Советские мотоциклисты Второй мировой

Разница между мотопехотными и мотоциклетными частями не столь уж велика, но всё-таки довольно существенна. Потому путать их не следует.

Если рассматривать мотопехоту как развитие кавалерии, что собственно и было, то мотопехоту правильнее всего сравнить с драгунами. А вот мотоциклисты ближе всего к гусарам, то есть к легким частям, предназначенным для разведки, рейдов и прочего, для чего ранее предназначалась легкая кавалерия. Оно и понятно, если учесть возможности мотоциклов, их достоинства (и недостатки тоже). Кстати, как раз мотоциклетные части в большинстве стран родились непосредственно из кавалерийских. В Первую Мировую войну в кавалерию стали вводить самокатные подразделения. Кстати, тоже название, которое у нас некоторых людей вводит в заблуждение. Какие только версии не озвучивались, Но вообще-то самокатчики это велосипедисты. Замена лошадей в кавалерийских частях на велосипеды после Первой Мировой шла активно, в некоторых европейских армиях это приняло массовый характер с полным вытеснением конных подразделений самокатными. Кстати, для тех, кто собирает интересные факты — складные велосипеды изобрели именно для военных. Все легко объяснимо. Самокатные части двигались по дороге на велосипедах, по команде спешивались, велосипеды складывали и закидывали на спину, и так могли двигаться пешим ходом и вести бой. А при необходимости велосипед приводился в рабочее состояние, и самокатная часть снова обретала высокую подвижность, сравнимую с конными частями.

Так же как самокаты пришли в конные части, в 20-30- годы в самокатные части пришли мотоциклы.

В Советском Союзе велосипеды были не так распространены, и самокатные части мы встречаем не часто в Красной Армии. Равно как и мотоциклетные, они появились много позже, чем в европейских армиях.  Кстати, в Красной Армии была порой путаница некоторая в названиях,  и под самокатными частями имели в виду мотоциклетные, но это редко.

Впервые (за исключением отдельных мелких подразделений) мотоциклетные части в Красной Армии появляются в 1940 году. Мобилизационным планом РККА предусматривается три мотоциклетных батальона, в составе трёх рот. Всего в батальоне по штату № 32/940 литер “Б” полагалось иметь 562 человека личного состава и только стрелковое вооружение. Стоит отметить, что эти мотоциклетные батальоны относились к стрелковым, а не танковым войскам. Впрочем особо много говорить про эти мотоциклетные батальоны нет смысла, потому как уже летом того же года началось формирование мотоциклетных полков в составе формируемых механизированных корпусов.

Мотоциклетный полк 1940 года по штату № 10/23 состоял из трех мотоциклетных батальонов, по три роты в каждом. Всего в полку 1685 человек личного состава, 731 мотоцикл (704 с коляской), 27 50-мм минометов, 81 ручной пулемет, 73 автомашины, 5 радиостанций. Как мы видим, народу немало, а вот вооружение довольно слабое.
Мотоциклетный полк  «в руках командира корпуса являлся средством преследования при наступлении, обеспечения при действиях корпуса на широком фронте и поддержкой дивизий, входящих в состав корпуса».

Вот что говорил о задачах мотоциклетного полка в составе механизированного корпуса командующий Западного Особого Военного округа генерал-полковник Д.Г.Павлов на совещании высшего руководящего состава РККА:
«Я должен отдельно остановиться на наличии в корпусе мотоциклетного полка. Задача этого мотополка, как только представится возможность выброситься, - перехватить пути отхода противника, подорвать мосты, захватить дефиле и действовать по сковыванию противника до тех пор, пока будет подготовлен основной удар корпуса. Говорить о том, в какой мере мотоциклетный полк сможет быть быстроподвижным, еще рановато. Пока же ... опыт использования мотоциклетных частей на Западе оправдал себя, и говорить, что мотоциклетный полк не подходит для выполнения указанных выше задач, я бы не рискнул».

В целом надо сказать, что мотоциклетные части находились тогда ещё в стадии становления. По сути, они были созданы по примеру мотоциклетных батальонов Вермахта, можно даже сказать в подражание. «Наставление мотоциклетных войск» было издано только летом 1941 года, хотя разработка началась ещё в 40-м году. В войсках довольствовались временными инструкциями, например такие указания по использованию мотоциклетных полков были изданы на Юго-Западном фронте:
а) Мотоциклетный полк может применяться как централизованно, в составе полка, так и группами до роты включительно.
б) Централизованно полк может применяться:
1. В наступательном бою - в качестве передового отряда (усиленного артиллерией и танками), для захвата определенного рубежа.
2. Вести наступательные действия на поспешно укрепившегося противника, усилив мотоциклетный полк танковыми подразделениями.
3. Подразделения полка могут находиться в руках командования как подвижный резерв и, как только на фронте образуется брешь, эти подразделения выбрасываются для развития успеха и выхода в тыл противника.
4. Мотоциклетные части совместно с танковыми частями могут применяться на флангах с целью своими действиями обеспечивать захват и удержание важных пунктов до подхода пехоты. Основная их задача - выход в тыл противника и дезорганизация его.
5. Широко применять комбинированные группы в составе взвода танков, роты мотоциклистов и 2-3 противотанковых орудия с задачей - прорвать брешь в обороне противника и выйти в его тыл, уничтожая живую силу, подрыв мостов, прорыв связи, уничтожение штабов.
6. Действия мотоциклетных подразделений должны быть дерзкими, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага.

Весной 1941 года, когда началось формирование ещё двадцати механизированных корпусов, были изменены штаты мотоциклетного полка. По новому штату № 10/23 от 20.02.41 г., в полку должно было быть:

- четыре мотоциклетных роты, в каждой:

  • три мотоциклетных взвода, в каждом; три отделения, в каждом 16 человек, 5 пулеметов и 6 мотоциклов с коляской;
  • пулеметный взвод: 4 станковых пулемета;
  •  минометный взвод: 6 50-мм минометов;
  •  огнеметное отделение: 5 ранцевых огнеметов.

- броневая рота: 17 средних бронеавтомобилей;

- противотанковая батарея: 6 45-мм пушек.

Всего в полку по штату должно было быть: 1417 человек, 16 станковых и 192 ручных пулеметов, 17 средних бронеавтомобилей, 389 мотоциклов с коляской, 45 мотоциклов без коляски, 6 45-мм орудий, 24 50-мм миномета, 20 ранцевых огнеметов.

Как видим, численность полка уменьшилась, хотя и не так существенно, так как при уменьшении числа мотоциклетных рот с девяти до четырех в полку 41-го года мотоциклетное отделение увеличилось до 16 человек, тогда как в 40-м году было 11 человек.

Зато по новому штату стал полк существенно сильнее.

После начала войны механизированные корпуса вскоре были расформированы, а оставшиеся двенадцать мотоциклетных полков стали отдельным в резерве Ставки. Количество их всё сокращалось, к началу 42-года осталось семь полков, к лету пять, а концу года всего один (зато провоевавший до конца войны). Состав полков тоже менялся, и в 42-году в полку уже стало три мотоциклетных роты, минометная рота, (18  50-мм минометов), противотанковая батарея (4 45-мм орудия) и бронеавтомобильный взовд с четырьмя бронеавтомобилями. Численность полка сократилась до 900 человек. В мотоциклетной роте 180 человек, три мотоциклетных и пулеметный взводы, 54 пистолета-пулемета, 9 ручных и 4 станковых пулемёта.

В течении 1942 года формировались отдельные мотоциклетные батальоны, в задачу которых входило в первую очередь ведение разведки и патрулирования, осуществление связи между мобильными войсками, а также обеспечение комендантской службы. Было сформировано девятнадцать батальонов, в каждом три мотоциклетных и бронеавтомобильная роты, всего 287 человек личного состава. Все они позже были приданы формируемым танковым и механизированным корпусам.

В 1942 году была сформирована 1-я самокатно-мотоциклетная бригада, единственное в своем роде соединение Красной Армии.

Сформирована она была на базе 1-го гвардейского мотоциклетного полка по штату № 010/380 от 12.05.1942, и состояла из того самого мотоциклетного полка, к которому присоединили 1-й самокатный полк. Самокатный полк был укомплектован полностью трофейными велосипедами и другой техникой, которой к тому времени захватили уже немало. Кроме этих двух полков в бригаду входила ещё танковая рота и зенитная батарея. К концу 42-го года от самокатного полка уже ничего не осталось, и бригада снова свернулась в 1-й гвардейский мотоциклетный полк.

Во второй половине войны, по мере развертывания бронетанковых и механизированных войск мотоциклетные части Красной Армии были представлены следующим подразделениями: отдельные мотоциклетные батальоны должны были входить в состав танковых и механизированных корпусов, а отдельные мотоциклетные полки — в состав танковых армий.

Что, на мой взгляд, интересно, так это несколько, я бы сказал непривычная пропорция между мотоциклетными батальонами и полками. Обычно полка состоят из батальонов того же типа, и можно предполагать, что полка это два батальона хотя бы.

Но если мы посмотрим штаты полка и батальона, то увидим немного иную картину.

Отдельный мотоциклетный батальон по штату № 010/432 состоял из:

  • двух мотоциклетных рот, в каждой: три взвода по три отделения, всего 110 человек в роте;
  • танковой роты: 10 танков
  • роты бронетранспортеров: 10 бронетранспортеров;
  • истребительно-противотанковой батареи: 4 45-мм пушки.

Мотоциклетный батальон состоял из 10 танков, 5 бронемашин, 10 бронетранспортеров, 111 мотоциклов, 451 человека.

Отдельный мотоциклетный полк (штат № 010/433) состоял из:

Мотоциклетного батальона:

  • две мотоциклетных роты, в каждой: три взвода по три отделения, всего 110 человек в роте;
  • рота автоматчиков: 13 бронетранспортеров «Скаут».

Истребительно-противотанкового дивизиона:

  • две батареи по 4 45-мм противотанковых пушки или 57-мм самоходных противотанковых установок в каждой;
  • одна батарея: 4 76-мм пушки.

Танковой роты: 10 танков;

Минометной роты: 82-мм минометов

Пулеметной роты: 12 станковых пулеметов.

Всего в полку полагалось по штату 1 188 человек,  214 мотоциклов, 10 танков, 13 колесных бронетранспортеров «Скаут», 4 полугусеничных бронетранспортера (американские М2), 1 гусеничный бронетранспортер (английский «Универсал»), 3 бронеавтомобиля (БА-64), 8 45-мм и 4 76-мм пушки, 9 82-мм миномётов.

По сути, мотоциклетный полк представлял собой тот же батальон, который усилили минометной и пулеметной ротами и двумя батареями (танковая рота и одна из батарей дивизиона были взяты из мотоциклетного батальона).

Мотоциклетные части были практические единственными в Красной Армии, которым по штату полагалось иностранное вооружение. Танки почти в большинстве полков и батальонов были английские «Валентайн», бронетранспортёры английские гусеничные «Универсал» или американские колесные «Скаут». Американские полугусеничные бронетранспортеры М2 использовались для буксировки 76-мм пушек. Во многие полки вместо 45-мм пушек поступали американские самоходные 57-мм противотанковые установки на базе тех же полугусеничных бронетранспортеров. В пулеметной роте, как правило, станковые пулеметы были установлены на «Виллисах» и превращены в мобильные установки. Кстати, мотоциклы, тем более в конце войны обычно так же были ленд-лизовские, обычно американские «Харлеи»

Наверное, было бы интересно посмотреть, как были устроены мотоциклетные части в армиях других стран. Но это я сделаю позже, если будут желающие об этом почитать.

Мой канал на Яндекс.Дзен

Это мой канал в Пульс

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями