Это грозное слово штурмовик (по-английски)
Продолжая тему самолётов-штурмовиков Второй Мировой войны, хочется поговорить про Великобританию.
Чем, на мой взгляд, интересна в данном случае эта тема. Ведь если посмотреть большинство справочников по авиации, то в разделе английских самолётов вы, при беглом взгляде, вообще не найдёте штурмовиков. Ну, вот нет такого раздела в английской авиации. Кстати, и названия такого вы в английской авиации не найдёте. Если же почитать книги о Второй Мировой, во всяком случае на русском языке, а особенно старые советские, то в них вы про штурмовую авиацию сможете найти лишь рассказ о советских Ил-2 и немного про немецкие «Хеншели». Что же касается английских самолётов, то может возникнуть ощущение, что англичане вообще обходились без штурмовой авиации — истребители были, про «Харрикейны» уж точно многие слышали, даже не интересующиеся английской авиацией люди, тяжелые бомбардировщики были, и не только тяжелые — скоростной бомбардировщик «Москито», тоже многие знают. Может быть, кто-то подумает, что англичане просто обходились без штурмовиков? Ан нет. Как раз у англичан штурмовая авиация играла весьма важную, порой даже решающую роль. Мало того, англичане создали самолеты-штурмовики, которые считались одними из лучших в своём классе для того времени.
Чтобы никто не подумал обидеться за отечественный Ил-2, сразу хочу сказать, что если про какие-то штурмовики (английские, немецкие) говорят, что они относятся к лучшим образцам, то речь не про сравнение каких-то характеристик. Нет смысла сравнивать толщину бронезащиты или вооружение, тем более, что было оно у всех практически штурмовиков. Речь идёт про роль, которую сыграли данные самолёты, эффективность их применения, а все эти факторы зависели не только от тех основных характеристик, но и от многих других вещей. Например, от тактики применения самолетов поля боя и возможностей противостоящего противника. Все штурмовики армий Второй Мировой войны имели бронезащиту, имели мощное пулеметно-пушечное и ракетное вооружение, но довольно-таки бесполезным занятием будет сравнивать их характеристики. Если Ил-2 был вооружен 23-мм пушками, а английские штурмовики, например, имели пушки калибра аж в 40 мм, а то и больше, то это ничего не значит, несмотря на то, что противник у них был одинаковый вроде бы. Поэтому давайте сразу определимся, что мы не будем что-то с чем-то сравнивать. Задача данной статьи всего лишь кратко ознакомиться с штурмовиками британской армии.
Начнём, разумеется, с самого момента их появления.
В Первую Мировую войну мы видим целый список английских штурмовиков, уж точно не меньше, чем у других стран. Правда, все они появились уже под конец войны, потому в больших количествах не выпускались, да и особо себя не успели проявить.
Самым массовым стал бронированный одноместный штурмовик Sopwith T.F.2 Salamander, которых выпустили более 400 единиц. Появился он только в 1918 году. Вооружение состояло из двух пулеметов и четырех 11-кг бомб.
Остальные английские самолеты этого класса были выпущены лишь в единичных количествах, поскольку война уже заканчивалась. Из них стоит, пожалуй, упомянуть RAF A.E.3 Ram, двухместный биплан с толкающим винтом. Использование толкающего винта позволяло разместить в носовой кабине более сильное вооружение, что и было сделано — англичане поставили там два 7.7-мм пулемета Lewis, ещё один предназначался для стрельбы в задней полусфере, поверх воздушного винта. Фюзеляж представлял собой стальной бронированный ящик, боковые стенки и пол которого имели двойные стенки. Самолёт на испытаниях показал себе не очень хорошо, а тут ещё и война кончилась, потому проект закрыли.
В 20-е и 30-е годы английские военные задачу штурмовки возлагали на популярный в то время класс многоцелевых самолетов «поддержки сухопутных войск». Такие самолеты должны были решать задачи связи, эвакуации, разведки, огневой поддержки сухопутных войск и многое другое, словом всё, что потребуется. Для действий в колониях они были очень эффективны, а колоний у Великобритании было много. В Метрополии же англичане воевать вроде как и не планировали.
Самым массовым в этом классе был английский Westland Wapiti, двухместный биплан, выпущенный в 1927 году, который даже дожил до Второй Мировой, и за неимением лучшего, даже использовался для патрулирования побережья в Канаде и Южной Африке.
В результате в 1940 году, когда начались бои на европейском ТВД, задачу непосредственной поддержки сухопутных войск возложили на старые самолёты Hawker Hart, и различные его модификации, и на более новые Westland Lysander.
Hawker Hart
Westland Lysander
Эффективность этих тихоходных, слабо вооруженных и небронированных самолётов была крайне низкой, а потери, как легко догадаться, высокие. И истребители их сбивали, и зенитная артиллерия. В результате использовались они недолго, и потому, что были быстро уничтожены, и потому, что боевые действия в Европе в 1940 году для англичан быстро закончились.
Зато начались в Северной Африке.
А вот уже в Северной Африке английские штурмовики показали себя крайне эффективно, особенно в сражении под Эль-Аламейном.
Что это были за самолёты? Их название нам хорошо известно, и я его уже упоминал. Это Hawker Hurricane. В Советском Союзе он известен, как не самый удачный истребитель. Что с одной стороны верно, так как это был не самый удачный английский истребитель, по оценке самих же англичан. А с другой стороны «Харрикейны» в советских книгах были напрасно оклеветаны — на тот момент они были очень вовремя и нисколько не хуже имевшихся на вооружении других истребителей советских ВВС. Но истребительная модификация самолёта Hawker Hurricane нас мало интересует в данной статье, а вот модификация Hurricane Mk.II, как раз то, о чем стоит рассказать. Так как этот самолёт представлял собой самый что ни на есть классический штурмовик. Правда, сначала это все-таки был истребитель с двенадцатью крыльевыми пулеметами, но затем их сменили на четыре 20-мм пушки. Кроме того установили бомбодержатели для двух 110 или 230 кг бомб. На самолете установили дополнительное бронирование. На следующей модификации Mk.IID уже были установлены две 40 мм противотанковые автоматические пушки QF 2-pounder Mark XIV с 12 или 15 снарядами на ствол, в зависимости от модификации, плюс ещё два пулемета. На модификации Mk.IIE появилось восемь 76-мм ракет.
Постоянное усиление бронирования кабины пилота, радиатора и двигателя, а так же увеличение вооружения негативно отразилось на манёвренности самолёта, и он уже не мог использоваться в качестве истребителя. С середины 1942 года Hurricane Mk.II, а позже и Hurricane Mk.IV летали на задания только в сопровождении истребителей.
Потери от огня с земли были высокие, но тут сложно сказать, было ли это следствием недостаточного бронирования или сильного ПВО у немцев. Скорее всего, и то и другое повлияло.
В 1942 и 1943 годах Hurricane Mk.II и Hurricane Mk.IV были основными штурмовиками английских ВВС, они воевали в Северной Африке, затем в Италии, но после высадки союзников в Нормандии поддержку сухопутным войскам уже оказывал новый штурмовик Hawker Typhoon Mk.IB. Подобно «Урагану» (так переводится слово Hurricane, если кто не знает), «Тайфуны» изначально применялись как истребители, но штурмовик был нужнее.
Typhoon Mk.IB вооружался четырьмя 20-мм пушками, мог нести две бомбы по 454 кг или кассеты для мелких бомб, или восемь 76-мм ракет. Максимальная скорость составляла 658 км/час.
В самом конце войны в английских ВВС на смену «Тайфуну» появился Hawker Tempest, и хотя ему тоже удалось повоевать, но очень немного.
Но рассказ об английских штурмовиках не ограничивается только самолетами «плохой погоды» фирмы Hawker. В линейке названий которой мы видим Hurricane (Ураган), не пошедший в серию Tornado, Typhoon и Tempest (Буря).
Кроме самолетов, которые можно отнести к классу истребитель-штурмовик, у англичан были и самолёты, которые можно отнести к классу тяжелых штурмовиков. И это модификация, уже так же упомянутого мною выше, самолета de Havilland Mosquito. Самолет это более известен как скоростной невооруженный бомбардировщик, что вполне объяснимо, ведь он был первым серийным и наиболее ярким представителем этого класса самолётов. Но кроме бомбардировочных версий имелись ещё и разведчики, ночные истребители, торпедоносцы и истребители-бомбардировщики. Вот именно модификация истребителя-бомбардировщика Mosquito FB Mk VI, как раз и представляет интерес в рамках данной статьи. Всего было построено 2 289 самолётов этой модификации, что по английским меркам очень много, учитывая, что всех модификаций «Москито» было произведено менее восьми тысяч, точнее 7 781 самолёт.
Самолёт вооружался четырьмя 20-мм пушками и четырьмя пулеметами, под крылом на внешней подвеске мог нести две 110-кг или 230-кг бомбы, или восемь 76-мм ракет. Ещё две 110-кг или 230-кг бомбы размещались в бомбоотсеке. Но модификации Mosquito FB Mk XVIII, выпущенной в 25 эксемплярах вместо 20-мм пушек было установлена 57-мм пушка с боезапасом в 24 снаряда. Из остального вооружения сохранились четыре пулемёта в носовой части и ракеты на подкрыльевых направляющих.
Хотя самолеты Mosquito FB применялись не только для штурмовых действий, но все-таки правильнее считать этот вариант «Москито» в первую очередь штурмовиком.
Что интересно, ни в одном из русскоязычных источников мне не удалось найти данных по бронированию английских самолётов. Есть только указание на массу брони, но не указана толщина и схема бронирования. Более точные данные найти, конечно, можно, в данном случае просто нет времени сейчас на это отвлекаться. Но кое-какой вывод напрашивается. Судя по тому, что в советских источниках данные по бронированию штурмовиков, в первую очередь немецких скрывались, но при этом доказывалось, что самая совершенная бронезащита была у советского Ил-2, то можно предположить, что английские штурмовики имели не менее сильное бронирование. Особенно учитывая, что масса брони составляла у Hurricane Mk.II около 600 кг, тогда как общий вес бронедеталей серийного Ил-2 составил 780 кг, а ведь при этом Hurricane имеет все-таки существенно меньшие размеры.
Впрочем, проще все-таки будет поискать схему бронирования английских самолётов и сравнить.
Пока же уже по тем данным, которые доступны, и часть которых я привел выше, можно сделать вывод, что английские штурмовики были достаточно совершенные самолеты, хорошо защищенные, сильно-вооруженные, да при этом ещё и скоростные машины.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
Да и не только в
Да и не только в русскоязычной. Такое впечатление, что засекреченные какие-то данные. На Airvectors есть лишь невнятное: "Pilot armor protection and armor glass were added." - и всё. А какой толщины бронеспинка и стекло, есть ли вообще протектирование баков или что-то еще - полное отсутствие. Тут в архивы лезть надо, причем не наши, а ВВС Великобритании. Или, например, Пакистана:)
Страницы