Английские бомбовозы
После выхода статьи «Конец эпохи бипланов»,где в том числе, речь шла и про английские бомбардировщики 30-х годов, ко мне было много вопросов об этих самолетах.
И чтобы ответить на вопросы, да и самому лишний раз не помешает разложить по полочкам, я предлагаю небольшой обзор английских бомбардировщиков межвоенного периода, то есть теми, что летали уже после Первой Мировой войны, но во Второй участия не приняли.
Для начала все же про Первую Мировую.
Начало английской тяжелой бомбардировочной авиации положил самолет Handley Page Type H.P.11 или O/100 (число 100 обозначало размах его крыла в футах), созданный в 1915 году как патрульный бомбардировщик. Всего было произведено 46 машин. Handley Page Type H.P.11 имел скорость 140 км/час, и мог нести 813 кг бомбовой нагрузки (бомбы по 113 кг).
Handley Page Type H.P.11 нес довольно скромную (для тяжелого бомбардировщика) бомбовую нагрузку, всего 813 кг.
Впрочем, другие английские аэропланы, которые англичане относили к классу тяжелых бомбардировщиков, были еще меньше.
Так самолет фирмы Blackburn RT.1 Kangaroo, созданный в 1917 году, был еще меньше размером и нес всего 420 кг бомб.
Другой английский бомбардировщик так же относившийся к классу тяжелых, создававшийся в 1918 году Bristol Braemar, выглядел довольно внушительно, но так же имел небольшие размеры и нес 680 кг бомб. Впрочем, он так и остался в количестве двух единиц.
Основной же тяжелый бомбардировщик конца войны английской авиации это Handley Page Type H.P.12. Поставлялся он с начала 1918 года, но выпустили более 400 машин, и воевали эти самолеты активно. Кстати, планировали выпустить и 1500 таких бомбардировщиков в США, но до конца войны успели лишь чуть более сотни.
Хотя этот бомбардировщик и именовался тяжелым, но характеристики у него были довольно скромные: длина 19 м, размах крыльев 30 м, два двигателя по 160 л.с. могли разогнать самолёт до 160 км/час. Потолок 2600 м. Экипаж из четырех человек, оборонительное вооружение три-пять 7.7-мм пулеметов Lewis. Максимальная бомбовая нагрузка - 908 кг. Эти бомбардировщики могли сбрасывать 748-кг бомбы, самые тяжелые из применявшихся британцами в Первой Мировой войне. С вооружения самолеты Handley Page H.P.12 были сняты уже в 1919 году.
Для замены своего удачного бомбардировщика Type H.P.12 фирма Handley Page разрабатывала в 1918 году сверхтяжелый бомбардировщик Type V/1500 или Н.Р.15. Предполагалось, что бомбардировщики смогут нести 3360-фунтовую (1524 кг) бомбу.
Первые самолеты поступили в войска осенью 1918 года и два из них готовились к налету на Берлин, но, не успели — Германия капитулировала.
Было заказано 213 самолетов этого типа, но в связи с окончанием боевых действий заказ был уменьшен до 41 машины.
Длина аэроплана 19 м, размах крыльев 38 м, четыре двигателя по 375 л.с. могли разогнать самолёт до 156 км/час. Потолок 3000 м, дальность полета свыше 2000 км. Экипаж от четырех до семи человек, оборонительное вооружение четыре одинарных или спаренных пулеметных установок 7.7-мм пулеметов Lewis. Максимальная бомбовая нагрузка - 3300 кг, специально для этого бомбардировщика были изготовлены 747-кг бомбы.
Самолет не оставил особого следа в авиации, но его стоит упомянуть в единой линейке бомбардировщиков фирмы Handley Page.
Так же не успел повоевать и другой тяжелый бомбардировщик Vickers FB.27 Vimy. Хотя прототип взлетел в ноябре 1917 года, массовой серийное производство развернулось уже после войны — было заказано 200 аэропланов.
Длина аэроплана всего лишь 13 м, размах крыльев 21 м, два двигателя по 360 л.с. могли разогнать самолёт до 165 км/час. Потолок 1100 м, дальность полета свыше 2300 км. Экипаж три человека, оборонительное вооружение три 7.7-мм пулемета Lewis. Максимальная бомбовая нагрузка - 1132 кг, бомбы только на внешней подвеске.
Стоит заметить, что самолеты, которые англичане относили к классу тяжелых бомбардировщиков, на фоне немецких бомбовозов фирм Zeppelin-Staaken и Siemens-Schukert не очень впечатляли своими размерами и возможностями.
После войны для британских ВВС стали разрабатываться и принимать на вооружение новые самолёты.
В 1927 году взлетел самолет Vickers Type 57 Virginia. С 1924 года этот бомбардировщик стал поступать в войска, где и оставался на вооружении до середины 30-х годов. Всего выпущено 124 самолета, в несколько модификациях: Type 96 Virginia Mk I, Type 76 Virginia Mk II, Type 79 Virginia Mk III, Type 99 Virginia Mk IV, Type 100 Virginia Mk V, Type 112 Virginia Mk VII, Type 115 Virginia Mk VIII, Type 128 Virginia Mk IX, и Type 139 Virginia Mk X, уже имевший цельнометаллическую конструкцию.
Бомбовоз Virginia имел два двигателя по 650 л.с., что позволяло ему развивать максимальную скорость до 180 км/час, потолок 4500 м, дальность до 1500 км, экипаж из 4-х человек, три пулемета и мог нести до 1361 кг бомбовой нагрузки.
С 1925 года в бомбардировочные эскадрильи стали поступать бомбовозы Handley Page H.P.24 Hyderabad. Выпущено 44 машины, которые состояли на вооружении в первой линии до 1930 года, а во вспомогательной авиации до 1933 год. H.P.24 Hyderabad имел два двигателя по 450 л.с. (в последней серии по 500 л.с.), максимальную скорость 175 км/час, дальность полета 800 км, потолок 4250 м, экипаж из 4-х человек, три пулемета и мог нести до 800 кг бомбовой нагрузки.
В 1926 году появляется новый бомбардировщик Handley Page Н.Р.33 Hinaidi. Их было выпущено всего шесть, причем четыре переделаны из аэропланов Hyderabad. Это были последние деревянные бомбовозы. В 1929 году взлетел новый самолет цельнометаллический бомбардировщик Handley Page Н.Р.36 Hinaidi Mk.II. Было выпущено 33 бомбардировщика Hinaidi Mk.II, которые служили до 1935 года. Причем к тому времени их переклассифицировали из тяжелых ночных в легкие дневные (!) бомбардировщик. Деревянные бомбардировщики Hinaidi Mk.I переделали в транспортные самолеты Н.Р.35 Clive Mk.I, способные брать на борт по 23 десантника.
Бомбардировщик Handley Page Н.Р.36 Hinaidi Mk.II имел два двигателя по 525 л.с., максимальную скорость 196 км/час, дальность полета 1300 км, потолок 4420 м, экипаж из 4-х человек, три пулемета и мог нести до 657 кг бомбовой нагрузки. Судя по бомбовой нагрузки, аэроплан вполне заслужил, чтобы его переклассифицировали из тяжелых.
Как нетрудно заметить, практически единственными разработчиками самых тяжелых английских бомбардировщиков были фирмы Handley Page и Vickers.
Однако к концу 20-х годов их «монополия» чуть не прекратилась. Министерство Авиации Великобритании в 1927 году выпустило новую спецификацию B.19/27 на разработку тяжелого бомбардировщика, для замены устаревших бомбовозов Vickers Virginia и Handley Page Hyderabad.
Кроме Handley Page и Vickers, в конкурсе приняли участие фирмы Fairey, Avro, Bristol и Hawker со своими проектами.
Самым заслуживающим внимания был самолет фирмы Fairey Hendon Mk.I. Как ни удивительно, для Великобритании, но это был моноплан. Характеристики его настолько превосходили все остальные предъявленные на конкурс «этажерки», что английские военные стали проводить все новые испытания аэроплана, видимо, не веря глазам своим. Когда, через несколько лет, стало понятно, что Hendon Mk.I был действительно лучше, ключевым словом уже оказалось «был», поскольку к тому времени бомбардировщик уже не соответствовал требованиям спецификации B.9/32. Позже появился более совершенный Hendon Mk II, который запустили в малую серию, но это уже другая история.
Фирма Vickers предложила сразу два самолета. Во-первых, это двухмоторный биплан Vickers Type 150 Vanox, впервые взлетевший в 1929 году. Type 150 имел два двигателя по 480 л.с. , скорость 201 км/час, практическую дальность чуть менее 1500 км, практический потолок 7000 м, экипаж из 4-х человек, два 7.7-мм пулемета Lewis. Бомбовая нагрузка составляла до 1000 кг.
Во-вторых, был построен четырехмоторный биплан Vickers Type 163, впервые взлетевший в 1931 году. Type 163 имел четыре двигателя по 480 л.с. , скорость 258 км/час, практическую дальность 1850 км, практический потолок 7600 м, экипаж из 5 человек, два 7.7-мм пулемета Lewis. Бомбовая нагрузка составляла до 1361 кг.
Оба самолета фирмы Vickers военные отвергли, так же как и проекты Avro, Bristol и Hawker, представлявших собой двухмоторные бипланы с похожими на Vickers Type 150 характеристиками. А на вооружение был принят в 1932 году бомбардировщик Handley Page H.P.50 Heyford. По своему внешнему виду это был очень запоминающийся самолет: фюзеляж был установлен под верхним крылом, а большой промежуток между фюзеляжем и нижним крылом заполняли стойки. Столь оригинальная компоновка давала определенные преимущества: центральная часть нижнего крыла имела толщину, позволяющую разместить там бомбовую нагрузку.
До конца 1936 года английская авиация получила 124 бомбардировщика Heyford. Официально они состояли на вооружении до 1939 года, но последние экземпляры еще летали в июле 1941 года.
Heyford имел два двигателя по 575 л.с., скорость 229 км/час, практическую дальность чуть менее 1500 км, практический потолок 6400 м, экипаж из 4-х человек, три 7.7-мм пулемета Lewis. Бомбовая нагрузка составляла до 1588 кг.
Чуть позже после принятия спецификации B.19/27, появилась спецификация B.22/27 на еще более тяжелые самолеты. По этой спецификации было предложено два аэроплана.
Фирма Boulton-Paul предложила трехмоторный биплан P.32, с двигателями по 575 л.с., экипажем из 4-х человек, двумя оборонительными пулеметами. Бомбовая нагрузка до 1000 кг, включая возможность нести 1000-фунтовую (454 кг) бомбу.
Фирма de Havilland так же предложила трехмоторный цельнометаллический биплан D.H.72, с экипажем из 4-х человек и двумя оборонительными пулеметами. Бомбовая нагрузка составляла до 1140 кг, но самолет брал только 250-фунтовые (114-кг) бомбы.
Однако, через некоторое время Министерство Авиации отказалось от программы создания более тяжелых бомбардировщиков по спецификации B.22/27, и самым тяжелым бомбардировщиком английской авиации стал Handley Page H.P.50 Heyford. Который, как видно из его характеристик, по меркам второй половины 30-х годов скорее относился к категории средних.
***
Думаю, даже этот краткий обзор английских тяжелых бомбардировщиков, показывает, насколько англичане были консервативны. А так же легко заметить, что не особо уделяли они внимание своей авиации (да и всем вооруженным силам), если к началу Второй Мировой войны подошли имея на вооружении самолеты, которые и внешне, и по своим характеристикам, существенно не отличались от тех, с которыми британская авиация закончила Первую Мировую.
Как мы хорошо знаем, такая экзотика, как бомбардировщики Heyford в войне участия не приняли, их успели сменить другие самолёты, причем, в том числе, и всё тех же фирм Handley Page и Vickers: Handley Page Halifax, Handley Page Hampden и Vickers Wellington. Но при определенных обстоятельствах, например, при высадке немцев на британские острова, в ход могло пойти всё, в том числе и ещё имевшиеся бомбардировщики-бипланы. Тем более, что на тот момент был острый дефицит боевых самолетов вообще и бомбардировщиков в частности, и в ход шло всё, что могло летать. Впрочем, Heyford было выпущено мало, а способных взлететь в 40-му году было ещё меньше.
Я надеюсь, что предложенный мной обзор был интересен, и, может быть, если будут пожелания, можно сделать аналогичный обзор и по другим самолетам. Были у англичан ведь и средние бомбардировщики, а в отношении этого класса самолетов англичане были столь же консервативны.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии