О воздушных десантах Второй Мировой
Во время обсуждения моей статьи «Обороной стальной», где я рассматриваю варианты начала войны Германии и Советского Союза, при которых СССР придерживается оборонительной тактике, возникла дискуссия, которая послужила поводом для этой статьи. Речь шла о том эпизоде, в котором я рассматриваю возможность прорыва укреплений советской Линии Сталина с использованием воздушного десанта. Причём достаточно массового, в составе которого будет более двух дивизий.
Мнения комментаторов сразу в нескольких ветках дискуссий разделились, и часть из них, основываясь на неудачном опыте воздушных десантов Второй Мировой, высказали предположение, что подобная операция была бы неудачной.
Другая же часть пользователей поддержала мою версию о том, что высадка крупного десанта в тактическом тылу линии укреплений позволит решить сразу несколько задач: воспрепятствовать подходу подкреплений, нарушить управление войсками и атаковать укрепленные позиции с тыла, где они полностью беззащитны.
Я хочу немного развить эту тему.
Следует согласиться с утверждением, что большинство стратегических воздушных десантов Второй Мировой войны сложно назвать удачными. Особенно если вспомнить, что по взглядам экспертов и теоретиков предвоенных лет всех стран, воздушные десанты должны были практически самостоятельно решать стратегические задачи в тылу противника, в первую очередь по окружению неприятельских войск.
Если же рассмотреть крупные десантные операции Второй Мировой войны, то действительно, по результатам их проведения, трудно говорить о том успехе, который ожидали от воздушных десантов.
Конечно, в результате самой известной операции на Крите, Германия захватила остров, но понесенные при этом потери привели к тому, что командование Вермахта отказалось от проведения подобных операций.
Что касается десантных операций союзников в Италии, то смело можно сказать, что если бы их не было, то мало что изменилось бы в обстановке на фронте. Совершенно аналогичная ситуация и с высадкой в Нормандии. Десант раскидало на большой территории, серьезного влияния на обороняющиеся немецкие войска он не оказал. Первая же попытка англичан десантировать танки вообще закончилась плачевно: танки-то они десантировали, но гусеницы просто запутались в парашютных стропах и... Словом, танки так и не воевали.
Далее операция «Маркет Гарден» (Market Garden) в Голландии. Масштабы впечатляют. В первый же день в воздух поднялись 1344 транспортника, 491 десантный планер (и столько же буксировщиков), 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. На следующий день взлетели ещё 1360 транспортных самолёта и 1203 планера с буксировщиками. Всего в тылу противника было высажено 34876 солдат и офицеров (американских, английских, польских), 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств. За всю операцию в расположение трех воздушно-десантных дивизий было доставлено 5227 тонн грузов.
Результат операции может и нельзя назвать плачевным, но главная задача была не выполнена, и, по мнению многих руководителей Великобритании и США, именно неудача в этой операции не позволила союзникам взять Берлин раньше советских войск.
Зато в операции по форсированию Рейна воздушные десанты были намного успешнее. Масштабы были немалые — использовали две дивизии, но сама операция проводилась совсем по иной схеме. Десант высаживался не перед началом наземной операции, и не в глубоком тылу, а после того, как штурмовые части форсировали реку, и в зоне действия своей дальнобойной артиллерии. Естественно при этом союзники имели полное господство в воздухе.
По итогам Второй Мировой войны был сделан вывод о том, что крупные воздушно-десантные операции могут проводится лишь про полном господстве в воздухе своей авиации, при отсутствии ПВО в районе пролета транспортной авиации и районе высадки, и при отсутствии крупных наземных сил противника в районе высадки. При этих условиях соединение с наступающими сухопутными войсками должно происходить максимум на вторые сутки после десантирования.
При этом, как-то не очень положительно был оценен успех десантной операции на Рейне. Лишь позже этой тактикой стали пользоваться и появились десантно-штурмовые войска.
И вот тут мы возвращаемся к нашей теме. О том, насколько успешным бы мог быть штурм воздушным десантом линии укреплений.
Если мы говорим именно о такой операции, то сравнивать её следует как раз не с операцией немцев на Крите или союзников в Голландии, а как раз с операцией при форсировании Рейна, а ещё лучше с блестящей операций немецких десантников в 1940 году против бельгийского форта Эбен-Эмаль. Хотя операция немцев в Бельгии была по масштабам несравнима с теми, о которых я упоминал выше, но важно здесь то, что использование воздушных десантов изначально планировалось в двух основных вариантах.
Первые вариант это стратегические воздушные десанты крупными силами в тылу противника. И второй вариант, это то, для чего (в том числе) после войны были созданы воздушно-штурмовые войска. То есть выброска в ближнем тылу противника и штурм обороны (как правило, с тыла). Если сейчас для этого применяются вертолёты, то в период Второй Мировой с этой задачей успешно справлялись планеры.
И ещё раз хочу напомнить (ещё раз, потому что писал об этом в статье) о том, что первой операцией создаваемых в Германии воздушно-десантных войск, должен был быть захват чехословацких укреплений в Судетах. Командование Вермахта считало, что штурм укреплений с фронта может принести к слишком большим потерям, и собиралось атаковать линии чехословацких ДОТов с тылов. Десант должен был быть парашютным, но уже тогда рассматривался вариант использовать планеры для подобных действий.
И при прорыве Линии Мажино командование Вермахта так же планировало задействовать воздушные десанты, именно для того, чтобы забросить парашютистов в тыл французским укреплениям и штурмовать их сзади.
Поэтому давайте мы не будем принимать во внимание опыт Критской операции. В рассматриваемом мною варианте всё должно выглядеть несколько иначе.
Операция проводится силами воздушно-десантного корпуса, в составе которого штурмовой планерный полк (практически бригада из четырех усиленных батальонов), парашютно-десантная и посадочно-десантная дивизии.
Перед самой высадкой мощный удар бомбардировочной авиацией и штурмовой. Задача штурмовиков в подавлении всех средство ПВО. Так же удар наносится всей дальнобойной артиллерией там, где она достаёт.
Первой волной десанта идут планеры с пехотой. Их задача захватить штабы, узлы связи, но в первую очередь позиции зенитной артиллерии. Штурмовые части обеспечивают возможность для высадки парашютного десанта. Парашютный десант должен обеспечить приём посадочного десанта, причем с тяжелым вооружением, включая танки. Хочу напомнить, что немцы к 41-году уже имели тяжелые планеры, способные десантировать тяжелое вооружение. Не говоря уж про гиганты вроде Messerschmitt Me.321, которые могли брать на борт средние танки.
Высаженный десант способен полностью разгромить тылы укрепрайона, после чего ведёт действия сразу в двух направлениях: штурмует с тыла укрепленные позиции и при этом занимает позиции в тылу, чтобы помешать возможным контрударам танковых соединений. В том, что удар танковых бригад последует, сомнений нет, но с учетом того, что посадочный десант сможет высадить относительно большое количество тяжелого вооружения, включая противотанковые пушки, а так же поддержку авиации, десантники способны держать оборону до прорыва к ним основных сил. В том, что прорыв в этой ситуаций будет осуществлён быстро сомнений нет, поскольку вся Линия Сталина, как и прочие аналогичные укрепленные линии не были предназначены для отражения удара с тыла.
Проведение такой операции в рассматриваемой нами ситуации было вполне реально, особенно если бы Вермахт воздержался от высадки на Крит. Другое дело, что подобных операций надо было бы проводить две, на двух участках прорыва. Немецкие же воздушно-десантные силы были ограничены перечисленными мною двумя дивизиями и штурмовым полком. Кроме того, крайне мало было транспортной авиации. И если для посадочного десанта можно было использовать горнопехотные соединения, как на Крите, то парашютистов в большом количестве подготовить было сложно в короткие сроки. А уж набрать достаточное количество военно-транспортных самолётов, даже задействуя бомбардировщики для этой цели, в той ситуации с промышленностью в Германии едва ли было возможно.
Разделить же имеющиеся в распоряжении силы на два участка едва ли было бы целесообразно. Так как для достаточно крупного прорыва в укрепленной линии нужно было задействовать именно те силы (две с половиной дивизии), пусть и высаженные в три, и даже четыре волны.
Это единственный фактор, который не очень хорошо вписывается в предложенную мной картину.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии