Воздушный десант в Орле: мифы и реальность
Эту статью я писал для сайта «Русская Семёрка», но своим читателям предлагаю авторскую версию.
Мне уже приходилось писать про один из самых нелепых мифов, связанных с Великой Отечественной войной. О так называемом Можайском десанте.
Когда якобы лично генерал Жуков приказал высадить десант на пути армады прорвавшихся немецких танков. Добровольцами вызвался целый стрелковый полк. А так как парашютом не было, то герои-сибиряки обошлись без них, прыгая с самолётов в глубокий снег. В результате немецкие танки пожгли, уцелевшие же бежали с позором.
За послевоенные годы эта история обросла множеством самых невероятных подробностей, которые все продолжают увеличиваться. Теперь трогательно описывают ещё и то, как никогда не веривший в бога Жуков, лично провожая десант, сжимал икону, которую (оказывается!) всю войну носил на груди.
При этом, масса противоречий, в рассказах никого не смущает. И почему кто-то решил назвать десант Можайским тоже непонятно. Поскольку все описания никак не подходят под события на Можайском направлении. А то, что нет ни одного подтверждающего (хотя бы косвенно) документа, так кого это волнует?
При этом, продолжают находиться люди, пытающиеся доказать то, что данная история не вымысел. Или, как минимум, найти то, что послужило основой для данного рассказа. Так некий автор в статье «Можайский десант: как десантники без парашютов прыгали в снег в 1941 году», предполагает, что источником вдохновения фантазий могла послужить высадка 5-го октября 1941 года отряда Ивана Старчака в районе Варшавского шоссе. То, что отряд Старчака никуда не высаживался, а просто оказался на пути немецкого наступления, это уже слишком сложно проверить.
Тем не менее, эта история, как и многие другие невероятные рассказы, действительно имеет под собой реальную основу. Речь идёт о переброске 5-го воздушно-десантного корпуса в район Орла. Так как десант в Орле был посадочный (то есть парашюты не использовались), то люди малограмотные в этих вопросах и проявили «смекалку», домыслив «детали». И далее домыслы и фантазиями всё наростали, уходя всё дальше от реальности.
Переброска 5-го воздушно-десантного корпуса в Орёл
30-го сентября 1941 года началось новое наступление вермахта на Москву. Войска 2-й танковой группы Гудериана прорвав оборону Брянского фронта, вышли на тыловые коммуникации советских войск. Чтобы остановить их продвижение на Орёл и Мценск, советское командование приняло решение перебросить в район Орла 5-й воздушно-десантный корпус. Корпус находился в районе Ярославля и ему предстояло преодолеть по воздуху около 500 км.
Переброску начали 3-го октября, так как немецкая 4-я танковая дивизия уже в тот день входила в Орёл, то лишь часть десанта высадили там. Остальные высаживались на аэродроме в Оптухе (в 8 км от Орла) и Мценске. Самолётов было выделено мало. В некоторых источниках указывается 80 машин, по данным моего коллеги и друга В. Гончарова использовалось 40 бомбардировщиков ТБ-3 (для перевозки техники и грузов) и 20 транспортных ПС-84. Каждый самолёт произвел 3-4 рейса. Согласно Журналу боевых действий 5-го корпуса 3-го октября было задействовано 40 ПС-84 и 14 ТБ-3.
Согласно докладной записке командующего Воздушно-десантных войск Красной Армии генерал-майора В.А. Глазунова начальнику Генерального штаба Красной Армии от 5 октября 1941 года «О результатах переброски воздушно-десантных частей в район Орел-Мценск.» всего было десантировано 6140 человек, 8 танков Т-37, 35 грузовых и 3 легковых автомобиля, 6 76-мм и 3 45-мм орудия, 33 50-мм и 8 82-мм миномётов, 3 станковых и 10 крупнокалиберных пулемётов и пр.
Эти данные не очень совпадают с тем, что указано в документах корпуса и бригад. В частности, указывается на полное отсутствие каких-либо противотанковых средств и автотранспорта. Но это может быть и связано с тем, что вся тяжелая техника высаживалась в Мценске, и потому в боях за Орёл участия не принимала.
Хотя и вполне возможно, что в своем отчёте командующий ВДВ Глазунов воспользовался не совсем точными данными, не реальными, а плановыми. Осуществить которые помешало отсутствие необходимого числа самолётов.
Десантировались 10-я и 201-я бригады корпуса, разверота 9-й бригады, танковый батальон. В документах фигурирует ещё и один батальон 9-й воздушно-десантной бригады. Хотя по другим источникам 9-я бригада должна была находится совсем в другом месте. Командовал корпусом в этой операции полковник С. С. Гурьев. Иногда указывается полковник И.С. Безуглый, но это ошибка — он в это время был отозван.
И хотя это было первое десантирование танков в боевой обстановке, но машины в боях задействованы не были. Зато активно использовались велосипеды. Их было десантировано 114 штук, и они использовались разведротой 9-й бригады. Правда, иногда пишут про мотоциклы, но это неправильно, мотоциклов в составе десанта не было. Надо заметить, что воздушно-десантные войска были единственными, где использовались велосипедные подразделения.
Десантирование производилось посадочным способом, то есть самолёты осуществляли посадку на аэродром. В снег десантники точно не прыгали, так как его просто не было.
От Орла до Мценска
Надо сказать, что в различной мемуарной и популярной советской литературе, где упомянуты бои десантников под Орлом, фантазии тоже проявлено немало. Подробного описания боёв нет, зато традиционно описываются отдельные героические подвиги, как боролись с немецкими танками и толпами фашистов. Если верить, то десантники только в одном бою сожгли 16 немецких танков.
В более поздних описаниях упоминается, что немцы бросили в бой за Орёл 3-го октября до 40 танков. 4-я танковая дивизия же имела 59 исправных танков. Так что это редкий случай, когда ничего не преувеличивают. Впрочем, некоторые авторы пишут про 700 танков под Орлом, то есть намного больше чем было во всей группе Гудериана.
Важно отметить, что вопреки сложившемуся мнению, в Орле были и другие советские войска, которые принимали участие в его обороне. Согласно докладу генерал-лейтенанта А.А, Тюрина, который командовал Орловским военным округом и руководил обороной города, вместе с десантниками город оборонял 146-й конвойный батальон НКВД, 45-й запасной стрелковый полк (2000 человек), подразделения зенитной артиллерии. Были ещё истребительные батальоны.
3-го октября на аэродроме Орла был высажен 1-й батальон (без одной роты) и разведывательная рота 201-й воздушно-десантной бригады в количестве 500 человек. Десантники держали оборону до 19.00 и не имея артиллерии и противотанковых средств, отошли с потерями (42 убитых и 120 пропавшими без вести). Об уничтожении немецких танков батальон не сообщал.
3–й батальон бригады (без одной роты) и рота связи, численностью 500 человек, высаживался на аэродром Оптуха. Судя по документам столкновений с немцами батальон не имел, за исключением действий разведгрупп.
Остальные части 5-го корпуса высажены в Мценске, где и заняли оборону юго-западнее города. Переброска продолжалась до 5-го октября. 7-го октября к ним присоединились остатки 1-го батальона (до 100 человек) 201-й бригады, 8-го — той же бригады 3-й батальон. После того, как немцы заняли Мценск, корпус 12-го октября занял оборону по берегу реки Зуша.
Боевых столкновений с немецким войсками корпус в районе Мценска не имел. Исключение составляли действия разведгрупп. Основные потери части корпуса понесли от ударов авиации. А когда немецкие части приблизились к Мценску, то позиции десантников подвергались и сильному артиллерийскому обстрелу. Ежедневные потери у Мценска не превышали 10 человек убитыми и ранеными. Самые большие потери были под Орлом. Из высадившихся на аэродромах Орла и Оптухи не вернулось 643 человека.
17-го корпус сдал свой участок обороны 6-й гвардейской стрелковой дивизии и начал передислокацию в район Подольска. Немецкая 4-я танковая дивизия в боях между Орлом и Мценском потеряла 19 танков и 4 бронетранспортёра. Если верить документам, ни одного танка Гудериана парашютисты не подбили.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии