Это грозное слово «штурмовик»!
Как ни странно, но у нас в стране не сняли ни один фильм про летчиков-штурмовиков. Тем не менее, про то, что такое «штурмовик» знают очень многие, ну, по крайней мере, среди старшего поколения, которое ещё училось в СССР.
Многие вспомнят, что был советский штурмовик под названием Ил-2, некоторые припомнят, что он у немцев назывался «черная смерть». Люди, которые читали книги о войне, смогут рассказать ещё больше.
В целом же, среди тех, кто просто интересуется войной и оружием, но не глубоко (а это подавляющее большинство из тех, кто читает мои статьи), есть общее представление как о советском штурмовике Ил-2, как о неком уникальном самолёте, не имеющем аналогов в мире. Уверен, что многие считают, что штурмовки, как класс, вообще придумали в СССР, и в других странах ничего похожего не создавали. Кто-то вспомнит про то, что немцы попытались создать свой штурмовик, подразумевая самолёт Hs.129, который был намного хуже нашего Ил-2.
Самолёт Ил-2 был действительно уникальным в своём роде, и сыграл огромную роль в нашей Победе во Второй Мировой войне, но он был не первым штурмовиком в нашей стране, и далеко не первым в мире. Данную статью я начал писать потому, что мне захотелось предложить вам краткий (а какой ещё в рамках статьи для блога?) экскурс в мир самолётов штурмовой авиации Второй Мировой войны разных стран.
И начать бы хотелось с нашего главного противника в войне, то есть с Германии. Во-первых, потому что этот класс самолётов всё-таки создали именно в Германии, а во-вторых, потому что про немецкую штурмовую авиацию, как ни странно, всегда было известно менее всего.
***
Давайте немного уточним, что такое самолёт-штурмовик. Четкого определения, как ни странно, нет, в каждой стране существует своё собственное. Но если попробовать выделить основные отличия от других типов боевых самолётов, то штурмовик это специализированный самолёт, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя, с использованием, как бомб, так и пулемётно-пушечного и ракетного вооружения. Его ближайшие «соседи» по классификации, это истребители-бомбардировщики (с одной стороны) и пикирующие бомбардировщики (с другой), и границу между ними не всегда можно четко провести. Понятно, что для такого самолёта очень важным конструктивным элементом является высокая живучесть, но при этом бронирование не является главным отличием штурмовика. Во-первых, потому, что бронирование имели и другие типы самолётов, а во-вторых, что штурмовики могли быть и не бронированными, и их было немало в 30-е годы в разных странах, хотя такие варианты и не получили развития.
Рассказ о штурмовиках Второй Мировой войны нужно начинать с… 1916 года. Вообще точно сказать, кто первый стал применять штурмовые действия авиации невозможно. Первыми роль штурмовиков точно стали выполнять истребители, и затем всегда, и во Второй Мировой, и позже, значительную часть штурмовых действий авиации выполняли истребители, по вполне понятной причине. Истребитель он, конечно, создан для воздушного боя, но, в условиях, когда вести воздушный бой не с кем (а такое бывает не так уж редко) истребитель же тоже надо как-то использовать. А почти единственный способ использовать истребители по наземным целям, это пулеметно-пушечные удары, то есть штурмовка. Конечно, на большинстве истребителей во Второй Мировой уже подвешивались небольшие бомбы, но это не существенно, истребители всегда использовались и для штурмовки.
Что касается Германии, то в 1916 году там начали разрабатывать специальные бронированные самолеты непосредственной поддержки, получившие название «пехотные самолёты» (Infantrieflugzeug).
В результате появился самолёты Junkers J.I, A.E.G. J.1 и J.2, Albatros J.I, легкие одномоторные бронированные бипланы, которые могли нести легкие бомбы или уничтожать наземные цели пулемётным огнём, а позже и получили на вооружение 20-мм автоматические пушки. Самыми массовыми стали штурмовики фирмы A.E.G., их выпустили чуть более шестисот. Штурмовиков Albatros J.I было выпущено чуть более двухсот. Наиболее известен Junkers J.I, первый серийный цельнометаллический самолет, выпущенный в количестве более двухсот машин (часть уже после войны).
Самолёт отличался поразительной живучестью. Известен случай, когда на свой аэродром благополучно вернулся самолет с 480 пулевыми прострелами в крыльях и фюзеляже! Пилоты дали самолету несколько прозвищ der fliegende tank (летающий танк). Правда, известно и другое прозвище — der blecherne Esel (жестяной осёл). Юнкерс не остановился на этом, и было разработано еще несколько штурмовиков, среди которых надо, конечно, отметить, Junkers J.10 — двухместный цельнометаллический моноплан.
Во многом, эта конструкция далее и будет развиваться фирмой «Юнкерс» в будущих ударных самолётах.
Говоря о немецких штурмовиках Первой мировой стоит вспомнить специальный противтанковый самолёт, созданный фирмой AGO в самом конце войны, получивший название AGO S.I. Самолет был вооружен 20-мм пушкой, расположенной в бронированном каземате в нижней части фюзеляжа при этом стрелок имел большие углы наведения. Всего было построено 2 самолета, но испытания начались уже после подписания перемирия и скорее всего так и не были завершены.
Ну и, конечно, стоит отметить первый немецкий тяжелый штурмовик, появившийся в Первую Мировую. Это самолёт AEG G.IVk. Этот двухмоторный биплан имел хорошее бронирование, нес целых две 20-мм пушки, и на испытаниях проявил себя очень хорошо. Была заказана серия в 150 самолётов, но выпустить их до конца войны не успели.
***
Думаю, не надо напоминать, что после поражения в Первой Мировой войне Германия не могла иметь боевую авиацию, и создавать самолёты военного назначения.
Тем не менее, работы по созданию самолётов проводились, как правило, с помощью других стран, в первую очередь Швеции и СССР.
В 20-е годы было создано немало образцов военных самолётов, большинство из которых до нас дошло лишь в виде чертежей, а то и просто упоминаний. Но мы не будем обо всех вспоминать, а сразу поговорим про Junkers K47, который классифицировался как истребитель-штурмовик.
Самолёт был создан в Швеции, на дочернем предприятии фирмы «Юнкерс» и взлетел впервые в 1929 году, К-47 летали в Китае (12 машин), секретной Липецкой авиашколе ВВС РККА и в Швеции. Шведы не только предоставили «крышу» для постройки, но и оказали практическое содействие в разработке идеи бомбометания с пикирования. Упоминается и том, что в Липецкой школе эти самолёты были испытаны как пикировщики. Надо сказать, что Junkers K47 создавался именно как штурмовик, по сути, это развитие Junkers J.10, но именно на нем в Германии начали уходить к идее пикирующего бомбардировщика, как самолёта непосредственной поддержки сухопутных войск. Что впоследствии и привело к появлению знаменитой «Штуки» — Ju.87.
В результате ставки на пикирующие бомбардировщики, Германия вступила во Вторую Мировую войну не имею специализированных штурмовиков, функции которых исполняли, и довольно успешно, истребители.
К моменту нападения на СССР в составе Люфтваффе имелась одна группа штурмовиков, на вооружении которой имелись самолёты Hs.123. Создавались они как пикирующие бомбардировщики, и были быстро заменены в войсках на Ju.87 и уже к началу Второй Мировой считались устаревшими (до этого успели повевать в Испании и Китае), но в Польше показали себя крайне удачно. Кстати, именно эти самолёты при пикировании издавали страшный рев, который так пугал поляков, а после них и солдат других армий. Во Франции «Хеншели» показали себя тоже очень хорошо, расчищая дорогу танкам. Hs.123 показал очень высокую живучесть, то крайне важно для самолета непосредственной поддержки. На Восточном фронте пригодилось ещё одно свойство Hs.123 — взлетать в любую погоду даже с совершенно неподготовленных площадок. Думаю, что если сказать о том, что в конце 1942 году всерьез обсуждался вопрос возобновления производства этого, вроде бы безнадежно устаревшего маленького биплана, то будет понятно, как его оценивали в Лютфваффе. Но, производство не возобновили, и к 1944 году Hs.123 полностью исчезли.
Немецкие штурмовики воевали в составе Schlachtgeschwader (штурмовых эскадр) и к началу 1942 года такая эскадра была всего одна. К концу года сформировали вторую, а в 43-м начали переформировывать эскадры пикирующих бомбардировщиков Sturzkampfgeschwader в штурмовые. Причем, состоявшие на вооружении в них пикировщики Ju.87 еще какое-то время летали, пока их не сменили другие самолёты.
Так вот о том, какие самолёты состояли на вооружении Schlachtgeschwader (штурмовых эскадр) мы и поговорим. Изначально, на вооружении имелись только упомянутые Hs.123, которых никогда не было больше двух групп, а остальные штурмовые группы имели на вооружении считавшиеся устаревшими истребители Bf.109E, переклассифицированные в истребители-бомбардировщики.
С 1942 года на Восточном фронте появились штурмовики Hs.129. Самолёт, кстати, разрабатывался никак не под влиянием боев на Восточном фронте, и в пику нашему Ил-2, как иногда пишут. Задание на его разработку было выдано ещё в 1937 году, а впервые взлетел опытный самолёт в 1939 году. Появились эти штурмовики в 42-м году в небольших количествах. Впрочем, в больших количествах эти самолёты и не выпускались, поскольку их создавали как специализированный «охотник за танками» и вооружали всего лишь одну отдельную «противотанковую» эскадрилью штурмовых эскадр (да ещё и не во всех эскадрах). Самолёт оказался не очень удачным, сложным в управлении, капризным, в условиях Восточного фронта его было крайне сложно эксплуатировать.
Крайне интересно многообразие вариантов вооружения самолёта. Самой известной модификацией самолета, которая обычно встречалась в разных советских книгах, была Hs-129B-3, на которой была установлена 75-мм противотанковая пушка. Собрано было таких самолетов не более двадцати пяти, и данных об их успешном применении нет. Гораздо успешнее действовали штурмовики с 30-мм пушками, пытались ставить и 37-мм пушки.
Гораздо более распространенным и удачным противотанковым самолётом, который в советских источниках почти не упоминали, был Ju.87G, последняя модификация «Штуки» с двумя 37-мм пушками под крылом. Эти самолёты состояли на вооружении как отдельных противотанковых эскадрилий штурмовых эскадр (Pz)/SG, а так же и нескольких сохранившихся эскадр пикировщиков. В некоторых же штурмовых эскадрах в какие-то периоды эти самолеты были основными. Штурмовики Ju.87G распространены были гораздо больше, и действовали намного успешнее, чем Hs.129, но о них упоминают намного реже.
Перечислив наиболее известные и упоминаемые в советских источниках штурмовики, мы с вами, наконец, подходим к главному, так как все упомянутые самолеты отнюдь не являлись основой штурмовой авиации Лютфваффе.
Если посмотреть состав всех пятнадцати немецких штурмовых эскадр, которые были сформированы в составе Люфтваффе, то мы увидим, что все они имели своим основным вооружение самолёты FW.190F и FW.190G. Первый иногда именуют как истребитель-штурмовик, а второй — как истребитель-бомбардировщик. Точно определить тип самолёта порой вообще бывает сложно, и в данном случае устраивать спор нет смысла, но по большому счету самолеты индексом F можно считать полноценным штурмовиком, а с индексом G это практически «чистый» пикировщик.
Про самолёт FW.190 в советское время почему-то писали очень много… скажем так… неточностей, многие из которых до сих пор бытуют. В советских источниках писалось, что FW.190 это был истребитель, спешно созданный в 43-м году для замены устаревшего Bf.109, что было, по крайней мере, странно. Во-первых это были машины разных типов. Bf.109 это был классический истребитель для завоевания господства в воздухе, задачей которой было уничтожать любую воздушную цель. С чем «мессер» до самого конца войны успешно справлялся (не устаревая) и никто так и не смог создать истребитель, который бы его превзошёл. Можно говорить, что английские «Спитфайры» и американские «Мустанги» не уступали Bf.109, но не превосходили его уж точно, и превосходство уже могло быть лишь за счёт подготовки летного состава, да и, что немаловажно, количества самолётов. Что касается FW.190, то он создавался как многоцелевой истребитель, а уже после его выпуска (первые истребители пошли в бой в 41-м году, а не в 43-м), появились штурмовые и бомбардировочные модификации. Первая модификация FW.190A уже считается истребителем-бомбардировщиком. Самолёты FW.190F имели более мощную бронезащиту и сильное штурмовое вооружение, включавшее более тонны бомб, ракеты, пушки калибром до 30 мм. Различные модификации FW.190G в первую очередь отличались повышенной дальностью полета. Путаницу добавляет то, что во всех индексах «A», «D», «F», «G» встречались модификации штурмовые, бомбардировочные и даже торпедоносцы. Но в целом FW.190 это именно многоцелевой самолёт, на базе которого существовали как разные модификации истребителей, так и штурмовиков, бомбардировщиков и разведчиков.
Кстати, когда советские авторы пишут, что над самолётами FW.190 победы одерживались легко и что вообще, это был неудачный истребитель, слишком тяжелый и неповоротливый, то какая-то доля истины в этом есть, просто речь шла не про истребительные модификации. Понятно, что в варианте штурмовика или бомбардировщика, FW.190 с дополнительной бронезащитой и подвешенным вооружением, уже не мог вести воздушный бой так же, как в варианте истребителя и был более легкой мишенью. А штурмовых и бомбардировочных модификаций FW.190 в определённые периоды было много больше, чем истребительных, что вполне могло и стать причиной несколько пренебрежительной оценки этого самолёта. Точное число разных модификаций FW.190 до сих пор неизвестно, но истребителей (включая ночные и перехватчики) было выпущено примерно две трети от общего числа.
В целом же, говоря про самолёт FW.190 можно, с одной оговоркой лишь, сказать, что немецким авиаконструкторам удалось создать самый совершенный в классе самолетов поля боя образец. Самолёт имел достаточно мощную бронезащиту, позволявшую ему действовать на малых высотах над полем боя, двигатель воздушного охлаждения не боялся даже потерь нескольких цилиндров и, по сути, служил дополнительной защитой для пилота (а не требовал защиты как, например, в Ил-2), самолёт мог нести более тонны бомб (для сравнения столько же нес бомбардировщик Пе-2), 30-мм пушки представляли собой грозное оружие для бронетехники, так же на вооружении имелись неуправляемые ракеты. И, что очень важно, при всех этих характеристиках, штурмовик FW.190F, мог, избавившись от подвесной нагрузки, выжимать под шестьсот пятьдесят километров в час, что позволяло ему на равных бороться с Ла-5, а «якам» он просто не оставлял шанса его догнать.
Но, как я написал, при всех прелестях «фоккера», самый большой его недостаток в том, что он был самолётов Германии, которая войну проиграла. Так что… Вроде всё и хорошо, но значит этого было недостаточно.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии