Почему так сложно снимать батальное кино?

Не часто заглядываю в телевизор, но тут, случайно увидев «Войну и мир», присел. Первая серия с её батальными сценами всегда привлекает, помню эти фрагменты с глубокого детства.
И этот просмотр подтолкнул меня к тому, чтобы сесть и написать на тему, которую давно хотел поднять.
 

Очень большие трудности у киношников. Самые
большие, жуткие трудности у киношников.
Прямо не знаешь.Требования к достоверности
 возросли, а танков старых нет, маузеров мало.

М. Жванецкий

Зрители любят кино, где есть батальные сцены.
Но при всей их красоте, на взыскательного зрителя трудно угодить. Очень уж часто чувствуется некая фальшь. Иногда, даже трудно понять, в чем же ощущается диссонанс – просто хочется воскликнуть подобно великому Мастеру бессмертное: «Не верю!».
Я сейчас не про то, что танки у нас в фильмах не такие, или мундиры на солдатах не соответствуют времени.
Это конечно снижает впечатление, но к этим условностям мы как-то привыкли.
Пускай похлопывает герой фильма по броне совершенно современного танка, и называет его КВ, хотя нет ни малейшего сходства. Но к этому мы уже привыкли, и эти несуразности уже автоматически выводим за скобки.

Впрочем, раз уж заговорили, сами сравните. Вот он, танк КВ на фотографии военного времени.

А вот каким его нам предложили в фильме «Блокада»:



«Блокада», режиссер Михаил Ершов, 1974 год.

 

Как говорится, найдите 100 самых заметных отличий.
 
Конечно, с их размахом, создатели фильмов могли бы и немного поднапрячься, и не выводить в кадр нечто совсем не соответствующее.
А вот вся картинка в целом? Как не стараются постановщики, с помощью многочисленных консультантов изобразить красивые батальные сцены, но сходство между тем, что было в реале, и в том, что есть на экране, не больше чем между пресловутыми танками.
 
А знаете почему не получаются натурально батальные сцены?
Да просто потому, что сама война очень не зрелищна.
Попробуйте посмотреть кадры кинохроники. Операторы часто лезли в самое пекло, чтобы отснять материал.
А что снимать?
Свои бойцы норовят укрыться от вражеских глаз в окопах, на другой стороне и говорить нечего  - противника не видно. Кто же будет «светиться» - снайперы для того и существуют, чтобы лишний раз никто не высовывался.
Стреляют гораздо реже. В кино ведь стреляют столько, сколько режиссер с операторов скажут, а в бою, только когда противник на мушку попал – то есть во много раз реже.
И целый лес разрывов редок – все кадры хроники с большим количеством разрывов бомб или снарядов наперечёт.  А если судить по фильму, то за пару минут Курской битвы немцы тратят снарядов чуть не больше, чем их вся промышленность за месяц производила.
 
 
Вся зрелищность супер-битвы в голливудском «Пёрл-Харборе» будет сразу понижена, если вспомнить, что каждый японский самолет нес либо одну бомбу, либо одну торпеду. То есть максимум, что он мог сделать, сбросив эту бомбу или торпеду, это сделать еще один заход и дать очередь из пулеметов, после чего спешно возвращаться на авианосец, пока горючее не кончилось.
И все это действо, с учетом упомянутых выше факторов,

Поделитесь с друзьями