Бомбардировка Дрездена: кто в советском руководстве знал о ней?
Эту статью я писал когда-то для сайта «Русская семёрка», для моих читателей предлагаю авторскую версию.
13-го февраля 1945 года восемьсот английских тяжелых бомбардировщиков начали сбрасывать бомбы на Дрезден. Было сброшено две с половиной тысячи тонн фугасных и зажигательных бомб. Чуть позже англичане сбросили ещё почти две тысячи тонн. Следующие два дня Дрезден бомбили триста американских «Летающих крепостей».
Погибло около 25 тысяч человек. Хотя называют и 200 тыс., и даже 500 тыс. человек, но эти данные явно преувеличены. Точные цифры узнать невозможно, просто потому, что нельзя определить численность населения города: там находились сотни тысяч беженцев из разных регионов Германии.
Бомбардировка Дрездена — это событие, до сих пор обсуждаемое и до сих пор нет единого мнения. Большинство высказываний на эту тему сильно политизированы, и меняются в зависимости от времени. Одни склонны считать это военным преступлением, другие пытаются объяснить все произошедшее военной необходимостью.
Отдельной темой стоит вопрос о том, насколько эти бомбардировки были согласованы с руководством СССР? В советское время, в годы «холодной войны», бомбардировки Дрездена в Советском Союзе подавались исключительно как военное преступление против мирного населения. Указывалось, что целью бомбардировок было, в том числе, и запугивание советского руководства, демонстрация мощь авиации союзников. Кроме того, поскольку Дрезден должен был входить в советскую зону оккупации, утверждалось, что американцы специально разрушали город, чтобы он не достался Красной Армии. И, разумеется, никто даже не мог подумать написать или сказать о том, что подобные акции могли быть согласованы англо-американцами с советской стороной.
Сегодня у нас уже есть достаточно информации, по которой можно представить более-менее объективную картину.
Советское руководство было очень заинтересовано в несении ударов по объектам в тыловых районах Вермахта, вплоть до территории в глубине самой Германии. Надо было помешать переброскам войск, а для этого требовалось разрушение транспортной инфраструктуры. Было так же необходимо разрушать военные заводы. Сделать всё это Красная Армия самостоятельно не могла, по простой причине — не было стратегической бомбардировочной авиации, способной решать такие задачи. У англо-американских союзников были и сотни тяжелых бомбардировщиков, и опыт их массированного применения. У самих союзников задачи стояли, собственно те же и примерно там же.
Поэтому, когда в первый же день Ялтинской конференции советской стороной, в лице заместителя начальника Генерального штаба, генерала армии А.И.Антонова, был поднят вопрос о возможном нанесении англо-американской авиацией ударов по объектам в Германии, то оказалось, что это вписывается в планы союзников. Ещё в январе командование английской бомбардировочной авиации рассматривало возможность нанесения ударов по району Берлин, Дрезден, Лейпциг, с целью уничтожение крупнейших транспортных узлов и военных заводов. Так что цели советской стороны и англо-американцев полностью совпали.
Насколько советская сторона была конкретно информирована по выбору объектов, и конкретно по Дрездену, сказать сложно. Как пишет историк Фредерик Тейлор, англичане отправляли советскому командованию список объектов, которые предлагалось бомбить. В списке были транспортные узлы и предприятия Дрездена.
Но здесь есть два момента. Во-первых, союзники между собой не согласовывали конкретные действия настолько, чтобы обсуждать где, что и как бомбить. Во-вторых, у советской стороны, как уже сказано выше, не было опыта массированного применения бомбардировочной авиации, поэтому согласование в этом вопросе велось лишь в самых общих чертах. То есть советская стороны высказывалась по поводу общих целей бомбардировок, а конкретные вопросы решать предстояло союзникам. Сам же выбор целей в данном случае был небогат, и все равно сводился к треугольнику Берлин-Дрезден-Лейпциг.
Понимало ли руководство всех сторон о том, что речь идёт об огромных жертвах среди мирного населения? На это вопрос можно ответить однозначно. Бомбардировка любых заводов приведет к гибели работающих на них людей. Так же как и бомбардировка транспортных узлов приведет к гибели большого числа мирных жителей.
Уровень авиационной технике того времени не позволял бомбить прицельно, не было никаких «умных бомб». Единственным способом уничтожить крупный промышленный объект была ковровая бомбардировка, когда десятки и сотни тяжелых самолетов сбрасывают десятки бомб на одну территорию. Сколько объектов в районе цели будет разрушено предсказать невозможно. В первый день бомбардировки над Дрезденом была низкая облачность и в такую погоду говорить про точность вообще сложно. А на второй день часть американских бомбардировщиков так сильно промахнулась, что бомбила Прагу.
Когда говорят о разрушениях Дрездена, то приводят данные о тысячах зданий, среди которых магазины, кинотеатры, больницы, школы и даже зоопарк. Но при этом не акцентируют внимание на том, что было разрушено две сотни заводов: танковых, авиационных, по производству синтетического горючего. И если в городе было уничтожена почти половина жилых зданий, то военные объекты в той или иной степени разбомбили все. Так же на несколько дней была полностью парализована вся транспортная система в том районе. То есть, бомбили всё-таки цели военные, всё остальное просто было рядом.
В 45-м году и советское, и англо-американское военное руководство решало вопрос полного разгрома гитлеровской Германии. Всё, что вело к победе над врагом, должно было делаться. То, что проводились операции, подобные воздушным налетам на Дрезден, то что такая операция обсуждалась и согласовывалась всеми сторонами, для того времени было вполне естественно.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии