Советские мотоциклисты Второй мировой

Разница между мотопехотными и мотоциклетными частями не столь уж велика, но всё-таки довольно существенна. Потому путать их не следует.

Если рассматривать мотопехоту как развитие кавалерии, что собственно и было, то мотопехоту правильнее всего сравнить с драгунами. А вот мотоциклисты ближе всего к гусарам, то есть к легким частям, предназначенным для разведки, рейдов и прочего, для чего ранее предназначалась легкая кавалерия. Оно и понятно, если учесть возможности мотоциклов, их достоинства (и недостатки тоже). Кстати, как раз мотоциклетные части в большинстве стран родились непосредственно из кавалерийских. В Первую Мировую войну в кавалерию стали вводить самокатные подразделения. Кстати, тоже название, которое у нас некоторых людей вводит в заблуждение. Какие только версии не озвучивались, Но вообще-то самокатчики это велосипедисты. Замена лошадей в кавалерийских частях на велосипеды после Первой Мировой шла активно, в некоторых европейских армиях это приняло массовый характер с полным вытеснением конных подразделений самокатными. Кстати, для тех, кто собирает интересные факты — складные велосипеды изобрели именно для военных. Все легко объяснимо. Самокатные части двигались по дороге на велосипедах, по команде спешивались, велосипеды складывали и закидывали на спину, и так могли двигаться пешим ходом и вести бой. А при необходимости велосипед приводился в рабочее состояние, и самокатная часть снова обретала высокую подвижность, сравнимую с конными частями.

Так же как самокаты пришли в конные части, в 20-30- годы в самокатные части пришли мотоциклы.

В Советском Союзе велосипеды были не так распространены, и самокатные части мы встречаем не часто в Красной Армии. Равно как и мотоциклетные, они появились много позже, чем в европейских армиях.  Кстати, в Красной Армии была порой путаница некоторая в названиях,  и под самокатными частями имели в виду мотоциклетные, но это редко.

Впервые (за исключением отдельных мелких подразделений) мотоциклетные части в Красной Армии появляются в 1940 году. Мобилизационным планом РККА предусматривается три мотоциклетных батальона, в составе трёх рот. Всего в батальоне по штату № 32/940 литер “Б” полагалось иметь 562 человека личного состава и только стрелковое вооружение. Стоит отметить, что эти мотоциклетные батальоны относились к стрелковым, а не танковым войскам. Впрочем особо много говорить про эти мотоциклетные батальоны нет смысла, потому как уже летом того же года началось формирование мотоциклетных полков в составе формируемых механизированных корпусов.

Мотоциклетный полк 1940 года по штату № 10/23 состоял из трех мотоциклетных батальонов, по три роты в каждом. Всего в полку 1685 человек личного состава, 731 мотоцикл (704 с коляской), 27 50-мм минометов, 81 ручной пулемет, 73 автомашины, 5 радиостанций. Как мы видим, народу немало, а вот вооружение довольно слабое.
Мотоциклетный полк  «в руках командира корпуса являлся средством преследования при наступлении, обеспечения при действиях корпуса на широком фронте и поддержкой дивизий, входящих в состав корпуса».

Вот

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями