Уланы на велосипедах

В данном случае название не совсем корректное, просто оно как-то само вписывается после названия статьи «Гусары на мотоциклах». Как я писал там, гусары, как род кавалерии, по своей сути близки мотоциклетным частям первой половины ХХ века. Если же продолжать аналогии, то для самокатных частей ближе всего будут конные егеря. Но фраза «Конные егеря на велосипедах» будет по-русски звучать уж очень… гм… криво. Это только в других языках могут себе позволить названия в стиле «конно-гренадёрский мотопехотный полк». Так что пусть уж будут уланы в заголовке и конные егеря «на ум пошло».

Собственно, для русского человека и название «самокатные» несколько режет ухо. Поскольку самокат у нас сегодня обозначает совсем  иное средство передвижения, и, вроде бы, правильнее эти части именовать велосипедными. Но, мы их будем именовать так, как их называли в то время, когда они были в составе нашей армии, что является самым правильным подходом.   

Хотя, первые самокатные части появились ещё в XIX веке, а в англо-бурскую войну на велосипедах уже активно передвигались, но самый расцвет самокатчиков приходится на промежуток между мировыми войнами. В Первую Мировую войну шло активное спешивание кавалерии, изначально многие армии в штате кавалерийских соединений уже имели легкую пехоту, а в ходе Первой Мировой её вес в кавалерии увеличивался. Ну а поскольку, пешие и конные подразделения имеют разную подвижность, а даже в условиях позиционной войны, кавалерии все-таки должна порой использовать свою способность быть высокомобильной, то использовать велосипеды сам бог велел. Поскольку и самокатные, и конные подразделения примерно одинаковы в плане мобильности. Все импровизации Первой Мировой войны были закреплены в 20-е годы и позже, когда практически во всех армиях стали появляться в составе кавалерийских соединений батальоны или роты самокатчиков. И всё это закреплялось экспертами различными, разрабатывающими концепции будущих войн.

Поскольку самокатные части имелись практически во всех армиях, то проще всего было бы рассказать, где их не было или почти не было. Причём, я имею в виду не велосипедистов вообще, поскольку велосипеды как средство передвижения использовались в самых разных подразделениях, например, для связи. Речь идёт только о боевых подразделениях, размером хотя бы рота/эскадрон и выше. Так вот, хотя проще рассказать о тех армиях, где самокатных частей не было, я все-таки попробую сделать обзор тех армий, где они были более широко представлены.

Начнём мы, пожалуй, с Польши. По причине заголовка статьи. Уланы, как известно, считаются польским национальным родом кавалерии. Уланы действительно появились в Польше, правда, слово национальным тут не сильно уместно, о чём сами поляки говорить не любят. Кто не помнит или не знает, первые уланские части были созданы из проживавших на литовской территории татар, которые переселились туда из Золотой Орды, о чем мы подробно рассказывать тут не будем. Потому, правильнее говорить, что это были национальные татарские или монголо-татарские части в составе польско-литовской армии. И само слово «улан» имеет тюркское происхождение. И характерный головной убор улан, который считается теперь национальным в Польше и именуется «конфедераткой», взят от кочевников — в таких же испокон веку и до сих пор наши калмыки ходят. А уж тактика боя улан точно от татар взята. Но не суть. Важно то, что в Польше ХХ века почти все конные полки именовались уланскими или конно-стрелковыми (последних иногда не совсем правильно имеют конными егерями). В составе польской кавалерийской бригады в 1939 году было по одному самокатному эскадрону (Szwadron kolarzy), а в каждом полку по самокатному взводу. Хотя ещё штатами 1938 года в каждом конном полку предусматривался самокатный эскадрон. Кроме того, в каждой пехотной дивизии имелась самокатная рота (Kompania Kolarzy), которая, в отличие от одноименных эскадронов организационно относилась к пехоте. И роты и эскадроны имели примерно одинаковый состав — три взвода по три (в роте) или по четыре (в эскадроне) отделения. Из тяжелого вооружения в эскадроне полагалось иметь два станковых пулемета, два 46-мм миномёта и три противотанковых ружья. В ротах же тяжелого оружия было поменьше, только девять ручных пулеметов и шесть противотанковых ружей.

Ну а так как, как минимум две три полков польской кавалерии именовались уланскими, то значит и статью я мог с полным правом назвать «Уланы на велосипедах».     

Прежде чем продолжить обзор самокатных частей других стран, сразу укажу те государства, в армиях которых самокатчиков практически не было. Это США, Великобритания и Советский Союз. В Красной Армии мы иногда встречаем велосипедистов, например, в довоенных воздушно-десантных бригадах была самокатная рота, но вообще это явно не наш род войск. Потому давайте обратим внимание на другие страны, тем более, что про их вооруженные силы вообще редко пишут.

Те, кто читал мою предыдущую статью про мотоциклетные части, должен помнить, что в составе бельгийских кавалерийских дивизий было три мотоциклетных и два самокатных полка.

Самокатный полк состоял из двух дивизионов, в каждом по два самокатных и пулемётный эскадроны. В пулеметном эскадроне 12 станковых пулеметов, в самокатном — три взвода по два отделения в каждом и минометное отделение, всего 12 ручных пулеметов и 3 50-мм миномета. Кроме того в полку имелась противотанковая батарея в которой было 8 47-мм пушек.

Что касается названий, то тут мы снова встретим вроде бы уланов, но с оговоркой. Бельгийские полки Régiment de Lanciers или Regiment Lansiers часто именуют уланскими, хотя это не правильно и более подходит их переводить как пикинёрные. Но если на это не обращать внимание, то и в Бельгии мы увидим уланов на велосипедах. Правда, что интересно, самокатные батальоны этих полков именовались фузилерными (Eskadron Fuseliers).

Но велосипедами оснащалась в Бельгии не только кавалерия. Во-первых, все пехотные дивизии по штату должны были иметь отдельный самокатный эскадрон, для ведения разведки. В эскадроне три самокатных и пулеметный взводы, всего 12 ручных и 4 станковых пулемета, 3 50-мм миномета.

А, кроме того, все девять батальонов 1-й дивизия арденнских егерей (1ste Divisie Ardeense Jagers или 1er Division de Chasseurs Ardennais) имели велосипеды. Арденны горы не высокие, и считать арденнских егерей полноценными горными войсками не совсем корректно, но заодно отмечу, что велосипеды в горных войсках во Вторую Мировой вообще использовались сравнительно часто, причём именно вместо лошадей. То есть если в обычной пехоте были кавалерийские подразделения, то в горных их часто заменяли самокатными.

Если вы помните из предыдущей статьи и про соседнюю с Бельгией Голландию, то там в  единственной кавалерийской дивизии переименованной в легкую (Lichte Divisie) два самокатных полка и один мотоциклетный. Самокатные полки именовались (Regiment Wielrijders), то есть исторического названия у них уже не было, а буквальный перевод сделать сложно, я хоть и могу немного говорить и читать на голландском языке, но не настолько. В самокатном полку три батальона, в батальоне по три самокатных (160 человек, 12 ручных пулеметов) и пулемётная (12 станковых пулемётов) роты, противотанковый (4 47-мм пушки) и миномётный (2 81-мм миномета) взводы.

Теперь давайте ненадолго заглянем во Францию, где нам почти не о чем говорить. Самокатные эскадроны в 20-е годы должны были входить в состав разведывательных отрядов пехотных дивизий (GRDI - Groupe de Reconnaissance de Division d'Infanterie), но к началу Второй Мировой войны во французской армии самокатных частей не было. Правда, егеря некоторых частей использовали велосипеды, но это было не предусмотрено штатами, так что не является темой нашей статьи. Была и ещё одна импровизация. Судя по документам, в одной из кавалерийских бригад из-за отсутствия лошадей, личному составу были выданы велосипеды. Номер бригады не помню, и искать не буду, так как это опять же не совсем в рамках нашей статьи.  

А теперь продолжим экскурс по армиям малых стран, где как мы уже видим, велосипеды были в явном почете среди военных.

Давайте заглянем в Швейцарию. Там самокатные части мы найдем и в пехоте и в кавалерии. В пехоте это традиционно будет разведывательный батальон, в который входит самокатный эскадрон (второй эскадрон конный). Кроме того, при мобилизации дивизию должен был усилить ландверный самокатный эскадрон. Это про пехоту. Кроме того, в составе каждого швейцарского армейского корпуса входила одна легкая бригада. В ней два полка, в каждом по три кавалерийских эскадрона и два самокатных батальона. В каждом батальоне по три самокатных (9 ручных пулеметов) и пулеметная (12 станковых пулемётов) роты. Кроме того, в резерве имелось ещё восемь отдельных самокатных рот. Это данные на 1939 год, но существенных изменений в швейцарской армии не было, по понятным причинам. Вообще про швейцарскую армию ХХ века мало пишут, хотя он существовует, и весьма своеобразна.

Из Швейцарии давайте отправимся в Финляндию. Когда говорят про финскую армию, то сразу вспоминают финских лыжников, хотя на самом деле самокатных частей у финнов было больше чем лыжных.

В-первых, в каждой пехотной дивизии был легкий батальон (kevyt osasto). В Зимней войне в составе батальона был один самокатный и один кавалерийский эскадрон, а с 41-го года батальон уже был в составе трех самокатных рот.

В составе финской кавалерийской бригады кроме кавалерийских полков был егерский батальон (Jääkäripataljoona), который не именовался самокатным, но имел для передвижения велосипеды. Впрочем, велосипеды использовали не круглый год, потому что когда выпадал снег (в Финляндии, как догадываетесь это не редкость) вся бригады вставала на лыжи и действовала как лыжное соединение. Хотя, судя по этому фото, которое, как и предыдущее, я одолжил на очень интересном сайте Jaeger platoon, полностью от лошадей не отказывались.

В Зимней войне 1939-1940 года в финской армии было три самокатных батальона (Polkupyöräpataljoona).  К сожалению, прямо сейчас обнаружил, что все сайты, где было подробное расписание финской армии в Зимней войне недоступны, потому в данном вопросе полагаюсь лишь на собственную память, так как уточнить негде.

Отдельных егерских батальонов в финской армии было в разное время от восьми до десяти. Из несколько отдельных батальонов в 41-м году сформировали две егерских бригады (Jääkäriprikaati). Формально отдельные егерские батальоны и обе бригады не были самокатными, но велосипеды имели почти все.    

Заглянув в соседнюю Швецию, мы тоже обнаружим там самокатные части. Как и в других армиях, самокатный эскадрон мы обнаружим в составе разведывательного батальона пехотной дивизии. Причём, если в начале Второй Мировой самокатный эскадрон был один, а второй в батальоне был кавалерийским, то в 43-м году уже оба эскадрона станут самокатными, и один из трёх полков дивизии получает велосипеды. Кроме того, в составе шведской дивизии предусмотрен штатом отдельный охранный батальон, который так же имеет велосипеды в качестве транспортного средства. Велосипед в 43-м году получили и обе роты саперного батальона дивизии. Правда, все это на бумаге, так как в мирное время в Швеции даже дивизий не было.

Совершенно не было самокатных частей в румынской армии, видимо по причине отсутствия велосипедов в стране и не умения на них кататься.   

А вот в Венгрии самокатные части мы находим сразу. В кавалерийской бригаде 1941 года по штату есть два самокатных батальона, в составе трех самокатных рот и роты тяжелого оружия, гаубичной и противотанковой батарей, саперного и броневого взводов. В самокатной роте 12 ручных пулеметов, 2 50-мм миномёта и 2 20-мм противотанковых ружья. В роте тяжелого оружия 4 станковых пулемета и 4 81-м миномета. Гаубичная батарея вооружена 4 105-мм гаубицами, а противотанковая 4 37-мм пушками. В броневом взводе 6 танкеток итальянского производства. Довольно внушительно выглядит такой батальон. Точно такие же два самокатных батальона по штату входят в состав моторизованной бригады. В каждом армейском корпусе есть отдельный самокатный батальон такого же состава.

К 42-му году в кавалерийской бригаде уже остается только один самокатный батальон, из состава которого танкетки убрали. К 43-му году в состав самокатного батальона вводят одну мотоциклетную роту, убирают 81-мм минометы. Тогда же самокатные роты появляется в составе разведывательных батальонов пехотных дивизий.

В ходе войны самокатные роты появлялись так же в составе охранных и пограничных частей. Словом, в Венгрии явно умели кататься на велосипедах.

Что касается болгарской армии, то там я что-то не помню самокатных частей. Но так как среди моих читателей довольно много болгар, то, может быть, они поделятся информацией. Так же нет самокатных частей и в Греции.

А вот в Югославской армии велосипеды были. В пехотной дивизии был кавалерийский дивизион, в котором, кроме двух кавалерийский и пулеметного эскадронов, был ещё и самокатный эскадрон, довольно слабого состава: три взвода по три отделения, всего 6 ручных пулеметов и винтовки. В составе кавалерийской дивизии был целый самокатный дивизион из трех самокатных (12 ручных пулеметов) и пулеметного (6 ручных и 8 станковых пулеметов) эскадронов.

Самокатный батальон (2. jazdecký priezvedný oddiel) был и в составе словацкой подвижной группы (Rýchlej skupiny), именуемой часто «Бригада Пилфусека», сформированной для действий против СССР в 41-м году. В составе батальона была одна самокатная рота, пулеметная рота и рота тяжелого оружия.

Если уж мы упомянули Словакию, то стоит не забыть и Чехословакию, тем более, что есть, что упоминать.

Отдельная самокатная рота (cyklistická rota) входила в состав пехотных дивизий. В составе подвижной дивизии (Rýchla divízia) по штату полагался в составе кавалерийской бригады самокатный батальон. В батальоне три самокатных и пулеметная (12 станковых пулеметов) роты и рота тяжелого оружия (6 37-мм противотанковых пушек и 3 81-мм миномёта). Вот собственно и всё самокатные части в составе чехословацкой армии.

Ну и я чуть не забыл про Италию.

Те, кто читали мою статью про мотоциклистов, помнят, что в итальянской армии были такие специализированные части, именуемые «берсальеры». В 20-е годы берсальеры были представлены исключительно велосипедными частями, потом стали появляться мотоциклетные подразделения. К началу Второй Мировой войны полки берсальеров входили в состав трёх типов дивизий. Но самокатные полки остались только в мобильных или легких дивизиях (Divisione Celere), где в полку берсальеров было по три самокатных батальона. Батальоны были довольно слабого состава, если сравнить, например, с Венгрией. В батальоне берсальеров три самокатных (9 ручных пулеметов) и пулемётная (12 станковых пулеметов) роты. Кроме того в полку были мотоциклетная рота и противотанковая батарея с восемью 47-мм пушками.   

Помимо этого имелось несколько отдельных полков и батальонов берсальеров, самого различного состава, среди которых так же имелись самокатные роты. Но велосипеды оставались у берсальеров не долго, постепенно они были моторизованы и к 43-м году самокатных частей среди них уже не было.

Ещё можно упомянуть, что самокатные батальоны были в составе кавалерийский дивизий испанской армии до гражданской войны.

Собственно, я кратко рассказал про все армии, кроме немецкой, и понял, что правильно сделал, не начав с неё. Потому что про Вермахт рассказывать можно долго, как ни странно, гораздо больше, чем про мотоциклистов. Но этому стоит посвятить отдельную статью… вот какое бы для неё подходящее название придумать? Уже есть «Гусары на мотоциклах», «Уланы на велосипедах», открою секрет, я собираюсь после этой написать статью «Драгуны на бронетранспортерах», а вот как назвать статью про немецких велосипедистов?

Может быть, кто-то предложит свои варианты?  

Мой канал на Яндекс.Дзен

Это мой канал в Пульс

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями