За что летчикам присваивали звание Героя
Эту статью я когда-то написал для сайта «Русская семёрка», но хочу предложить её и читателям своего сайта.
При учреждении звания Герой Советского Союза в Положении о присвоении было сказано, что звание присваивается за выдающиеся подвиги.
Первыми, кому присвоили это высшее звание, были семь летчиков, спасавших экипаж потерпевшего крушение парохода «Челюскин». Восьмым Героем Советского Союза тоже стал летчик Михаил Громов. Первыми летчиками, получившими это высшее звание за боевые заслуги, стали одиннадцать советских пилотов, воевавших в Испании.
После начала Великой Отечественной, когда героизм стал массовым, все награды были жестко регламентированы.
В 41-м году звание Героя Советского Союза летчикам истребительной авиации присваивалось за десять сбитых самолетов противника. С 1943 года количество сбитых самолетов возросло до пятнадцати. Пилоты бомбардировочной или разведывательной авиации для получения Золотой Звезды Героя должны были совершить тридцать пять боевых вылетов днем или двадцать ночью.
Воздушным стрелкам на штурмовиках и бомбардировщиках надо было лично сбить восемь самолетов противника. И не следует думать, что это очень мало, среди стрелков Золотую Звезду получили только восемнадцать человек.
Пилоты самолетов штурмовой авиации звание Героя в 41-м году могли получить за десять боевых вылетов. Казалось бы, среди летчиков-штурмовиков только за 41-й год должны быть десятки, учитывая, что Ил-2 был самым массовым самолетом в РККА уже к зиме 42-го года. Однако, в 41-м году только один пилот штурмовой авиации Николай Карабулин получил высшую награду, сделав тринадцать боевых вылетов до сентября 1941 года. До апреля 42-го года ещё три летчика-штурмовика стали Героями Советского Союза, за шестнадцать, восемнадцать и двадцать один боевой вылет. В 42-м году для получения звания Героя необходимо было совершить тридцать боевых вылетов, но реально давали за 40-50. После 1943 года надо было вылететь на задание и вернуться уже не менее восьмидесяти раз. Такие изменения вполне объяснимы. В начале войны немецкая авиация господствовала в небе, штурмовики были одноместными, защищаться им от вражеских истребителей было просто нечем, а свои истребители прикрытие обеспечить не могли. В 43-м году у всех штурмовиков уже были стрелки, прикрывающие их от атак сзади, количество советских истребителей возросло, а немецких уменьшилось, и потери самолетов штурмовой авиации снизились в разы. За годы войны летчики-штурмовики составили большинство среди Героев в авиации, всего награждено 860 человек, но, конечно, не только за количество боевых вылетов.
Ведь все утвержденные нормы не предусматривали, что звание Героя присваивалось автоматически. Обычно награждали Золотой Звездой не только по совокупности каких-либо действий.
Первые три летчика, получивших звание Героя буквально в самом начале войны (приказ от 8-го июля), награждены за воздушные тараны. Это были летчики-истребители Михаил Жуков, Сергей Здоровцев и Пётр Харитонов. Совершив тараны немецких бомбардировщиков 28-29 июня, все они остались живы. Люди, далекие от авиации, путают таран с лобовой атакой, и считают, что летчик таранивший самолет противника обязательно погибает, но это далеко не так. Таран подразумевает обычно нанесение удара по самолету противника крылом или отрубание плоскостей винтом. Этот прием, конечно, смертельно опасен, но после тарана даже иногда удается посадить свой самолёт, а потом и продолжить на нём воевать. Следует заметить, что звание Героя присваивалось не всем пилотам, сбивший самолет противника тараном.
За первый ночной таран в войне так же было присвоено звание Героя. Им стал Виктор Талалихин, защищавший Москву в авиации ПВО.
Есть ещё и понятие «огненный таран», когда подбитый самолет экипаж направлял на войска противника и какой-то объект, и таким образом уничтожал его ценой своей жизни. Первым этот подвиг совершил экипаж под командованием Николая Гастелло. Считается, что в ходе войны этот подвиг совершили около двухсот раз. Но звание Героя присваивалось не всегда, так как далеко не все подобные случаи были достоверно подтверждены.
Одним из самых известных летчиков награжденных Золотой Звездой Героя, был сбивший «всего» одиннадцать немецких самолётов Алексей Маресьев. Семь самолётов он сбил, уже летая с протезами.
Двенадцать самолетов (из восемнадцати) сбил, летая с протезами обеих ног, летчик морской авиации Герой Советского Союза Захар Сорокин. Звания Героя Советского Союза был удостоен Леонид Белоусов, так же летавший на истребителе без обеих ног.
Лётчик-истребитель Борис Ковзан сбил двадцать восемь немецких самолетов, причем четыре тараном. После одного из таранов он упал с высоты 6000 метров с не полностью раскрытым парашютом. Единственный летчик-истребитель в истории, воевавший без одного глаза и сбивавший самолеты противника. Надо ли спрашивать, за что ему вручена Золотая Звезда Героя?
Каждый из героев заслуживает рассказа, но для этого понадобится много томов. Ведь за период Великой Отечественной войны только в авиации звание Героем Советского Союза было присвоено 2271 человеку.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии