Гусары на мотоциклах
Возможно, заголовок статьи покажется слишком литературно-абстрактным на первый взгляд, и даже на второй, но, уверяю вас, это не так.
Речь, как можно догадаться, пойдёт о мотоциклетных частях в армиях разных Второй Мировой войны, как я и обещал в предыдущей статье «Советские мотоциклисты Второй мировой».
А почему гусары? Ну так я уже как-то писал о том, что многие страны мира (если кто не знает) до сих пор сохранили исторические названия своих частей, и хоть иногда эти названия уже совсем не имеют смысла сегодня, но в период Второй Мировой войне какая-то логика ещё сохранялась. Хотя гусарские, уланские, драгунские и прочие полки уже ничего не имели общего с тем, что мы сразу себе представляем, например, про славную эпоху наполеоновских войн, тем не менее, полки с такими названиями по-прежнему относились к кавалерии, пусть уже моторизованной или механизированной, а то и бронированной. И выполняли аналогичные задачи, с поправкой на время.
И как я уже писал в предыдущей статье, именно такой род кавалерии как гусары, был ближе всего к мотоциклетным частям по кругу возлагаемых на них задач. Хотя, частей, носящих наименование гусарских и при этом являющихся мотоциклетными, найти в армиях 20-х и 30-х годов и Второй Мировой войны будет не так уж просто.
Но давайте просто посмотрим, какие в армиях разных стран имелись мотоциклетные части. Начнём с Германии, немецкие мотоциклисты по фильмам о войне широкой публике, пожалуй, известны не меньше немецких автоматчиков.
В вермахте мотоциклетные части относились к подвижным (Schnelle Truppen), позже бронетанковым (Panzer-Truppen) войскам и были представлены мотоциклетными батальонами (Kradschützen-Bataillone) входившими в состав танковых дивизий. По своей структуре мотоциклетные батальоны практические не отличались от обычных мотопехотных батальонов, разница были лишь в транспортных средствах.
Всего 16 мотоциклетных батальонов в Вермахте было сформировано, они входили с самого начала войны в состав всех танковых (Panzer-Division) и легких (leichte-Division) дивизий. В 41-м году такие же батальоны появились в составе мотопехотных дивизий, как Вермахта, так и войск СС. Кроме мотоциклетных батальонов во всех этих дивизиях имелись разведывательные батальоны (Aufklärungs-Abteilungen) , в составе которых имелось по одной мотоциклетной роте. Больше всего мотоциклистов было в танковой дивизии 1939 года, так как в ней в двух мотопехотных батальонах было по одной мотоциклетной роте.
Мотоциклетный батальон состоял из пяти рот: трёх мотоциклетных, пулеметной и роты тяжелого оружия. Мотоциклетная рота включала три взвода, в каждом по три отделения мотоциклистов (9 человек, 1 ручной пулемет,1 пистолет-пулемет, 4 карабина и три мотоцикла с коляской) и минометное отделение с 50-мм минометом. В пулёметной роте был минометный (6 81-мм минометов), и два пулеметных (по 4 станковых пулемёта) взводы. Рота тяжелого оружия имела 2 75-мм пехотных орудия и 3 37-мм противотанковых пушки.
В 42-м году мотоциклетные батальоны начали переформировывать в разведывательные, и уже к 43-му году, к началу операции «Цитадель» из танковых дивизий полностью исчезли мотоциклетные части, в том числе не осталось и мотоциклетных рот в разведывательных батальонах. В мотопехотных дивизиях, которые с лета 1943 года стали бронегренадерскими (Panzer-Grenadier-Division) так же не стало мотоциклетных батальонов, но в составе разведывательных батальонов стало по три мотоциклетных роты вместо одной.
Аналогично происходило и с дивизиями СС, но в 44-м году, в составе танковых дивизий СС воевавших во Франции имелись мотоциклетные полки двухбатальонного состава.
Собственно такова и вся довольно недолгая история мотоциклетных частей в Вермахте.
Давайте теперь посмотрим, как обстояло дело в армиях других стран. Начнём с Франции. Ещё раз уточню, что речь идёт про сугубо боевые части, так как мотоциклетные подразделения в армиях всех стран использовали для связи, разведки, боевого охранения и в штабах многих соединений и частей имелись небольшие группы мотоциклистов.
Во Франции самым крупным мотоциклетным подразделением был мотоциклетный эскадрон (l’escadron motocycliste), в составе, двух или четырёх взводов, в которых было по два отделения (groupe de fusiliers).
Эскадроны двухвзводные входили в состав дивизионных (GRDI - Groupe de Reconnaissance de Division d'Infanterie) и корпусных (GRCA - Groupe de Reconnaissance de Corps d'Armée) разведывательных батальонов или дивизионов — какой тут перевод более правильный сложно сказать, может даже больше подойдет термин «отряд», который использовали в 30-е годы в советских изданиях.
Кроме того, два таких мотоциклетных эскадрона четырехвзводного состава должны были входить в состав разведывательного полка (Régiment de Découverte) кавалерийских (Division Légère de Cavalerie) и механизированных (Division Légère Mécanique) дивизий. Остальные два эскадрона имели бронеавтомобили.
Так же, в составе механизированных дивизий был драгунский полк (Régiment de Dragons Portés) состоявший из трёх батальонов. В каждом батальоне было пять эскадронов: один имел на вооружении 23 разведывательных танка типа Automitrailleuse de Reconnaissance (AMR), два были мотопехотные, один тяжелого оружия и один как раз мотоциклетный.
Вот так были представлены мотоциклетные подразделения во французской армии в том коротком периоде Второй Мировой войны, который пришелся на её долю.
Что касается Великобритании то там мотоциклетных частей мы практически не видим. Встречаются лишь очень небольшие подразделения не более отделения при штабах разведывательных частей. Но было одно небольшое исключение. В 1939-40 годах в британской армии было развернуто шесть моторизованных дивизий (Motor Division), в составе каждой из которых был сформирован мотоциклетный разведывательный батальон (Motorcycle Reconnaissance Battalion), в каждом из которых было по три роты мотоциклистов. В каждой роте по три взвода, во взводе 11 мотоциклов с коляской, 9 ручных пулеметов, 1 50-мм миномёт и 1 противотанковое ружьё. В батальоне было так же 11 легких бронеавтомобилей класса Scout Car.
Но эти дивизии просуществовали недолго и вскоре были переформированы в обычные пехотные.
Других же мотоциклетных частей в британской армии во Второй Мировой войне не было.
В армии США мы можем найти лишь только отделения мотоциклистов во взводах бронеавтомобилей разведывательных эскадронов (Cavalry Reconnaissance Troop), да и то только в штатных расписаниях 1941 года и ранее.
А вот где мы найдем намного больше мотоциклистов, так это в армии Бельгии. Которая, к слову, имела вообще очень высокий уровень моторизации.
По сути, там было целых две (для Бельгии это много) дивизии, которые можно назвать мотоциклетно-самокатными, хотя официально они именовались кавалерийскими. В каждой дивизии было три полка мотоциклистов и два полка самокатчиков. Мотоциклетный полк состоял из двух дивизионов, в каждом по два мотоциклетных эскадрона и эскадрон тяжелого оружия, в котором было 4 47-мм пушки и 4 станковых пулемета. В мотоциклетном эскадроне три взвода по два отделения в каждом и минометное отделение, всего 12 ручных пулеметов и 3 50-мм миномета. Кроме того в полку полагался по штату броневой эскадрон, в котором должно было быть 7 малых танков Т-15 и 4 самоходных установки Т-13.
Кроме того, что такие полки имелись в составе кавалерийских дивизий, были ещё и отдельные полки. А так же имелась отдельная кавалерийская бригада, где был мотоциклетный эскадрон, в каждом из двух полков, дивизия арденнских егерей, в которой так же был эскадрон мотоциклистов (в нем еще было и четыре танка Т-15), отдельный батальон арденнских егерей на мотоциклах (Bataillon Motocycliste des Chasseurs Ardennais или Bataljon Motorwielrijders Ardeense Jagers).
Словом, по процентному соотношению мотоциклистов бельгийская армия явно претендовала на первое место, да и мотоциклетные части у неё были достаточно сильные по своему составу. Вот чего в бельгийской армии не было, так это бронемотоциклов. Почему я об этом вспомнил, да потому, что в Бельгии бронемотоциклы (FN M-86) были разработаны, но в войска так и не поступили, а были проданы в Саудовскую Аравию, где вроде бы даже принимали участие в боях в армии Абдул-Азиза.
Кстати, раз уж такое название у статьи, то стоит рассказать, как именовались все эти полки в бельгийской армии. Там были представлены следующие варианты кавалерийских полков, которые, как вы теперь знаете, передвигались либо на мотоциклах, либо на велосипедах: карабинерные Régiment de Carabiniers-Cyclistes или Regiment Karabiniers-Wielrijders, пикинёрные Régiment de Lanciers или Regiment Lansiers, конно-егерские Régiment de Chasseurs à Cheval или Regiment Jagers te Paard, легкие Régiment Léger или Licht Regiment. Все это исторические название кавалерийских полков бельгийской армии, двойной перевод, как легко догадаться вызван тем, что в Бельгии два официальных языка.
Если мы с вами проследуем в соседнюю с Бельгией Голландию, то увидим, что и в её армии кавалерия подверглась серьезным изменениям. Кавалерийские полка в классическом виде, то есть на лошадях в голландской армии есть, но все они отдельные. А вот единственная кавалерийская дивизия переименована в легкую (Lichte Divisie) и в её составе конных частей уже нет. В составе дивизии три самокатных полка и один мотоциклетный. Мотоциклетный полк, правда, в 40-м году имел довольно слабый состав и включал два мотоциклетных эскадрона по 200 человек личного состава с девятью ручными пулеметами, артиллерийский взвод с четырьмя 47-мм пушками, и минометный взвод с двумя 81-мм минометами. А полк этот носил название (наконец-то!) 2-й королевский гусарский мотоциклетный - Regiment Huzaren Motorrijders. Как нетрудно догадаться, раз был второй полк, то должен быть и первый. Так не всегда бывает, но в данном случае имелся и 1-й королевский гусарский мотоциклетный полк, который был в составе крепостных войск. В отличие от 2-го полка в 1-м была еще и пулеметная рота с 12 станковыми пулеметами.
Кстати, если мы пойдем в соседнюю Данию, то там тоже обнаружим небольшие подразделения мотоциклистов, но не хочу тратить время на крошечную датскую армию. Правда, там на вооружении были даже бронемотоцикл. Но поскольку был он все-таки в единственном числе, то …
Давайте лучше отправимся в Италию. В итальянской армии были такие специализированные части, именуемые «берсальеры». Изначально это были элитные стрелки в итальянской армии, но ко Второй Мировой они превратились в элитную легкую мотопехоту. В 20-е годы берсальеры были представлены исключительно велосипедными частями, потом стали появляться мотоциклетные подразделения. Полки берсальеров входили в состав трёх типов дивизий. В мобильных или легких дивизиях (Divisione Celere) в полку берсальеров была отдельная мотоциклетная рота и по одной пулеметно-мотоциклетной роте в каждом из трех самокатных батальонов. В танковой (Divisione Corazzata) и моторизованной (Divisione Motorizzata) дивизиях в полку берсальеров был целый мотоциклетный батальон (два остальных батальоны мотопехотные). Кроме того имелось несколько отдельных полков и батальонов берсальеров, самого различного состава.
Если посмотреть ещё по армиям других стран, то и в венгерской, и в румынской армиях мы тоже встретим в некоторых соединениях мотоциклетные подразделения размером с роту или эскадрон, в составе разведывательных частей. Но особо много там рассказывать не о чем, пожалуй, вы уже и сами можете догадаться, что во многих разведывательных частях разных стран могли иметься небольшие подразделения мотоциклистов.
Потому, я, пожалуй, на этом закончу свой рассказ про мотоциклистов Второй Мировой войны, которые хоть и не всегда, но как вы убедились, все-таки были гусарами.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии