Чем англичане и американцы были сильнее Красной Армии в Вторую Мировую?
Эту статью я написал для сайта «Русская Семёрка», но своим читателям предлагаю авторскую версию.
Говорить о том, какая из армий Второй Мировой войны, советская, английская или американская были сильнее в целом — это всё равно что сравнивать зелёное, сладкое и деревянное. Настолько вооруженные силы стран различались по своей структуре, устройству, ситуации, в которой они действовали. Мало того, картина кардинально менялась в разные периоды войны.
В любом случае, говорить о каких-то преимуществах британской или американской армии надо лишь с оговоркой, что речь идёт про частные моменты. Повторять о том, что именно Красная Армия внесла решающий вклад и взяла Берлин, вроде уже никому и не нужно.
Но если говорить о каких-то отдельных аспектах, то можно найти немало всего, в чем английская, и, особенно, американская армия к концу войны заметно превосходили РККА.
У них богаче
В повести «Сын полка», которую читал каждый советский школьник, есть эпизод, в котором главного героя Ваню Солнцева артиллерист спрашивает, у кого лучше, у них или у разведчиков. На что Ваня отвечает: «У вас богаче».
То же самое касается и американской армии: она была намного богаче, поскольку американская промышленность могла снабжать свои вооруженные силы практически всем, что требовалось в необходимом количестве, да ещё и вооружать союзников. Но надо всегда уточнять, что такая ситуация сложилась лишь к 1943 году. Поскольку в начале войны английская армия испытывала огромный недостаток во всём. Англичане (как и французы) скупали в других странах вооружение и технику, массово использовали трофеи. Американская же армия, когда в Европе уже бушевала Вторая Мировая война, ещё находилась настолько в зачаточном состоянии, что обсуждать всерьёз просто смешно.
Война моторов и электроники
Несомненным преимуществом английской и американской армий была полная моторизация. Конная тяга в артиллерии практически не использовалась, кавалерийские подразделения если и имелись в начале войны, то лишь там, где без них было не обойтись. Английская и американская пехота не знала многокилометровым и многодневных маршей, автотранспорта хватало для перевозки всего личного состава.
В американской армии в Европе каждый четвертый военнослужащий был водителем автомобиля, тягача или боевой машины. Советские историки любили приводить огромное количество танков, выпущенных в СССР во время войны. Но всегда «забывали», что это давалось за счёт выпуска всего остального, также крайне необходимого: автомобилей, тягачей. Если бы не поставки американских грузовиков и тракторов, то у Красной Армии просто не было мотопехоты, а подавляющее большинство артиллерии так и тянули лошади.
И американская, и английская армии существенно превосходили РККА по количеству и качеству радиооборудования. Радиолокационные средства англичан и американцев сыграли весьма существенную роль в войне, тогда как в Красной Армии они так и остались в зачаточном состоянии. Собственно, почти вся электроника поставлялась в СССР из-за границы, советские радары представляли собой лицензионные версии английских.
Господство в воздухе
Полное господство в воздухе во Второй Мировой войне в Европе было завоевано лишь на Западном фронте после высадки англо-американских союзников в Нормандии. Немецкие пилоты если и рисковали вылетать днём, то крайне редко возвращались.
Этого удалось достичь благодаря двум факторам. Во-первых, подавляющее численное превосходство английской и американской авиации. У них было больше истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, разведчиков. В Красной Армии численность самолётов была ещё больше, но для завоевания господства в воздухе нужно ещё и преимущество в качестве. Западные союзники имели в своём распоряжении достойного соперника немецкому истребителю Messerschmitt Bf.109. А англичан это был истребитель «Спитфайр», у американцев в первую очередь «Мустанг». В СССР отечественного конкурента «мессеру» не было, до конца войны советские летчики асы предпочитали американскую «Аэрокобру».
Пример с «Коброй» служит дополнительным доказательством того, что армии воевали в разных условиях. В английской армии «Аэрокобра» не прижилась, зато в условиях Восточного фронта воевала успешно.
Сказывалось в РККА и малочисленность бомбардировочной авиации: тяжелых бомбардировщиков не было совсем, фронтовых было недостаточно, и опять же немалую роль играли американские самолёты: «Бостоны» А-20 во фронтовой авиации и «Митчеллы» Б-25 в дальней.
Чьи же танки лучше?
Спор о том, чьи же танки были лучше не стихает как среди историков, так и энтузиастов-любителей.
Но единственный правильный ответ на вопрос: «Чьи танки лучше, американские и советские?», увы таков: «Лучше были немецкие».
Единственным явным аутсайдером в этом споре вроде бы выглядит Великобритания, но это как раз ещё один пример того, как важно учитывать все обстоятельства. Английские танки к концу войны практически не использовались, на Западном фронте они действительно оказались не у дел. Но не только из-за своих недостатков (коих было море), сколько из-за возможности заменить их американскими.
При этом английские «Валентайны», которые в британской армии уже к моменту высадки в Нормандии были выведены из первой линии и использовались как вспомогательные, в Красной Армии воевали до конца войны и сражались на берлинских улицах. Они оказались очень кстати для мотоциклетных частей и кавалерии Красной Армии. У британцев же им просто не нашлось места.
… и про зенитки
С самого начала войны и до последнего дня в Красной Армии не хватало малокалиберных автоматических зенитных пушек. До конца войны было выпущено 19 892 37-мм и 4 860 25-мм зенитных орудий.
Для сравнения, летом 1944 года в вермахте было 21 200 20-мм и 5 300 37-мм зенитных орудий, а всего выпущено за войну 123 667 и 17 952 соответственно.
Американская промышленность только для сухопутных войск поставила с 1942 года 23 897 40-мм и 7 276 37-мм зенитных автоматических пушек. При том, что армия США была значительно меньше советской.
В СССР не было самоходных зенитных установок, которые в Германии, США и Великобритании производились в значительных объёмах и играли важную роль.
Советская дивизия в начале войны должна была по штату иметь 8 37-мм орудий и 9 12.7-мм зенитных пулемётов, к концу войны штатом предусматривалось 12 орудий и 18 пулемётов. Причём некомплект по этим позициям был постоянным. И это при том, что немецкие самолёты до последнего дня войны наносили удары по нашим войскам, о чём показывает, например, высокий расход боеприпасов зенитной артиллерии даже весной 1945 года.
Английская пехотная дивизия с 1942 года имела 54 40-мм зенитных орудия. В 1944 году треть 40-мм орудий стали самоходными, да ещё добавили 24 20-мм зенитных пушки на шасси автомобилей. При этом такой же полк зенитных автоматических пушек полагался на каждый армейский корпус, и ещё имелись полки РГК. Что в общей сложности обеспечивало каждую дивизию полутора сотнями автоматических зенитных пушек калибром 20-40 мм.
В пехотной дивизии США подразделений зенитной артиллерии не было по штату, они ей придавались по необходимости (но имелось 185 12.7-мм пулемётов). Дивизии предполагалось придавать два-три зенитных батальона, по 64 самоходных установки или 32 буксируемых 40-мм орудия и 32 4х12.7-мм зенитно-пулемётных установки.
И это при том, что немецкая авиация к 1944 году союзников практически не тревожила, и зенитные подразделения оставались в тылу без работы.
Какой вывод? На мой взгляд лишь тот, с чего я начал. Сравнивать несравнимое — занятие бесполезное.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии