Палубная авиация Гитлера
Всем, кто интересуется историей Второй Мировой войны, известно, что Германия так и не ввела в строй ни одного авианосца. Но, хоть корабли не были достроены, авиационные фирмы активно работали над созданием палубной авиации для немецкого флота.
В числе первых палубников был истребитель Arado Ar.64. Созданный в 1930 году этот легкий одноместный биплан был построен в количестве двадцати машин. Это немало и по меркам того времени, и для палубных немецких самолётов.
Впрочем, все Ar.64 создавались как учебные машины — до появления в составе немецких Кригсмарине авианосцев было ещё далеко даже по самым оптимистичным прогнозам.
Самолёт Arado Ar.95 более широко известен как поплавковый разведчик. Создавался же этот он как палубный торпедоносец. Впервые Ar.95 взлетел в 1935 году. Однако в ходе испытаний стало ясно, что самолёт этот для авианосца уже устарел, и его переделали в поплавковый разведчик. Машины на колесном шасси были проданы в Чили.
Самолёт Arado Ar.195 разрабатывался на смену Ar.95. Было создано три опытных машины. Испытания начались в 1938 году. Самолёт не удовлетворил военных своими данными.
Самолёт Fi.167 разрабатывался на смену Ar.95. Испытывался вместе с Ar.195 в 1938 году. До 1941 года выпущено одиннадцать самолетов, из которых девять вошли в эскадрилью №167 для испытаний. В 1943 году эскадрилью расформировали, а самолеты продали в Румынию.
Палубный истребитель Ar.197 создан в 1937 году в связи с возобновлением работы над постройкой авианосцев. Выпустили три опытных образца. Однако работы остановили, так как было ясно, что авианосец в строй войдёт не скоро, и надо работать над истребителем-монопланом.
После всех попыток создать палубный ударный самолёт, самым простым решением оказалось использовать для этого уже выпускаемую «Штуку», то есть Ju.87. Так появилась палубная модификация Ju.87C, по прозвищу «Цезарь». У новой модели был посадочный крюк, кронштейны для крепления к катапульте, и складывающиеся крылья. Кроме того, неубирающиеся шасси могли отстреливаться, в случае посадки на воду. На этот же случай в крыльях располагались надувные баллоны, увеличивающих плавучесть при аварийной посадке. Фирма «Юнкерс» получила заказ на 170 самолетов в 1939 году, однако построили всего дюжину. Была сформирована отдельная палубная эскадрилья, самолеты которой приняли участие в нападении на Польшу в сентябре 1939 года и потопили польский эсминец «Вихрь».
Позже эти самолёты использовались для различных экспериментов. В 1942 году возродилась идея постройки нового палубного самолёта на базе «Штуки» Ju.87Е («Эмиль»), но она закончилась ничем.
Палубный вариант «мессера» Bf.109T появился в 1939 году. Первые самолеты передавались из серийных «Эмилей» (Bf.109Е). Самолет имел посадочный крюк, крепления для катапульты и складывающиеся крылья. Всего было заказано 60 машин, но их постройку приостановили. Позже их уже доделали без палубного оборудования, как самолет для взлета с коротких полос. Использовали эти истребители в Норвегии.
Этими самолётами не исчерпывается перечень проектов немецкой палубной авиации. В 1939-40 годах существовали проекты тяжелых двухмоторных палубных многоцелевых самолётов, которые могли использоваться как истребители, разведчики, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Известно, по крайней мере три таких проекта: Fieseler Fi. 8 P19 и Fi 22C, и Arado E310.
Как видно из этого короткого обзора, немецкие конструкторы готовы были снабдить флот необходимыми палубными самолётами, и потратили на это немало сил. Но, авианосцы так и не были построены, и все усилия немецкой инженерной мысли в этом направлении теперь интересны лишь для историков.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии