатометов, 1 60-мм миномет.

Voiture de Dragons Portés Laffly S20 TL

В роте тяжелого оружия было два пулеметных, минометный и противотанковый взводы. Всего 8 станковых пулеметов, 4 81-мм миномёта, 4 25-мм противотанковых пушки и 19 тягачей и транспортеров.   

В составе кавалерийской дивизии драгунский полк состоял из двух батальонов. Состав рот был точно такой же, а вот количество другое: в полку были только броневая, мотопехотная и тяжелого оружия роты. А так же существенно отличался и транспорт. В качестве транспортеров "Voiture de Dragons Portés" (VDP) и тягачей использовались полугусеничные машины Citroen-Kegresse P19. Для перевозки одного отделения надо было два полугусеничного транспортёра. Таким образом, в каждом мотопехотном эскадроне было 32 полугусеничных транспортера. В роте тяжелого оружия их было 19. Реально полугусеничные транспортеры были только в одном из батальонов, во втором вместо них пришлось использовать обычные грузовики.

Voiture de Dragons Portés Citroen-Kegresse P19

Как мы видим, французы имели вполне современную по вооружению и структуре мотопехоту для своих подвижных частей. Правда, у них не было бронетранспортеров на вооружении. Но, во-первых, у них использовались, хоть не бронированные, но весьма специализированные машины для перевозки пехоты, имевшие очень высокую проходимость и большую мощность, кстати, предусматривающую установку пулемета. То есть от бронетранспортеров они отличались лишь отсутствием брони, что, как ни странно, было даже не так уж принципиально важно для решения поставленных перед ними задач. Во-вторых, бронетранспортеры французы разрабатывали, но так и не успели до войны  создать модель, которая бы их вполне удовлетворила и была принята на вооружение. Важно то, что у них уже были отличные шасси — колесное и полугусеничное — а забронировать его было уже проще. Так что, если бы Франция еще принимала участие в войне после 1940 года, наличие у них отличных колесных бронетранспортёров ни у кого не вызывает сомнения.  Стоит напомнить, что немцы, не мудрствуя лукаво, навесили броню на трофейные французские транспортеры, и получили вполне приемлемые по своим качествам машины, которые им весьма пригодились в 44-м году во время боёв на Западном фронте.  

Были во французской армии к началу Второй Мировой войны и бронетранспортеры, но относились они уже к совсем другому роду войск.

Имелись во французской армии такие дивизии как Division Cuirassée de Réserve, которые как только не переводят на другие языки. Чаще всего этот перевод звучит как «резервные кирасирские дивизии». Но, моего знания французского языка, плюс знаний военного дела хватает, чтобы сей перевод забраковать. По поводу «резервной» надо понимать, что это означает «резерв Главного Командования», а не то, что дивизия относится к резервным войскам. Слово же «Cuirassée» в данном случае правильнее применять в его первичном значении, и тогда будет что-то вроде «бронированная дивизия РГК». Почему французы так решили изощряться с названием я не знаю, но много лет изучая французскую армию и перечитав практически всю литературу по этой теме, о происхождении названия так ничего и не нашел. Но не суть. Важно то, что это были танковые дивизии прорыва, вооруженные танками соответствующего типа. Имелась в составе этих дивизий своя мотопехота, которая уже именовалась не драгунами, а егерями «Chasseurs Portés»  Причём, тут стоит уточнить, что подразумеваются скорее конные егеря, а не пешие. Егерей в каждой дивизии было по два отдельных батальона (Battalion de Chasseurs Portés) и по составу они были очень похожи на драгунские. В каждом броневая, мотоциклетная, две мотопехотных и тяжелого оружия роты и броневой взвод. Броневой взвод в составе 5 разведывательных танков AMR так и не сформировали  ни в одном батальоне, но это не важно.

По вооружению было почти так же, только 25-мм пушек было девять, а не четыре, как у драгун, но вот перевозился личный состав мотопехотных рот гусеничными бронетранспортерами Voiture Blindee de Chasseurs Portes 38L фирмы “Lorraine” (помните «Лорен-Дитрих» из «Золотого теленка»  - так вот это она самая). Полагалось их по 20 единиц на роту, в каждом взводе по 4 бронетранспортёра, 1 в минометном отделении и 3 в управлении роты. Еще 9 бронетранспортеров было в роте тяжелого оружия в качестве тягачей 25-мм пушек.

Voiture Blindee de Chasseurs Portes 38L

Вообще эти гусеничные бронетранспортёры как-то не особо вписываются, куда бы то ни было. Судя по назначению самой дивизии отдельные батальоны егерей в ней предназначались для непосредственного сопровождения танков на поле боя.  Но сами бронетранспортёры для этой цели подходили не очень. Слишком маленькие и тесные (теснота это примета всей французской бронетехники того времени) они уж точно не позволяли десанту в них расположенному вести огонь из стрелкового оружия и не имели пулемётов. В самом бронетранспортёре, в десантном отделении вообще помещалось только шесть человек, ещё четыре располагались в прицепе. Получается вроде бы целых десять, но прицеп это уже вообще что-то экзотическое.

Правда, была создана более совершенная версия Voiture Blindee de Chasseurs Portes 39L, вполне соответствующая тому представлению о бронетранспортерах, которое мы имеем  сейчас, но в войска она не успела попасть совсем. Хотя на бумаге была даже немало разных интересных машин на базе.

Словом, понять окончательный ход мысли французских военных и инженеров, и их окончательные взгляды на роль бронетранспортеров в танковых дивизиях (Division Cuirassée de Réserve) нам уже не дано, после поражения Франции в 1940 году.

Вот, пожалуй, и всё, что можно рассказать о французских драгунах и егерях и их бронированных и небронированных транспортёрах.   

  Что же касается драгун в других странах, то в первую очередь стоит искать в Великобритании, где вроде и драгуны были, и бронетранспортеры числились. Ну, правда, драгуны там бронетранспортёры не использовали, и «ездили» на танках, так как бронетанковые части в английской армии относились к кавалерии и сохранили исторические имена, а вот мотопехота бронетанковых дивизий имела пехотные корни, и соответственно исторические названия пехотных полков.      

Но поскольку у нас впереди ещё целых три страны, в которых разговор про бронетранспортёры явно может быть более объёмным, чем про французскую армию, то давайте-ка его отложим, чтобы получилась полноценная и обстоятельная статья и про англичан, и про американцев, и, конечно, про немцев.

Мой канал на Яндекс.Дзен

Это мой канал в Пульс

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями