«Короли» истребителей

Вопреки распространенному мнению, во время Второй мировой войны советская авиация имела на вооружении отнюдь не самые совершенные самолеты. Особенно это касается истребителей. Кстати, ни в коем случае не следует говорить, что самолеты были плохие. С плохим оружием войн не выигрывают. Но, главные характеристики советских истребителей существенно уступали лучшим иностранным машинам - немецким, американским, английским. Достаточно сказать, что лучшим истребителем, состоявшим на вооружении Красной армии, был американский самолет «Аэрокобра». Недаром Покрышкин на нём летал, как и большинство советских асов.

А.И. Покрышкин на фоне своего самолета Bell P-39 Airacobra

Это тем более странно, что во второй половине 30-х годов СССР обладал самой сильной авиацией, в том числе и истребительной, как по количеству (у нас боевых самолетов было больше, чем во всех остальных армиях вместе взятых), так и по качеству. И недаром нашего конструктора Николая Николаевича Поликарпова называли «королем истребителей» — на протяжении почти десяти лет наша авиация была вооружена практическии целиком истребителями его конструкции, и они были лучшими в мире.

Однако, когда произведенные в огромных количествах отличные истребители И-16 и И-15 (И-16 было построено более 10 тыс . машин, что намного больше всех боевых самолетов всех других стран на тот период) начали устаревать, то в СССР была принята программа разработки новых боевых самолётов, в первую очередь истребителей. И были на это выделены огромные средства.

Но, если раньше разработкой новых истребителей  занималось почти исключительно КБ Поликарпова, то в последние предвоенные годы получилось иначе. Разработкой занялось множество новых КБ под руководством совсем других авиаконструкторов. А как раз сам «король истребителей» оказался отстранен от этого процесса практически полностью. Он был лишен всей своей производственной базы и большей части своей команды. И даже в этих условиях он сумел создать истребители И-180, И-185, последний из которых был назван «лучшим современным истребителем». Правда, было это уже в 1943 году,  да и сам самолет преследовали неудачи (так, на первых испытаниях нового истребителя погиб Чкалов) и истребители Поликарпова так и не пошли на вооружение. Несмотря на то, что более совершенных машин в СССР не создали.

А вот история создания других новых советских истребителей в предвоенные годы очень показательна. 

Итак, правительство выделило огромные средства, и множество авиационных КБ взялось за их, говоря современным языком, освоение.

Давайте посмотрим на некоторые из этих КБ, которые вдруг откуда-то появились.

Одно из таких — знаменитое КБ МиГ. Возглавляли его Артём Иванович Микоян (буква «М») и Михаил Иосифович Гуревич (буква «Г»).

Артём Микоян — это младший брат Анастаса Микояна, одного из наиболее влиятельных советских политиков. Анастас Микоян начал свою карьеру при жизни  Ленина и ушёл в отставку лишь при Брежневе. Артём Микоян был хорошим специалистом, но проявил себя в КБ Поликарпова (где начал работать) не как конструктор, а как хороший организатор.

Поделитесь с друзьями