Что же такое тяжелый истребитель?

После моей статьи про тяжелые эскортные истребители, было очень много комментариев по поводу того или иного самолёта, который я не упомянул.  Я старался по мере сил отвечать, что не упомянутые самолёты не относятся к классу истребителей, которым посвящена статья.

Эта путаница в типах и классах самолётов, навела меня на мысль написать ещё одну статью, в которой описать все типы тяжелых истребителей времен Второй Мировой войны и предшествующего ей периода.

На самом деле очень четкого понятия, какие именно истребители относить к классу тяжелых нет. Самое простое, это считать тяжелым любой самолёт-истребитель, в котором больше одного мотора. Во всяком случае, точно не по массе самолёта.

И опять же, давайте ещё раз уточним, какие самолёты мы относим к истребителям, потому что когда речь идет про легкие одномоторные и одноместные истребители, то тут редко возникает путаница, а вот с тяжелыми граница не всегда заметна.

Согласно Википедии, истребитель это военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей противника.

Я бы сформулировал немного иначе: истребитель это самолет, предназначенный для уничтожения воздушных целей активными атакующими действиями. Потому что есть самолёты, точнее были, которые предназначались для уничтожения воздушных целей пассивно, то есть они просто отражали атаки. Самолёты эти назывались по-разному в разных странах, обычно используется общий термин «воздушный крейсер».  

Теперь давайте попробуем разложить все подобные самолеты «по полочкам», с учетом того, что практически все самолёты этого класса создавались как многоцелевые, и могли выполнять сразу несколько функций, в том числе, и как истребители.

И начнём с типа, который собственно и можно назвать, как тяжелый истребитель. Концепция этого самолета возникла ещё в Первую Мировую войну, но всё-таки классические самолеты именно этого типа стали строить во второй половине 30-х годов. Это были двухмоторные машины, в носовой части которых размещалось мощное пушечно-пулемётное вооружение, включавшее 20-мм пушки. Считалось, что такие самолёты должны уничтожать легкие истребители за счет сильного вооружения первым же залпом, и не вести маневренный бой. Действовать тяжелые истребители должны были вместе с легкими, и, находясь, как бы на краю схватки, поддерживать свои истребители огнём. Если говорить про серийные самолеты этого типа, то это французские истребители Potez 630C2 и Potez 631C2, и немецкий Bf.110B. К ним можно отнести и голландский многоцелевой истребитель Fokker G.1., а так же советские опытные истребители И-12 (АНТ-23) и ДИП (АНТ-29) конструкции Туполева.

По этой же концепции тяжелого истребителя создавались итальянские многоцелевые самолеты IMAM Ro.57 и IMAM Ro.58, в задачу которых так же должны были входить сопровождение своих  бомбардировщиков и перехват чужих. Однако, хотя самолеты даже запустили в серию, они оказались настолько неудачными, что в боевых действиях не участвовали.

В Югославии был создан проект тяжелого истребителя Ikarus Ik-5, который так же должен был использоваться как штурмовик и легкий бомбардировщик. В Польше перед войной появились проекты тяжелых истребителей PZL P-38 “Wilk”, PZL P-48 “Lampart”, и PZL-54 P-54 “Ryś”. До войны так и не успели принять на вооружение ни один из вариантов.

Уже в начале Второй Мировой стало понятно, что ни Potez 631, ни Bf.110, не способны решать задачи, для которых они создавались, и более подобного типа самолёты нигде не создавались Но поскольку все эти самолёты были многоцелевыми, и изначально предназначались и на другие роли, то они продолжили войну в другом качестве, что, впрочем, из перечисленных выше, касается только Bf.110.

Как разновидность тяжелого истребителя можно считать французские истребители-лидеры Potez 630C3 и Potez 631C3, трехместные самолеты, одним из членов экипажа которых являлся командир эскадрильи. Считалось, что освобожденный от необходимости непосредственно вести бой, командир сможет управлять схваткой. Подробнее об этом типе самолетов я писал в статье «Командирские истребители»

Если в качестве самолета, сражающегося с вражескими истребителями, тяжелые истребителя себя не оправдали, то для борьбы с бомбардировщиками они вполне подходили. Мощное вооружение позволяло им эффективнее сбивать бомбардировщики, особенно тяжелые, а маневренность в таком бою уже была не столь важна.  Поэтому в начале Второй Мировой войны тяжелые истребители-перехватчики считались очень важным и нужным типом самолетов. В Советском Союзе все проектируемые самолёты ДИС (Дальний Истребитель Сопровождения) должны были так же поступать в авиацию ПВО. В этом же качестве использовался и единственный советский тяжелый истребитель Пе-3.

Для защиты английского неба в британской авиации был принят на вооружение самолет Westland Whirlwind, который называют в справочниках истребителем-перехватчиком объектовой ПВО. Четыре 20-мм пушки в носу делало «Вихрь» (так переводится Whirlwind)  грозным противником немецких «Юнкерсов» и «Хейнкелей». 

В Японии был создан тяжелый истребитель-перехватчик Kawasaki Ki-45, который хотя и именовался ночным, но не имел на борту радиолокационного оборудования. Тяжелый истребитель-перехватчик Mitsubishi Ki-46 был создан специально для борьбы с «летающими крепостями» американцев и был вооружен 37-мм пушкой. Для защиты метрополии создавался и тяжелый истребитель-перехватчик Mitsubishi Ki-109. В конце войны у японского командования встала серьезная проблема по защите метрополии от ударов тяжелых американских бомбардировщиков, против которых легких истребители оказались просто бессильны. Впрочем, создать удачный перехватчик, способный переломить ситуацию, японцам так и не удалось.

Интересный самолёт этого типа создали и в США, хотя на вооружение он не поступил. Речь про McDonnell P-67 “Bat” одноместный двухмоторный самолет, с взлетной массой более 10 тонн, который мог нести шесть 37-мм пушек М-4 или одну 75-мм пушку и шесть 12.7-мм пулеметов. 

Ещё перед войной в Советском Союзе был проект истребителя П.О. Сухого под названием ИОП (Истребитель Обороны Пунктов), который в современной терминологии можно было бы назвать «Барражирующим перехватчиком». В отличие от других перехватчиков, взлетающих на перехват бомбардировщиков при их появлении, ИОП мог долго находиться в воздухе в режиме патрулирования на направлениях возможного полета вражеской бомбардировочной авиации. При обнаружении вражеских самолетов ИОП атаковал сам и вызывал другие истребители-перехватчики.

Вскоре после начала Второй Мировой войны стало понятно, что с бомбардировщиками надо бороться не только днём, но, что важнее, ночью, и для этого надо было создать новый класс самолётов  — ночной истребитель. Надо понимать, что под ночным истребителем подразумевается не любой самолёт, официально так называющийся, а лишь имеющий специальное радиолокационное оборудование, позволяющее находить самолеты противника в условиях плохой видимости. А, например, французские ночные истребители Potez 630NC2 нельзя считать таковыми, поскольку сбивать вражеские самолёты ночью они могли лишь за счет выучки пилотов и при помощи зенитных прожекторов.

Как правило, все ночные истребители это очень крупные самолеты, которые и могли использоваться для воздушного боя лишь ночью, поскольку днём такой тяжелый и неманевренный самолёт стал бы просто удобной мишенью. Во многом ночные истребители были близки к воздушным крейсерам, так как обычно по размерам и характеристикам соответствовали бомбардировщикам (из которых часто и переделывались). А  бой вели, выходя на параллельный курс с обнаруженными бомбардировщиками и сбивая их пушками и пулеметами турельных установок. Впрочем, так действовали не все ночные истребители.   

Среди ночных истребителей лидером конечно была Германия, в которой были созданы ночные истребители  Bf.110G, Bf.110H, Ju.88C, Ju.88G, Ju.88R, Do.17Z Kauz”, Do.215B Kauz II, Do.217J, Do.217N, Do.217R, Hе.219. Один список уже чего стоит.

Создавали ночные истребители и в Великобритании, которой хотя и не грозили массовые налеты «летающих крепостей», за отсутствие таковых у немцев, но «Юнкерсы» и «Хейнкели» ночью тоже летали. Наиболее удачным английским самолетом этого класса был de Havilland Mosquito NF, выпускавшийся в нескольких модификациях. Первыми же ночными истребителями (не в Англии, а в мире) с радиолокаторами, которые успешно применили в конце 1940 года, стали самолеты Bristol Blenheim Mk IF, представлявшие собой переделку среднего бомбардировщика. Первым же в мире специально разработанным ночным истребителем, стал Bristol Beaufighter Mk IF.

В США в 1942 году на вооружение приняли ночной истребитель специальной постройки P-61B Black Widow.

В разговоре о ночных истребителях, стоит упомянуть про действия первых немецких Ju.88C, которые не совсем характерны для истребителей-перехватчиков. Авиация ПВО действует на своей территории, прикрывая свои объекты, немецкие же тяжелые истребители в 1940 году приходили к аэродромам противника и сбивали самолеты на этапе взлета и посадки.

Ещё одним массовым типом тяжелых истребителей стали эскортные или дальние истребители сопровождения. Однако, поскольку про них я совсем недавно публиковал статью «Наследники воздушных крейсеров»,  то не буду уделять тратить на них время.

Что касается такого класса самолётов, как истребитель-бомбардировщик, то тут мы упомянем лишь несколько самолетов. Если исходить из того, что истребитель-бомбардировщик это самолет, способный вести активный воздушный бой, но предназначенный в первую очередь для ударов по наземным целям (это определение для Второй Мировой войны), то как раз все классические истребители-бомбардировщики времён Второй Мировой это скорее одномоторные самолёты. В английской авиации истребители-бомбардировщики, такие как de Havilland Mosquito FB это тяжелый штурмовик, и к нашей теме отношения не имеет. Если говорить про другой английский самолёт Bristol Beaufighter TF, то это торпедоносец.

Под определение истребителя-бомбардировщика подходят немецкие Bf.110F, Bf.110D и Bf.110E, единственное «но» заключается в том, что, как известно, если Bf.110 в качестве «бомбардировочной составляющей» истребителя-бомбардировщика на что-то и годился, то его «истребительная составляющая» была почти равно нулю.  

Есть ещё один тип самолётов, которые вроде бы и неправильно относить к легким истребителям, но и среди тяжелых их тоже как-то не совсем правильно приводить. Это двухместные истребители, то есть одномоторные двухместные самолеты воздушного боя. Эти самолеты, как мне кажется правильнее выделить в отдельный класс, промежуточный между легкими и тяжелыми истребителями. Причём, если мы говорим про период Второй Мировой войны, то в ней принимало участие лишь очень небольшое количество подобных самолетов, и практически все они могут быть отнесены с устаревшим. Единственный современный серийный двухместный истребитель Второй Мировой это английский Boulton Paul Defiant, всё вооружение которого было сосредоточено во вращающейся турели установленной за кабиной пилота. Это отличало его от всех предыдущих двухместных истребителей, которые имели вооружение как направленное вперед (его использовал пилот), так и на турели для стрелка. Аналогичных самолетов в других странах не было, они если и проектировались, то остались на бумаге, как советский ДИ-7. — двухместный истребитель на базе И-17.

Вот такой получился краткий обзор тяжелых истребителей Второй Мировой. Как мне кажется, по каждому типу вполне можно было бы «расширить и углубить», так что, возможно появятся новые статьи, рассказывающие более подробно, например, о ночных истребителях, и, точно стоит подробно рассказать о том, что такое двухместные истребители, для чего их строили и применяли.

***

P.S. Мне задавали вопрос, почему я в обзорах не указываю характеристики техники. Но мне кажется, что нет смысла загромождать подобные обзоры большим количеством справочной информации. Названия самолетов танков и прочего я указываю, и в несколько секунд можно всегда найти любой справочник, где прочитать подробности.

Мой канал на Яндекс.Дзен

Это мой канал в Пульс

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями