«Торпедоносцы» и торпедоносцы: Page 2 of 5

дошли до нас, предлагаемые проекты самолётов намного обгоняли все зарубежные аналоги. Но не только торпедоносцы, но и другие самолёты так и не были приняты на вооружение. Сейчас сложно понять причины, но почему-то плохо верится, что самый опытный советский конструктор, человек который, по сути, создал морскую авиацию (весь мир на него ориентировался) не смог создать ни одного удачного самолёта.

Почему-то сразу вспоминается, что советское авиастроение тех лет было делом довольно мутным, с доносами «коллег по цеху», обвинениями во вредительстве, «шарашками», коррупцией… Так что сложно сегодня говорить хоть о чём-то с уверенностью. Все что мы можем констатировать, так это то, что самолёты-торпедоносцы Григоровича так и остались в виде проектов.

Лишь к концу 20-х годов у нас появляются первые образцы торпедоносцев на вооружении.

Задание на разработку проекта «Торпедоносец открытого моря» (ТОМ) конструкторское бюро французского авиаконструктора Поля Ришара, по контракту работавшего в СССР, получило в конце 1928 году. Самолёт был разработан, но на вооружение не был принят, уступив в конкурсе торпедоносцу КБ Туполева ТБ-1П.

В КБ Туполева поступили просто, поставив на поплавки бомбардировщик ТБ-1. В то время все проекты торпедоносцев в большинстве рассматривались как гидросамолёты.

Уже в 1932 году начали формироваться первые эскадрильи минно-торпедной авиации на самолётах ТБ-1П на Черноморском и Балтийском флотах, и в составе Морских сил Дальнего Востока. Правда, кроме нехватки самолётов у минно-торпедной авиации были некоторые проблемы и с торпедным вооружение, проще говоря, не хватало мин и торпед, из-за чего торпедоносцы чаще использовались как разведчики.

Самолеты ТБ-1П сыграли важную роль в становлении советской минно-торпедной авиации, но уже к концу 30-х годов безнадежно устарели, да и износ матчасти был слишком велик. С 1938 году торпедоносцы ТБ-1П начали списывать или переводить во вспомогательные подразделения. К концу 1940 года у морских летчиков еще сохранялись 14 ТБ-1П, из которых могли летать только шесть. Все они использовались в учебных целях или для транспортных перевозок. В реальных боевых действиях им ни разу не пришлось участвовать.

Самолёт ТБ-1 был достаточно тяжелым и неманевренным самолётом, и в качестве торпедоносца был весьма уязвимым. Кроме того был технологически сложен и стоил недешево.

Поэтому в 1933 году началось проектирование более легкого торпедоносца на базе легкого бомбардировщики и разведчика Р-5. Новую модификацию самолёта назвали Р-5Т. Таких торпедоносцев выпустили полсотни, и они состояли на вооружении вместе с ТБ-1П.

Однако попытка решить задачу по созданию такого сложного самолёта как торпедоносец просто и дешево ни к чему не привела. Ценность Р-5Т была невелика, и он вскоре был выведен из минно-торпедных эскадрилий. Стоит лишь заметить, что это был самолёт не поплавковый (поплавковый вариант был построен в одном экземпляре), а первый серийный советский колесный торпедоносец.

И в дальнейшем ставка была сделана уже не на гидросамолёты, а на базовые (то есть летающие с обычных

Комментарии

Интересно и полезно узнать! Мне очень нравятся оба кинофильма: и Торпедоносцы, и Два капитана. Благодарю Вас, Кирилл!

Страницы

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями