Первым делом самолеты?

Вот уж для кого слова известной песни точно не подходят, так это для Франции в период между двумя мировыми войнами. Что уж у них там стояло на первом месте,  я не знаю, слава богу, если все-таки девушки. Благо тогда они ещё про толерантность и «родитель №1» во Франции и не подозревали. Но, во всяком случае, самолёты были точно «потом». Что касается военных, то уж на все сто.

Когда закончилась Первая Мировая война, французская военная авиация состояла из 66 эскадрилий истребителей, 19 эскадрилий бомбардировщиков и 140 эскадрилий разведчиков. Всего, в 1918 году, с учетом школ и вспомогательных частей было более 19 000 самолётов.  Хочется напомнить, что всего лишь в 1914 году вообще никакой авиации не было, не было истребителей и бомбардировщиков, а первые воздушные бои представляли собой стрельбу летчиков из личных револьверов по пилотам противника.

За четыре года была создана полноценная боевая авиация, выпущено более пятидесяти тысяч боевых самолётов.

Прошло два десятка лет. Грянула Вторая Мировая война. Французскому Генеральному штабу надо было как-то планировать войну с Германией, раз уж так случилось.

Без авиации в современной войне невозможно. Это во Франции хорошо понимали ещё за двадцать лет до Второй Мировой.

Беда в том, что кроме понимания нужно чтобы ещё что-то материализовалось в виде современных самолетов, да ещё в количествах достаточных. То есть самолёты должны быть не хуже, чем у противника, и желательно, чтобы их было больше, чем у противника.

Давайте же посмотрим, что могло летать во французских вооруженных силах осенью 1939 года.

Было аж целых восемь дневных и одна ночная истребительная эскадры (всего двадцать две группы, в которых суммарно сорок две эскадрильи), да ещё и семь отдельных эскадрилий ПВО, и сверх этого ещё кое-какие отдельные части.

Вроде бы не так уж и мало. По количеству эскадрилий немного меньше, чем в конце Первой Мировой, но, может быть, самолёты стали более совершенными? Самолеты, конечно, изменились. Они просто не могли ни измениться. Но… Но вот как-то если посмотреть, то не так уж сильно далеко они ушли от своих предков.

Были, например, в конце Первой Мировой войны у французов замечательные истребители фирм Nieuport и SPAD. В 20-е годы эти фирмы продолжали строить истребители, являющиеся развитием своих удачных конструкций. Разумеется, новые истребители были более совершенными, более скоростными, они летали уже не с черепашьей скоростью в две с небольшим сотни километров в час. А к началу тридцатых годов уже успешно перевали за... триста.

К чему я это? Да к тому, что истребители SPAD S.510 и  Nieuport-Delage NiD.622 в 1939 году состояли на вооружении французской авиации. Конечно, они всего лишь были в составе территориальных эскадрилий, в задачу которых входила противовоздушная оборона. Да и было их всего-ничего: 135 NiD.622 и 18 NiD.629. А истребителей SPAD S.510 было и того меньше - всего два десятка. А еще были на вооружении два десятка истребителей Dewoitine D.371.

Одноместный истребитель Nieuport-Delage NiD.622C1: разработан в 1930 году, максимальная скорость 270 км/час, практическая дальность 900 км, вооружение 2 пулемета.

Одноместный истребитель SPAD S.510C1: разработан в 1933 году, максимальная скорость 372 км/час, практическая дальность 875 км, вооружение 4 пулемета.

Одноместный истребитель Dewoitine D.371C1 разработан в 1932 году, максимальная скорость 405 км/час, практическая дальность 900 км, вооружение 4 пулемета.

Это даже не поднимается рука назвать устаревшими самолётами - это просто рухлядь, для 1939 года. Авиация Афганистана могла себе позволить использовать такие самолёты, но едва ли они бы гордились таким приобретением. А Франция - это ведущая мировая авиационная держава. В мире, как минимум, каждый третий самолет в то время летал с французским двигателем.  

Впрочем, не стоит так беспокоиться по поводу самолетов второй линии. В конце концов, не собирались французы на старых «Ньюпорах» вести воздушные бои с немецкими истребителями.

Перечисленных истребителей не было ни в одной из истребительных эскадр. Ну, за исключением всего пяти SPAD S.510C1. В остальном там были совсем другие самолеты.

Давайте с ними кратко познакомимся.

Одноместный истребитель Loire 46С1: разработан в 1934 году, максимальная скорость 368 км/час, практическая дальность 1300 км, вооружение 4 пулемета.

Одноместный истребитель Dewoitine D.501C1: разработан в 1932 году, максимальная скорость 369 км/час, практическая дальность 860 км, вооружение 1 20-мм пушка и 2 пулемета.

Одноместный истребитель Dewoitine D.510C1: разработан в 1934 году, максимальная скорость 402 км/час, практическая дальность 860 км, вооружение 1 20-мм пушка и 2 пулемета.

Одноместный истребитель Morane-Saulnier MS.406C1: разработан в 1935 году, максимальная скорость 486 км/час, практическая дальность 900 км, вооружение 1 20-мм пушка и 2 пулемета.

Самым сильным французским истребителем на тот момент одноместный истребитель Curtiss Н.75C1. Под этим названием использовался американский истребитель Curtiss-Wright P-36, имевший максимальная скорость 518 км/час, практическая дальность 1000 км, вооружение 2 12.7-мм и 4 7.62-мм пулемета.

Про «Луары» и «Девуатины», которые находились у французов в первой линии, думаю, комментировать нечего. Непонятно, чем они отличались от тех же «Ньюпоров» и «Спадов», которые французы сочли устаревшими и годными только для ПВО. То есть, они, конечно, отличались в лучшую сторону, но, как говорят в Одессе, лучше плохого это таки ещё не значит хорошо.

Самыми лучшими французскими истребителями, как вы уже поняли, были американские. Но они только ещё начали поступать на вооружение, пилоты лишь осваивали новые машины, да и было их немного. Согласно расписанию войск в сентябре истребители Curtiss Н.75C1 имелись лишь в двух эскадрах: всего 107 машин. При этом надо понимать, что американский «Хаук» отнюдь не был серьезным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109E, имевшему скорость 546 км/час и вооруженному двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами. Если же сравнить характеристики Bf.109E  с «Мораном» (Morane-Saulnier MS.406C1), то можно предположить, что он ещё менее опасен в небе для немецких истребителей.

И это предположение будет правильным, потому что ещё в ходе «странной войны» французские военные убедились, что «Мораны» сильно уступают немецким истребителям. Мало того: из немецких бомбардировщиков только относительно тихоходные Ju.87В и Не.111, могли опасаться атак французов, а более скоростные бомбардировщик Do.17Z часто просто уходили от них.

Кто-то скажет: «Но ведь советские летчики умудрялись сражаться против «Мессеров» на старых «Ишаках» и «Чайках», причем не только против «Эмилей» (Bf.109E), которые к 41-му году уже были не самыми лучшими, но и против более скоростных «Фердинандов» (Bf.109F)».

И действительно, французские Morane-Saulnier MS.406C1 относились к тому же поколения самолетов, что и советские И-16. Но у наших «Ишаков» было хоть одно преимущество перед немцами: их было существенно больше, и численное превосходство, причём подавляющее, давало шансы на успех.  

Французская же авиация на 1-е сентября официально имела 557 «Моранов». Если посмотреть расписание частей, то там видим эти истребители в четырех эскадрах из двенадцати: 80+77+54+59, всего 220 самолётов, если не ошибаюсь.

Чтобы было с чем сравнивать, сообщаю, в Люфтваффе имелось на 1-е сентября 739 истребителей Bf.109E.  Да еще 331 истребитель Bf.109D, большая часть которых использовалась во второй линии. Естественно, основные силы немецкой авиации были развернуты против Польши. Но в составе 2-го и 3-го Воздушного флотов, которые находились на Западном фронте, все-таки имелось тогда 376 истребителей Bf.109E и 283 истребителя Bf.109D. Учитывая, что «Дора» (Bf.109D), которую немцы уже считали устаревшей, по своим характеристикам тоже превосходила все французские истребители (включая американские «Хауки»), то даже в этой ситуации говорить о каком-то численном преимуществе не получается.

То есть, как я уже не раз писал, объявив в 1939 году войну Германии, Франция ничего иного, кроме «странной войны» совершить не могла, по той простой причине, что для войны нужна была армия.  Про сухопутную армию писал не раз, а тут, как видите, выясняется, что и авиации у французов нет. Ну а как воевать без авиации? Нужны истребители, нужны бомбардировщики…

Кстати, мы же ещё бомбардировщики французские не видели. Держитесь за стул, потому что если французские «Мораны» выглядели вполне современно, то французские бомбардировщики 1939-го года могут порадовать любителей нестандартных подходов и довести до инфаркта фанатов аэродинамики.

В составе 14 бомбардировочных эскадр имелись разные самолеты. Давайте их рассмотрим, начиная с самых современных.

Ночной бомбардировщик Bloch MB.210BN5 поступал в войска с 1937 года. Самолет имел скорость 322 км/час, дальность 1690 км, потолок 9850 м, экипаж в 5 человек, бомбовую нагрузку 1600 кг и оборонительное вооружение из 3-х пулеметов. Бомбардировщик имел даже (для французских бомбардировщиков это существенно) убирающееся шасси. Бомбардировщики имелись в шести эскадрах.

Средний бомбардировщик Bloch MB.200B4 поступал в войска с 1934 года. Самолет имел скорость 285 км/час, дальность 1000 км, потолок 8000 м, экипаж 4 человека, бомбовую нагрузку 1200 кг и оборонительное вооружение из 3-х пулеметов. Бомбардировщики имелись в семи группах, всего их было в наличии 169, из которых 92 в первой линии.

Многоцелевой самолёт Potez P.540B5, созданный по концепции BCR (Bombardement, Combat, Reconnaissance), и использовавшийся в качестве бомбардировщика и разведчика, был разработан  в 1933 году. Самолет имел скорость 310 км/час, дальность 1200 км, потолок 10000 м, экипаж 5 человек, бомбовую нагрузку 1100 кг и оборонительное вооружение из 3-х пулеметов. В сентябре в строевых частях ещё было 85 самолетов.

На вооружении 15-й бомбардировочной эскадры состояли тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.221BN5, целых 20 единиц. Бомбардировщик создан в 1932 году. Самолет имел скорость 342 км/час, дальность 1820 км, потолок 7800 м, экипаж 5 человек, бомбовую нагрузку 3900 кг и оборонительное вооружение из 3-х пулеметов.

Многоцелевой самолёт Amiot 143M5, созданный по концепции "multiplace de combat", то есть многоцелевой самолёт, предназначенный на роль воздушного крейсера, а также разведчика и бомбардировщика. Разработан в 1931 году, в войска стал поступать с 1934 года. Самолет имел скорость 310 км/час, дальность 1200 км, потолок 7900 м, экипаж 5 человек, бомбовую нагрузку 800 кг и оборонительное вооружение из 4-х пулеметов. В 1939 году рассматривался только как ночной бомбардировщик, всего имелось 126 машин.

Это, конечно, очень краткий экскурс по французской авиации осени 1939 года, я не упомянул про самолеты разведывательной авиации, про морские самолеты, но, уж поверьте, ничего более современного, чем представленные выше экземпляры мы там точно не найдем, а как раз что-то ещё более архаичное, типа двухмоторных бипланов  LeO.257bis.

Самолеты действительно современные и весьма совершенные во Франции были. В стадии проекта и опытных образцов. Даже в стадии готовности к массовому серийному запуску были. Так что французам сильно повезло, что Германия не начала войну в 39-м. Потому как Париж бы взяли за неделю без всякого сопротивления, поскольку просто некому было бы воевать.

А уж говорить о том, чтобы сами французы в сентябре 1939 года, как-то бы помогли воюющей Польше - согласитесь, что это выглядит просто смешно. Как можно воевать, если нет авиации, а её, ну реально нет, потому что этот набор раритетов для войны в 39-м году мало подходил. А это, кстати, мы ещё с вами не углубились особо, а то бы выяснилось, что даже те бомбардировщики, которые имелись, имели шанс так и остаться на аэродромах. Одни из-за отсутствия бомб, другие могли остаться без горючего, или деталей бы не хватало. С этим тоже сталкивались.

Словом, такое вот грустное зрелище представляла собой французская авиация в сентябре 1939 года. Надо сказать, что к весне 40-го года, ситуация несколько улучшилась и об этом я расскажу... но уже в следующий раз.

Мой канал на Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями