Конец эпохи бипланов
Наверное, у многих, кто глубоко не интересовался историей авиации Второй Мировой войны, представления о бипланах связаны с «небесным тихоходом», то есть советским учебным самолётом У-2, который так же были вынуждены в годы войны использовать как легких ночной бомбардировщик. По международной классификации такой тип самолета назывался «беспокоящий бомбардировщик», потому как эффективность подобных самолетов была невелика, бомбовая нагрузка (особенно того же У-2) была ничтожна, и основной эффект был скорее психологический от ночных бомбежек.
Не стоит смеяться, но не дать противнику выспаться и понервничать — это тоже полезно. И, вопреки тому, что многие думают, «беспокоящие бомбардировщики» были не только в СССР. Были они и в других странах, включая Германию, где тоже использовались, в том числе, и учебные самолеты, аналогичные нашему У-2. И, кстати, изначально советские ночные легкобомбардировочные части создавались под другой биплан — Р-5, который в отличие от У-2, все-таки был и бомбардировщиком и мог приносить несколько больший эффект. Но когда Р-5 кончились, то пришлось использовать У-2. Впрочем, это я что-то сильно отвлекся.
Разумеется, У-2 и упомянутый Р-5, были не единственными боевыми самолетами Второй Мировой бипланной схемы, как в СССР, так, тем более, и в мире.
К началу Второй Мировой войны, бипланы еще отнюдь не ушли со сцены, и мало того, далеко не все страны собирались от них отказываться. Причем это касалось не только учебной авиации, где бипланы вообще имели немало преимуществ, как самолеты первоначального обучения. Но и в боевой.
Бипланная схема имеет немало преимуществ. Биплан легче, маневреннее, прочнее. Биплан безопаснее, тот же У-2 вообще не мог сорваться в штопор, а при принудительном вводе в штопор сам из него выходил. Что было бесценно для тех, кто учился летать. Опять же биплану нужно была меньше место для взлета и поэтому англичане, очень долго использовали бипланы в палубной авиации. Ну а так как в 30-е годы в воздушном бою более всего ценились маневренные возможности, то и истребители долго оставались бипланами.
При этом основным недостатком биплана считают его высокое аэродинамическое сопротивление, проще говоря, он уступает моноплану в скорости. И авиаконструкторы в конце 30-х годов потратили немало сил, чтобы сохранить маневренные преимущества биплана, и при этом всячески увеличить его скорость. Это достигалось за счет убирающегося шасси в первую очередь. Пытались создать безрасчалочные бипланы, и даже убирающиеся крылья. Но всё это не спасло бипланы, и истребители бипланной схемы все-таки ушли.
Более всего продержались над полем боя бипланы-разведчики, но это скорее связано с тем, что этот тип самолетов во многих армиях был представлен моделями, разработанными очень давно. В отличие от других типов военных самолетов, даже устаревшие самолеты-разведчики еще могли использоваться по своему назначению.
Но самыми, на мой взгляд, интересными бипланами, которые ещё летали в небе Второй Мировой, были многомоторные бомбардировщики.
При этом, в разных странах, был разный подход к бипланной
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- следующая ›
- последняя »
- Войдите, чтобы оставлять комментарии