Но наш бронепоезд...
По просьбе одной из моих самых активных читательниц (подчеркиваю, читательниц!) я решил написать небольшую статью про такой вид вооружения, как бронепоезда.
О них вроде бы и написано немало, и в кино их показывали, но, как только начинаешь разбираться, обнаруживаешь, что тема эта гораздо глубже, чем казалось.
Для того чтобы побольше почитать по теме бронепоездов и того, что с ними связано, лучше всего почитать материалы в группе История Бронепоездов, которую создал в социальной сети Вконтакте, мой коллега Роман Коблов. Это настоящий энтузиаст своего дела, посвятивший всё свой свободное время изучению темы бронепоездов. Насколько я знаю, он работает над созданием своего сайта, и думаю, это будет очень хороший интернет-ресурс.
Я не буду даже пытаться конкурировать с Романом, потому что у него собрано очень много материалов, и, пытаясь рассказать историю развития и применения бронепоездов, я, поневоле, просто начну копировать тексты из его группы. А этого я предпочитаю никогда не делать, и, в отличие от многих авторов, стараюсь именно писать свои статьи, а не копировать их из других источников, даже если этот источник мною и написан.
Поэтому просто постараюсь рассказать про бронепоезда в стиле «а вы этого, наверное, и не знали».
Давайте начнём для чего, собственно, использовались бронепоезда, потому что после этого будет понятно, чем они отличались.
Самое известное, и вообще-то основное, предназначение бронепоездов в первой половине ХХ века, это использование их как ударного средства. Огромный бронированный поезд, с пушками и пулемётами, в период Первой мировой войны, когда танки ещё не присутствовали в больших количествах на поле боя, мог существенно усилить пехоту, у которой не так много было возможностей борьбы с железным монстром. Собственно, и появление танков не свело ценность бронепоездов на нет. Бронепоезда вполне успешно могли бороться с танками ещё в начале Второй Мировой войны. С одной стороны вроде бы кажется, что выстрелами из пушки легко сбить поезд с рельс, а дальше он превращается в груду металла. На деле это не так просто, тем более, что для этого надо удачно попасть в бронепоезд, а в него и вообще попасть не так уж просто, хотя он и представляет собой достаточно большую мишень. С полевой артиллерией противника бронепоезд мог бороться успешно благодаря своей маневренности, а танки первого периода Второй Мировой (не говоря уж про более ранние) уступали ему существенно по вооружению. И потому в 41-м году советские бронепоезда успешно использовались именно как ударное средство, поддерживая пехоту в наступлении.
Впрочем, думаю, что тут я ничего особо нового не расскажу, потому что как раз про эту часть боевой работы, известно лучше всего.
Но у бронепоездов были и другие функции. Например, в Вермахте, бронепоезда хоть и использовались как ударные, но значительно меньше. Зато в течении всей войны они служили одним из основных средств противопартизанской войны. Огромная протяженность железных дорог на захваченных Вермахтом территориях представляла собой большую уязвимость, особенно в Советском Союзе. И партизаны эту уязвимость активно использовали. Не припомню сейчас количество бронепоездов, которые немцы использовали, но счет шел на десятки. Тем более, что кроме обычных, классических бронепоездов, с которыми Вермахт начал войну, появились специфические «охранные поезда», которые и бронепоездами не совсем правильно называть. Это были вполне обычные вагоны и платформы, которые укрепляли чаще всего подручными средствами, например, мешками с песком. Пушек могло так же не быть, просто сажали в поезд какое-то количество солдат из вспомогательных и тыловых частей. Боевая ценность такого «бронепоезда» была не сильно велика даже против партизан, но это было хоть что-то. И это «что-то», как мы знаем, не особо помогло. Кстати, не только в СССР, но и на Балканах, где партизаны сильно портили немцам жизнь.
На самом деле, что может показаться кому-то удивительным, бронепоезда очень сильно были востребованы военно-морским флотом. Понятно, что в море поезда не выходили, но зато успешно применялись для решения задач береговой обороны.
Как известно, с кораблями борется береговая артиллерия, самый большой недостаток которой, в сравнении с боевым кораблем, это неподвижность. А самый просто способ сделать огромную пушку подвижной — поставить её на рельсы. Вообще, основным средством подвижной береговой обороны являлись до конца Второй Мировой ближайшие родственники бронепоездов, железнодорожные пушки. Но разница между этим и двумя типами вооружения в некоторых случаях стирается, и четко определить, куда отнести некоторое вооружение, движущееся по рельсам не всегда возможно. Разница между тяжелыми бронепоездами, вооруженными артиллерией калибра 120-155 мм и железнодорожными пушками того же калибра, установленными в бронированных башнях и правда трудно сразу увидеть.
В частности, в Италии имелись свои бронепоезда, которые предназначались для береговой обороны. Что легко понять, так как, даже просто взглянув на карту Италии, сразу становится понятно, что наиважнейшей функцией её вооруженных сил будет именно оборона побережья.
А вот в советских довоенных источниках итальянские бронепоезда упоминаются как железнодорожная береговая артиллерия.
Аналогичную функцию возлагали на свои бронепоезда и англичане. Что и понятно, так же как и в Италии, в Великобритании береговая оборона наиважнейшее дело. И даже больше чем в Италии.
Приступили к созданию своих бронепоездов англичане в ожидании вторжения Вермахта в 1940 году. Выглядели эти бронепоезда не так грозно, и представляли собой типичную импровизацию военного времени. Что интересно, формировались экипажи в первую очередь из военнослужащих польской армии, которых к тому времени на британских островах было немало.
То, что поляков привлекли к созданию бронепоездных частей не удивительно, потому что в предвоенные годы Польша вполне могла претендовать на ведущее место по числу бронепоездов. Бронепоезда появились на вооружении польской армии ещё в 1918 году и участвовали в боях с Красной Армией. В межвоенный период им уделялось большое значение. К началу второй мировой войны польская армия имела 14 бронепоездов. Очень подробно про польские бронепоезда написано у упомянутого уже Романа Коблова, ссылку на которого я давал, но могу повторить ещё раз — это уже конкретно про польские .
Вообще, надо сказать, что в Первой и Второй мировой войнах бронепоезда встречались в армиях многих стран. Но страной, в которой бронепоезда стали так популярны, сыграли такую значительную роль и производились в таких количествах, конечно, был Советский Союз. Началось всё ещё с Гражданской войны, когда часто именно бронепоезда и у красных, и у белых, выступали в качестве главной ударной силы. Действия бронепоезда очень хорошо показаны в фильме «Красная площадь», но встречаются они и в других, например, «Человек с ружьём».
Но и после Гражданской войны строительству бронепоездов уделялось большое внимание, и по количеству бронепоездов Красная Армия была несомненным рекордсменом. Но об этом тоже много где писали, и чтобы не повторяться, я лучше уделю внимание опять-таки тому, как в СССР использовались бронепоезда. А использовались они как раз во всех возможных вариантах.
Основное значение бронепоездов было как ударной силе, для поддержки общевойсковых соединений. Если в остальных странах бронепоезд был самостоятельной войсковой частью, то в Красной Армии они объединялись в дивизионы. В состав дивизиона входил один тяжелый бронепоезд, и два легких. Тяжелый бронепоезд имел две бронеплощадки с одной 107-мм пушкой каждая, а легкий на своих двух бронеплощадках имело по два 76-мм орудия.
Тяжелый бронепоезд
Здесь стоит напомнить, что бронепоезд это не просто несколько броневагонов с пушками и паровоз (или тепловоз). Во-первых, в состав бронепоезда входили ещё и бронедризины для разведки, в качестве которых обычно выступали обычные бронеавтомобили, поставленные на железнодорожный ход. Были опытные образцы бронеавтомобилей, которые могли менять железнодорожный ход на обычный, причем без выхода экипажа из машины, а некоторые ещё и плавать могли, но серийно такие не выпускались. Были на вооружении и бронированные дрезины специальной постройки, с пулеметно-пушечным или пулеметным вооружением.
Кроме того, у бронепоездов всегда имелся и десант, обычно до взвода пехоты. В немецких бронепоездах в составе десанты были даже танки, которые перевозились на специальных платформах. В составе бронепоезда всегда имелись сапёры. Кстати, многие считают, и видели в кино, что бронепоезд вроде был легко остановить, взорвав рельсы. Это так, но ремонтные бригады бронепоездов умели быстро восстановить путь, порой даже под огнём противника. Для этого каждый бронепоезд возил с собой немалый запас рельс и шпал. Которые, кроме всего прочего, играли роль специального балласта. На фото всегда видно, что впереди и сзади бронепоезда прицеплялись по паре платформ, вроде бы пустых. Эти платформы играли роль противоминных тралов и должны были принять на себя удар мины, если бы она оказалась на пути. А для надежности, чтобы мина не пропустила платформу, туда и грузили рельсы.
Бронепоезда в нале Великой Отечественной активно использовались как средство поддержки стрелковых дивизий. Известно, что неоднократно им приходилось вступать с немецкими танковыми частями, причем довольно успешно. Во время войны производство бронепоездов продолжалось, правда, строились только сравнительно легкие, как правило, с двумя бронеплощадками на каждой из которых ставили по одной танковой башне. Правда, в атаку бронепоезда во второй половине войны уже совсем не ходили, так как развитие и авиации, и противотанковой артиллерии уже не давало им шансов на поле боя.
Но советские бронепоезда использовались не только как ударное средство. Ещё одной их функцией была охрана железных дорог. Как известно (если нет, то сообщаю), в СССР имелись войска НКВД по охране железных дорог. Причём, были целые дивизии, которые именно этим и занимались. Дивизии имели от одного до трёх бронепоездов в каждом полку. Как правило это были устаревшие бронепоезда постройки времен гражданской войны или трофеи (польские, например). На вооружении войск имелись и новейшие мотоброневагоны (31 Д-2 и по 1 Д-3 и Д-6 по 3), которых не было в Красной Армии. Мотоброневагоны объединялись по три в роты, которые в организационном плане приравнивались к одному бронепоезду. Всего дивизий НКВД по охране железных дорог было сформировано одиннадцать.
Мотоброневагон Д-2
Имелись бронепоезда и в составе флота. Как ив других странах на них возлагались задачи береговой обороны, если быть совсем точным, то противодесантной. В июне 1941 года в составе Ирбенского сектора береговой обороны Краснознаменного балтийского флота имелся 10-й отдельный дивизион бронепоездов, в составе которого было два бронепоезда, каждый имел по два орудия, то ли 76 мм, то ли 83 мм. Это были бывшие латвийские бронепоезда и на них стояли английские пушки. ,
Кроме того, в состав дивизиона входили 152-мм железнодорожные пушки, две батареи по три орудия, так же из арсенала латвийской армии.
Во время войны в состав береговых войск флота входили новые бронепоезда, и в Крыму и под Ленинградом, которые строились там же, и часть из них шла на вооружение РККА, а часть на флот.
И ещё один специфический вид бронепоездов появился в Красной Армии во время войны— это зенитные бронепоезда. От обычных они отличались установкой зенитных орудий, а в задачу их входило прикрытие железнодорожных узлов и сопровождение важных эшелонов. Организационно они входили в состав войск ПВО.
***
Не уверен, что эта статья мне удалась, потому что не хотелось писать то, что вроде широко известно, а потому, наверное, могло быть что-то и не совсем понятно.
Но мне всегда можно задать вопросы и я на них обязательно отвечу. Это можно сделать в комментариях прямо на сайте, но можно и в любой из социальных сетей, адреса моих страниц (если кто не знает), указаны чуть ниже.
***
Уважаемый читатель.
Если Вам интересны мои статьи, и Вы хотели бы ещё больше узнавать с моей помощью о чём-то, что связано с тематикой военной истории, то прочитайте вот эту заметку, Возможно, Вас это заинтересует.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии