Командирские истребители

Как известно (надеюсь) многим, в бронетехнике есть такое понятие, командирский танк или бронемашина.

Такие машины предназначены для командиров танковых рот и батальонов. Существовали они с самого момента появления танков на поле боя. Принципиальным отличием было наличие рации, которые тогда вообще были в диковинку. Рацию на танках 20-х и даже 30-х годов ставили только командирам рот, да и то не всегда приемо-передающую. Иногда командир роты имел только приемник, а полноценную рацию, ,способную и принимать и передавать могли устанавливать только на специальных машинах связи. Командиры танковых взводов же вообще флажками дорогу указывали и команды подавали для танков своего взвода. Командирские танки и сейчас сохранились, несмотря на то, что радио сейчас на всех танках стоит (и не только радио, но и многое другое).

Но наш разговор про авиацию. В авиации командиры эскадрилий, групп, полков и пр. особых машин не имели. Создавались проекты воздушных командных пунктов на базе тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолётов, но это совсем другая тема.

Однако…

В 30-е годы во Франции подумали, а почему бы не создать специальный самолёт, с которого командир эскадрильи руководил боем своих истребителей? В 20-е и 30-е годы было много всяких проектов в авиации, как совершенно бредовых, так и весьма передовых, даже обгоняющих своё время. Такая страна как Франция всегда в этом плане занимала первые позиции — что там только не пытались внедрить (и не только в авиации), но чаще всего все планы, и разумные, и неразумные, упирались в то, что тратить деньги на вооруженные силы во Франции никто не хотел, и проекты ложились на дальнюю полку.

Однако эту идею не задвинули подальше, и 31 октября 1934 года французское министерство авиации выдало техническое задание на многоцелевой самолёт класса C3 "bimoteur de commandement à la chasse", то есть двухмоторный трёхместный командирский истребитель.

Назначение самолета было указано как лидер эскадрильи одноместных истребителей. Экипаж должен был состоять из трёх человек: пилот, стрелок и командир эскадрильи. Считалось, что командир эскадрильи, избавленный от необходимости пилотировать самолёт, сможет успешно руководить боем: обнаруживать вражеские самолеты, направлять на них свои истребители, координировать бой, сопровождать поврежденные самолеты до базы, выявлять места посадки пилотов сбитых противником аэропланов. Кроме того, благодаря мощному наступательному вооружению истребители-лидеры могли поддерживать свои истребители в бою.

Надо заметить, что в то время была ещё и мода на проекты многоцелевых самолётов, и все проекты старались делать именно многоцелевыми.

В данном случае тоже не ограничились вариантом C 3, но создаваемый самолёт должен был ещё иметь вариант C2, тяжелый двухместный истребитель-штурмовик, и вариант CN2 — ночной истребитель. Почему-то сразу не включили в спецификацию вариант A3 — то есть фронтовой разведчик, хотя вроде бы вполне логично для такого самолёта. Хотя, забегая вперед, в результате разведчик создали очень хороший на базе самолётов этой спецификации.

Комментарии

Интересно и полезно узнать! Благодарю Вас, Кирилл!

Страницы

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями