Конец эпохи бипланов
Наверное, у многих, кто глубоко не интересовался историей авиации Второй Мировой войны, представления о бипланах связаны с «небесным тихоходом», то есть советским учебным самолётом У-2, который так же были вынуждены в годы войны использовать как легких ночной бомбардировщик. По международной классификации такой тип самолета назывался «беспокоящий бомбардировщик», потому как эффективность подобных самолетов была невелика, бомбовая нагрузка (особенно того же У-2) была ничтожна, и основной эффект был скорее психологический от ночных бомбежек.
Не стоит смеяться, но не дать противнику выспаться и понервничать — это тоже полезно. И, вопреки тому, что многие думают, «беспокоящие бомбардировщики» были не только в СССР. Были они и в других странах, включая Германию, где тоже использовались, в том числе, и учебные самолеты, аналогичные нашему У-2. И, кстати, изначально советские ночные легкобомбардировочные части создавались под другой биплан — Р-5, который в отличие от У-2, все-таки был и бомбардировщиком и мог приносить несколько больший эффект. Но когда Р-5 кончились, то пришлось использовать У-2. Впрочем, это я что-то сильно отвлекся.
Разумеется, У-2 и упомянутый Р-5, были не единственными боевыми самолетами Второй Мировой бипланной схемы, как в СССР, так, тем более, и в мире.
К началу Второй Мировой войны, бипланы еще отнюдь не ушли со сцены, и мало того, далеко не все страны собирались от них отказываться. Причем это касалось не только учебной авиации, где бипланы вообще имели немало преимуществ, как самолеты первоначального обучения. Но и в боевой.
Бипланная схема имеет немало преимуществ. Биплан легче, маневреннее, прочнее. Биплан безопаснее, тот же У-2 вообще не мог сорваться в штопор, а при принудительном вводе в штопор сам из него выходил. Что было бесценно для тех, кто учился летать. Опять же биплану нужно была меньше место для взлета и поэтому англичане, очень долго использовали бипланы в палубной авиации. Ну а так как в 30-е годы в воздушном бою более всего ценились маневренные возможности, то и истребители долго оставались бипланами.
При этом основным недостатком биплана считают его высокое аэродинамическое сопротивление, проще говоря, он уступает моноплану в скорости. И авиаконструкторы в конце 30-х годов потратили немало сил, чтобы сохранить маневренные преимущества биплана, и при этом всячески увеличить его скорость. Это достигалось за счет убирающегося шасси в первую очередь. Пытались создать безрасчалочные бипланы, и даже убирающиеся крылья. Но всё это не спасло бипланы, и истребители бипланной схемы все-таки ушли.
Более всего продержались над полем боя бипланы-разведчики, но это скорее связано с тем, что этот тип самолетов во многих армиях был представлен моделями, разработанными очень давно. В отличие от других типов военных самолетов, даже устаревшие самолеты-разведчики еще могли использоваться по своему назначению.
Но самыми, на мой взгляд, интересными бипланами, которые ещё летали в небе Второй Мировой, были многомоторные бомбардировщики.
При этом, в разных странах, был разный подход к бипланной схеме. Так, в Германии бипланов было очень мало среди серийных машин, да и среди предлагаемых проектов тоже. А вот англичане в этом отношении были очень консервативны и у них имелись и истребители, и разведчики, и даже бомбардировщики с парой крыльев.
Самый известный советский истребитель-биплан — это, конечно, «Чайка», то есть И-153. Это модификация истребителя И-15, и важным отличием «Чайки» было убирающееся шасси. Создан этот биплан аж в 1938 году, и выпускался до 1940 года. Хотя это и развитие истребителя И-15, который разработан в 1932 году.
И-153 выпуска 1940 года
И-153 был последний серийный советский истребитель-биплан, хотя разработки в этом направлении продолжались. В 1939 году в КБ Поликарпова был разработаны истребители И-170 и И-190, в 1940 году истребитель И-195. Эти самолеты в серию не пошли, но сам факт работы над этим проектами показывает, что в СССР еще в 1940 году истребители бипланной схемы не считались безнадежно устаревшими.
И-190
И-170
И-195
Но кроме этих самолетов, были и другие проекты. Так в 1939 году конструкторы А. А. Боровков и И. Ф. Флоров предложили проект истребителя И-207. Это был безрасчалочный биплан, схема крайне редкая и по изображению самолеты можно увидеть его особенности.
И-207
Похожая схема было у истребителя Таирова ОКО-4.
ОКО-4
Были еще и очень интересные проекты складных истребителей конструктора Шевченко. Все эти проекты сочетали в себе бипланную и монопланную схему, за счет того, что одно крыло убиралось при необходимости. Все эти проекты не получили развития и в серию, как легко догадаться, не пошли, но изучать их интересно.
Но это все мы о СССР, во Второй Мировой войне было еще несколько известных истребителей-бипланов на вооружении других стран.
Самым, пожалуй, известным можно считать английский истребитель Gloster Gladiator, который состоял на вооружении не только английской авиации, но и более двухсот истребителей Gladiator было экспортировано в Бельгию, Китай, Грецию, Финляндию, Литву, Латвию, Португалию, Норвегию и Швецию.
Gladiator Mk.I ВВС Бельгии
Кстати, «Гладиатор» был не единственным английским истребителем-бипланом принявшим участие во Второй Мировой. Менее был известен очень элегантный биплан фирмы Hawker под названием Fury (позже у англичан был другой истребитель той же фирмы, с тем же именем). У самих англичан этот истребитель почти уже не воевал (были столкновения с итальянцами в Восточной Африке в самом начале войны), но использовался в югославских ВВС.
Hawker Fury югославских ВВС
Другой известный истребитель-биплан – это итальянский Fiat CR.42 Falco, который часто выступал противником английскому «Гладиатору» в Греции и Африке, пока их не сменили более современные самолеты. Причем, если первые «Гладиаторы» взлетели в 1934 году, то CR.42 был создан в 1939 году. И воевали CR.42 практически до конца войны, хотя после 1943 года только как ночные бомбардировщики (так же как наши У-2), и даже 64 самолета пережили войну.
Fiat CR.42 Falco
Из истребителей-бипланов я бы хотел упомянуть проект еще одной интересной машины. Хотя этот истребитель не был принято на вооружение, но он показывает, как пытались довести до совершенства бипланную схему в разных странах. В частности, в такой малоизвестной своими военными самолетами стране, как Канада. Это самолёт канадской фирмы Canadian Car and Foundry FDB-1. Спроектирован самолет в 1938 году Майклом Грегором, который на самом деле был Михаил Леонтьевич Григорашвили, но это вполне естественно для канадских и американских фирм того времени, где среди авиационных конструкторов и инженеров выходцем из России, было больше, чем коренных американцев. Несмотря на все усилия разработчиков и весьма совершенные аэродинамические формы, самолет показал достаточно посредственные характеристики, и на вооружение принят не был.
Canadian Car and Foundry FDB-1
Бипланная схема считалась удобной не только для истребителей, но и для штурмовиков. Для ударных самолетов важна была и маневренность, и живучесть (а биплан более живуч), и экономия в весе (что давало возможность увеличить бронирование).
В Люфтваффе было мало штурмовых частей в начале войны, основную поддержку сухопутных войск осуществляли пикирующие бомбардировщики, но и штурмовики тоже были. Причем, именно биплан. Это Henschel Hs.123, самолёт, который немцы практически списали, но вдруг оказалось, что у него поразительная живучесть. Было даже предложение генерала Рихтгофен возобновить их выпуск. Но к тому времени у Люфтваффе появился еще более удачный штурмовик.
Henschel Hs.123
Может быть, мало кому известно, но в начале Великой Отечественной, большинство штурмовых авиаполков на вооружении имели уже упомянутые самолеты И-153 и более ранние варианты И-15 и И-152 (И-15бис). Как истребители они были бесполезны против немецких «мессеров» (хотя некоторые летчики сражались и даже успешно), а вот в качестве штурмовиков оказались очень даже полезны. И если воевали они немного, то это связано лишь с тем, что сами самолеты были уже сильно изношены – их вытаскивали порой даже со складов, где они уже хранились, как списанные. И опять же «Чайкам» помогала, в том числе, и их живучесть, за счет бипланной схемы.
Не многие знают, но в СССР был проект пикирующего бронированного штурмовика ПБШ-1 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича. И как легко заметить, предлагалась тоже схема биплана, точнее довольно редкая схема обратного полутораплана, да еще и с крылом обратной стреловидности..
Как я уже упомянул выше, бипланная схема прижилась в палубной авиации, где возможность садиться и взлетать с как можно более короткой полосы, очень важна.
Впрочем, палубной авиацией располагали в тот период не так много стран, поэтому и упомяну я лишь Великобританию.
Одним из самых известных палубных самолетов был, несомненно, торпедоносец Fairey Swordfish.
Созданный аж в 1934 году, но к началу войны это был единственный английский палубный торпедоносец. Именно самолеты Swordfish провели первую авиаторпедную атаку во Второй Мировой войне. Строили эти самолеты аж до 1944 года.
Fairey Swordfish
Уже в 41-м году английские авианосцы стали получать новые торпедоносцы той же фирмы Fairey Albacore. Разработка его началась еще в 1938 году, но к началу войны их еще не успели принять на вооружение. Как легко увидеть на картинке, это тоже был биплан. Впрочем, карьера «Альбакоров» была даже короче чем «Свордфишей», выпущено их было немного и они быстро сошли на нет.
Fairey Albacore
Что касается палубных истребителей, то в начале войны на авианосцах базировались палубные модификации «Гладиаторов» про которые я уже написал выше.
Еще, говоря про бипланы Второй Мировой, конечно, надо вспомнить про разведчики, они же легкие бомбардировщики, многие из которых нашли свою вторую жизнь в качестве легких ночных бомбардировщиков.
Конечно это уже упомянутый мною советский Р-5, который хоть и именовался разведчиком, но при этом являлся и ближним бомбардировщиком, и составлял основу советских легкобомбардировочных полков РККА.
Р-5
Его ближайшими родственниками можно считать голландские «Фоккеры».Это в первую очередь разведчик-бомбардировщик Fokker C.V, созданный в 1924 году, который состоял на вооружении не только Голландии, но Дании, Швеции, Венгрии, Швейцарии, Китая, Финляндии, Норвегии… Этот самолет послужил образцом для создания многих самолетов данного класса.
В 1934 году появился Fokker C.X, который так же имелся не только в голландской армии, но и финской.
Некоторые «фоккеры» ставшее трофеями Вермахта, закончили свою службу в качестве ночных бомбардировщиков на Восточном фронте.
Fokker C.V
Fokker C.X
Среди аналогичных самолетов и французские разведчики Breguet 27, которые будучи созданными в 1929 году, дожили до начала Второй Мировой, и, как легко догадаться, карьера их закончилась летом 1940 года, когда закончилась служба всех французских самолетов, не зависимо от того, были они современными или больше уже годились для музея.
Еще одним антиквариатом французского производства этого же класса, был бомбардировщик-разведчик Potez 25, созданный в 1925 году, который так же был куплен многими странами, впрочем, дожил до начала Второй Мировой не везде. В Бельгии эти разведчики были пущены на слов в 1939 году, в Польше отправили на склады, но зато повоевали в Греции и Югославии. Из прибалтийских республик некоторое количество Potez 25 попало в СССР в 1940 году, но они были признаны безнадежно устаревшими. Что касается «потезов» французской армии, то они еще имелись в 1940 году в небольших количествах в самой Франции, но больше в колониях. Где и использовались еще в 41-м году.
Breguet 27
Potez 25
Этот беглый обзор наиболее известных самолетов-бипланов Второй Мировой войны я сделал лишь для того, чтобы проиллюстрировать, как во многих странах еще продолжали держаться за данную схему.
Но это все самолеты хорошо известные, и любой человек, интересующийся военной авиацией, на вопрос о бипланах, сразу сходу перечислит именно эти модели.
Но есть самолеты, которые, как раз и послужили толчком для написания этой статьи.
А для этого мы с вами кратко проследим развитие английской бомбардировочной авиации в 30-е годы.
На рубеже 30-х годов все состоявшие на вооружении английские тяжелые и средние (не говоря уж про легкие) бомбардировщики были бипланами.
В 1931 году был создан тяжелый ночной бомбардировщик Handley Page H.P.50 Heyford. По своему внешнему виду это был очень запоминающийся самолет: фюзеляж был установлен под верхним крылом, а большой промежуток между фюзеляжем и нижним крылом заполняли стойки. Столь оригинальная компоновка давала определенные преимущества: центральная часть нижнего крыла имела толщину, позволяющую разместить там бомбовую нагрузку. На всякий случай отмечу, что и конкуренты Heyford на объявленном британском правительстве конкурсе, тоже были бипланами (за одним исключением), хоть и не столь оригинальной конструкции.
Бомбардировщики Heyford с 1933 года поступали на вооружение британских ВВС. До конца 1936 года английская авиация получила 124 бомбардировщика Heyford. Официально они состояли на вооружении до 1939 года, но последние экземпляры еще летали в июле 1941 года.
Handley Page H.P.50 Heyford
Самолет Handley Page H.P.50 Heyford считается последним серийным тяжелым бомбардировщиком королевских ВВС Великобритании, но кроме тяжелых бомбардировщиков были и средние.
В 1926 году был разработан и через год поступил на вооружение средний бомбардировщик Boulton-Paul P.29 Sidestrand.
Бомбардировщик использовался десять лет, до 1936 года, после чего их стали снимать с вооружения. Вместо них был разработан в 1933 году новый самолет, который первоначально именовался Sidestrand Mk V, то есть считался модификацией предыдущей машины, но затем получил название Boulton Paul P.75 Overstrand.
Всего было в 1936-37 годах построено лишь 24 «Оверстренда», но столь малое число удивлять не должно. Для Великобритании эта цифра достаточно внушительна.
Самолет бы не таким уж и архаичным, как может показаться. Это был первый самолет, имевший турель с силовым приводом. Бомбардировщик имел закрытую пилотскую кабину, места всех членов экипажа были оборудованы системой обогрева от выхлопной системы двигателей. Самолет был оснащен автопилотом.
Самолеты Overstrand вывели из первой линии очень быстро, к 1938 году, и стали заменять на бомбардировщики Bristol Blenheim. Но бомбардировщики-бипланы не списали, они остались в качестве учебных, и даже предполагалось их использование в качестве ночных бомбардировщиков в случае нехватки более современных самолетов. Летали они активно до 1941 года, после чего, видимо, выработали ресурс полностью. Причем, на многомоторных бипланах-бомбардировщиках еще не поставили жирной точки, так как для замены самолета Overstrand был предложен новый самолет Boulton Paul P.80 Superstrand, с убирающимся шасси и весьма аэродинамическим формами. Во многом он даже выглядел более современным, чем летавшие тогда угловатые английские бомбардировщики-монопланы.
Но… эпоха бипланов приходила к концу, и «Суперстрэнду» не суждено было взлететь, кроме как в фантазиях художников.
Уважаемые читатели моего блога.
По техническим причинам, большая часть подписчиков была удалена, и восстановить не получилось.
Поэтому если вы ранее были подписаны на мой блог, но теперь вам оповещения не приходят, то вы можете восстановить подписку.
Сделать это можно на любой странице сайта, в правой колонке сверху есть надпись "Подпишитесь на новости моего блога " и окно под надписью E-mail*.
Если в окно вы впишите свой E-mail и нажмете кнопку "Subscribe", то подписка будет оформлена.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии