Немецкие танки и ленинградский трамвай
Эта статья в отредактированном и укороченном виде была опубликована на сайте «Русская семёрка». Но читателям своего блога я, разумеется, предлагаю авторскую версию, более полную и иллюстрированную.
Когда я собирался писать эту статью, то был настроен провести небольшое исследование. Я совершенно точно знал, что немецких танков в Стрельне быть не могло, да и саму Стрельну никто не пытался штурмовать. С другой стороны я точно знал, что фото захваченного немцами трамвая существует. И очень захотелось разобраться.
Наверное, мало кто не запомнил трагическую сцену из киноэпопеи «Блокада», где немецкие танки встречают ленинградский трамвай. Танкисты, штурмовавшие Ленинград, не в силах прорвать оборону Красной Армии, и выходят к неназванному населенному пункту, где им встречается обычный трамвай, полный пассажиров. Немцы радуются, решив, что дошли до Ленинграда. Когда же старый вагоновожатый направил трамвай прямо на немецких солдат, то весь вагон изрешетили пулями, убив всех, кто в нём находился. Сцена печальная и героическая, ну так и весь фильм такой.
Не многие задавались вопросом, действительно ли этот случай был? Чаще просто упоминали о нём, как о достоверном факте. Так, современный автор Алексей Исаев, в книге «Котлы 41-го» пишет, что танки 1-й немецкой танковой дивизии 18-го сентября 41-го года взяли город Пушкин, откуда до центра Ленинграда было 12 км, и на конечной остановке встретили ленинградский трамвай.
В сценарий кинофильма эпизод перекочевал из романа Александра Чаковского «Блокада». Сам же автор взял эпизод из статьи военного журналиста. Правда, само описание, сделанное журналистом, наводит на мысль, что он сам ни разу не был в населенном пункте, который описывает. Скорее всего, он ориентировался на какие-то слухи, которых в военное время много. Или что-то слышал, но потом позволил себе "художественный вымысел".
Населённый пункт, в котором могли происходить данные события только один — это Стрельна. Пригородный поселок недалеко от Санкт-Петербурга, известный, как своими дворцами, в первую очередь Константиновским, так и тем, что туда можно доехать на трамвае. На самом деле тогда это был не трамвай, в обычном понимании, а первый прообраз пригородного электропоезда. Планировали пустить поезда между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом, но рельсы дошли только до Стрельны. Впрочем, колея была трамвайная, вагоны были тоже похожи на трамвай.
Так выглядел трамвай, ходивший до Стрельны
Поэтому если вспомнить вышеупомянутого А.Исаева, то следует сказать, что он сильно ошибся. В город Пушкин (знаменитое Царское Село) трамвай никогда не ходил, а 12 км до города как раз от Стрельны. Это знают не только жители Питера и окрестностей, но и миллионы туристов, приезжающих в Царское Село, полюбоваться его дворцами, парками и знаменитым Лицеем, где Пушкин учился. Ехать туда относительно далеко на поезде или на автобусе, и уж трамвай точно не ходит.
Единственное, в чем прав автор, в районе города Пушкина действительно находилась 1-я танковая дивизия. И это стоит запомнить.
Есть ещё один интересный факт. В воспоминаниях военных 209-го пехотного полка 58-й немецкой дивизии есть упоминание про то, как они встретили трамвай 15-го сентября, где-то на дороге между Петергофом и Урицком. И трамвай был на ходу, и вагоновожатого в плен взяли. Но в рассказе этом немало противоречий и я бы ему верить не стал. Больше похоже на вымысел и никак не укладывается в описание местности, да и с датами путница.
И наконец, есть фото, датированное 1942 годом, в котором трое немецких солдат позируют в трамвае, явно разбитом.
И ещё есть фото (видимо, этого же трамвая), датированные 42-м годом. По этим фото можно определить, что место очень похоже на конечную остановку в Стрельне. Только надо учитывать, что тогда конечная остановка трамвая в Стрельне было не там где сейчас, не напротив Константиновского дворца. Остановка была напротив дворца князя Львова, которые предоставил свою землю, и сам очень много сделал для создания этого маршрута. Сейчас в этом желтом здании с башенками находится местная администрация, и на фото это здание видно на заднем плане.
Но ещё есть рассказы свидетелей, которые ехали 15-го числа из Ленинграда в Стрельну на трамвае, но не доехали и до Урицка. Потому что в этот день путь был разрушен, и более по нему трамваи не ходили до конца войны. Сообщения о том, что трамвайные пути были разрушены примерно там, где сегодня находится перекресток проспекта Стачек и проспекта Маршала Жукова, есть и в военных документах. Это не удивительно — трамвайные пути использовались для военных нужд. Есть фото трамвая именно в этом районе, судя по всему, перевозящего боеприпасы. Известно, что на трамвае вывозили раненых.
Фото сделано в сентябре 1941 года. в районе больницы Форели.
Этот трамвай идет в сторону Стрельны
Получается, что после 15-го сентября трамваи дальше Урицка не ходили, а немцы в Стрельне появились не ранее 16-го. Скорее всего, разбитый трамвай, который до конца войны (и даже после, до 47-го года), так и простоял в Стрельне, был там ещё до прихода немцев. Мог сломаться, а мог просто не вернуться из Стрельны после того, как разрушили пути. Точно никто не знает уже.
Что же касается танков, которые пытались прорваться в Урицк, а случайно повернули на Стрельну, где и встретили трамвай, то это вымысел. Во-первых, если наступать на Урицк от Красного Села, а потом попасть в Стрельну это почти в другую сторону надо поворачивать. Не наступление уже, а бегство какое-то получается. Во-вторых, немецкие 1-я и 6-я танковые дивизии находились в районе Красногвардейска (Гатчина) и далее пытались продвигаться на Пушкин, а это совсем не рядом. И сам Урицк немецкие танки никогда не штурмовали, а уж тем более в район Стрельны попасть не могли никак. В-третьих, 16-го сентября танковые дивизии 41-го моторизованного корпуса занимались тем, что собирали свои разбросанные на большом пространстве подразделения и уцелевшие танки, чтобы начать погрузку. У них был приказ уже давно отбыть на московское направление. В группе армий «Север» считали поставленную задачу по охвату Ленинграда выполненной.
Но командование Ленинградского фронта, в лице генерала армии Жукова, не знало, что штурма не будет. Жуков прибыл в Ленинград 13-го сентября, а 14-го сентября, началось наступление 10-й и 11-й стрелковых дивизий. Жуков попал на Ленинградский фронт после крайне неудачного для него Смоленского сражения, и ему надо было как-то реабилитироваться, иначе крест на всей карьере. Потому сразу же начал активно переходить в наступление, где только можно.
10-я и 11-я стрелковые дивизии как раз и сражались, в том числе, за поселок Володарский. От этого поселка до Стрельны минут 30-40 пешком и как раз выход к трамвайным путям. Сам поселок возник возле станции Сергиевская, а станцию создали специально для паломников, которые приезжали в Сергиеву Приморскую Пустынь. Место это известное, и находится как раз на въезде в Стрельну.
Обстоятельства этих боёв до сих пор запутанны, известно лишь, что наступавшие советские 10-я и 11-я дивизии в результате почему-то оказались в районе Петергофа и были отрезаны от основных сил. А находившиеся на этом участке подразделения 209-го полка 58-й пехотной дивизии немцев 16-го сентября оказались в Стрельне, на берегу Финского залива. Увидев на берегу немцев, артиллеристы стоявших там кораблей Балтийского флота открыли огонь, но уже было поздно. Выбить немцев из Стрельны, а затем из Петергофа не удалось. Войска, находившиеся западнее Петергофа, оказались отрезаны от Ленинграда. Так и возник Ораниенбаумский плацдарм.
А что касается эпизода с трамваем, то, к сожалению, его стоит считать полностью вымышленным. Не стыкуются имеющиеся факты, не мог в Стрельну прийти трамвай тогда, когда там уже оказались немцы.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии