«Самолёт Сталина»

Про советские истребители МиГ, ЛаГГ, Як, созданные перед самой войной знают все, кто интересуется военной историей. И про них я кое-что написал в первой части этого очерка

Но кроме них разрабатывались и другие самолеты, которые на войну не пошли. И среди этих проектов самолетов есть весьма интересные истории.

Был такой человек — Александр Васильевич Сильванский, 1915 года рождения. Работал он снабженцем на одном из авиазаводов. Что такое снабженец, могут понять лишь люди, жившие в СССР, остальным объяснить сложно.

В 1938 году умирает Дмитрий Павлович Григорович. Это фигура мирового уровня, выдающийся российский ещё авиаконструктор, создатель летающих лодок, проявивших себя ещё в Первую мировую войну. В СССР создал немало отличных самолетов. Создал бы и больше, если бы не сидел много.

После его смерти осталось целое КБ и можно предположить, что специалисты там были не самые заурядные.

И вот это самое КБ переводится в Новосибирск, получает задание на разработку нового истребителя И-220 на основе одного из проектов КБ Поликарпова. Самолету присвоили также дублирующее обозначение «ИС», по одной версий «Иосиф Сталин» или «Истребитель Сталина», хотя есть и другие толкования. Главным конструктором нового КБ назначен Александр Васильевич Сильванский.

Стоило только начать разработку чертежей, как главный конструктор обнаружил ко всеобщему крайнему изумлению слабую компетентность в вопросах самолетостроения и авиации вообще. Номинальный авторитет его, так и не поднявшись в должный рост, упал как-то вдруг, чему оказалось достаточным его первое громогласное заблуждение в дебрях между элеронами и лонжеронами. Народ напряг уши и брови. Недоуменных вопросов, вроде: «Чему же это он учился?», не задавал никто.

Когда же Сильванский начал властно рассыпать дилетантские распоряжения, то очень многие работники КБ резко задумались на тему: «Куда я попал, где мои вещи?».

При этом Александр Васильевич развил бурную деятельность, решал вопросы снабжения и жилищные вопросы, финансирование шло хорошо, проект пользовался поддержкой в самых верхах и многие верили, что у «Самолета Сталина» (который можно было истолковать и как «Самолет Сильванского) большое будущие.

Словом, говоря современным языком, пиар был весьма хорош, и освоение средств шло успешно.

Несмотря на все описанное, удалось не только освоить средства (и очень немалые), но и самолет все-таки создали. Все-таки в основе лежал проект, создаваемый ранее «королём истребителей» Поликарповым, а помимо главного конструктора в КБ было ещё два десятка толковых специалистов.

Правда, при копировании проекта  Поликарпова сделали ряд ошибок, на которые сначала не обратили внимания. 

В результате, когда в сентябре 1939 года самолет вывели на испытания и машина пробежала по аэродрому, оказалось, что винт самолета при выравнивании машины в линию полета касается земли, вспахивая грунт.

Нашелся шутник, посоветовавший вырыть вдоль взлетной полосы канаву для винта... Всеобщий хохот убийственно подействовал на главного конструктора. Другого винта не было и раздосадованный Сильванский не нашел

Поделитесь с друзьями