Уланы на велосипедах

В данном случае название не совсем корректное, просто оно как-то само вписывается после названия статьи «Гусары на мотоциклах». Как я писал там, гусары, как род кавалерии, по своей сути близки мотоциклетным частям первой половины ХХ века. Если же продолжать аналогии, то для самокатных частей ближе всего будут конные егеря. Но фраза «Конные егеря на велосипедах» будет по-русски звучать уж очень… гм… криво. Это только в других языках могут себе позволить названия в стиле «конно-гренадёрский мотопехотный полк». Так что пусть уж будут уланы в заголовке и конные егеря «на ум пошло».

Собственно, для русского человека и название «самокатные» несколько режет ухо. Поскольку самокат у нас сегодня обозначает совсем  иное средство передвижения, и, вроде бы, правильнее эти части именовать велосипедными. Но, мы их будем именовать так, как их называли в то время, когда они были в составе нашей армии, что является самым правильным подходом.   

Хотя, первые самокатные части появились ещё в XIX веке, а в англо-бурскую войну на велосипедах уже активно передвигались, но самый расцвет самокатчиков приходится на промежуток между мировыми войнами. В Первую Мировую войну шло активное спешивание кавалерии, изначально многие армии в штате кавалерийских соединений уже имели легкую пехоту, а в ходе Первой Мировой её вес в кавалерии увеличивался. Ну а поскольку, пешие и конные подразделения имеют разную подвижность, а даже в условиях позиционной войны, кавалерии все-таки должна порой использовать свою способность быть высокомобильной, то использовать велосипеды сам бог велел. Поскольку и самокатные, и конные подразделения примерно одинаковы в плане мобильности. Все импровизации Первой Мировой войны были закреплены в 20-е годы и позже, когда практически во всех армиях стали появляться в составе кавалерийских соединений батальоны или роты самокатчиков. И всё это закреплялось экспертами различными, разрабатывающими концепции будущих войн.

Поскольку самокатные части имелись практически во всех армиях, то проще всего было бы рассказать, где их не было или почти не было. Причём, я имею в виду не велосипедистов вообще, поскольку велосипеды как средство передвижения использовались в самых разных подразделениях, например, для связи. Речь идёт только о боевых подразделениях, размером хотя бы рота/эскадрон и выше. Так вот, хотя проще рассказать о тех армиях, где самокатных частей не было, я все-таки попробую сделать обзор тех армий, где они были более широко представлены.

Начнём мы, пожалуй, с Польши. По причине заголовка статьи. Уланы, как известно, считаются польским национальным родом кавалерии. Уланы действительно появились в Польше, правда, слово национальным тут не сильно уместно, о чём сами поляки говорить не любят. Кто не помнит или не знает, первые уланские части были созданы из проживавших на литовской территории татар, которые переселились туда из Золотой Орды, о чем мы подробно рассказывать тут не будем. Потому, правильнее говорить, что это были национальные татарские или монголо-татарские части в составе польско-литовской армии. И само

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями