Неизвестные «МиГи», «Яки», «Илы» и прочие
Наверное, один из самых распространенных вопросов, связанных с названиями советских самолётов, связан с пробелами в системе нумерации. Вроде как ясно, что номера самолётам присваивали подряд, но вдруг возникают пробелы.
Чаще всего люди интересуются, почему это истребители «Як» так странно нумеруются. Сначала Як-1, потом Як-7, потом Як-9, а потом, почему-то Як-3 идёт. И где Як-5 в это ряду?
С этим довольно просто, перед войной были созданы в КБ Яковлева сразу несколько самолетов, которые получили названия И-25, И-26, И-28, И-30 и УТИ-26.
И-26 стал всем известным Як-1. И-28 был высотным истребителем-перехватчиком, который в 41-м году получил название Як-5, но в серийное производство не пошёл. И-29 это тяжелый двухмоторный истребитель, который не был принят на вооружение. И-30 был цельнометаллическим истребителем с мощным пушечным вооружением (три 20-мм пушки), получивший название Як-3. И-30 так же не был принят на вооружение, а его название Як-3 потом получил другой истребитель Яковлева. Двухместный учебно-тренировочный истребитель УТИ-26 получил название Як-7, который позже становится боевым одноместным истребителем.
Как видите все довольно просто, единственная странность, это то, что вернулись к уже использованному наименованию Як-3.
Вообще основную путаницу в названиях советских самолетов создает то, что с одной стороны часто названия в общей системе присваивались не только реальным самолётам, но и проектам которые не то, что оставались в виде чертежей, но даже, порой, в виде замысла. При этом, часто одно и тоже название получали разные самолёты, создававшиеся по одному техзаданию. Потому есть пробелы из-за того, что какой-то номер в общем порядковом ряду был присвоен какому-то проекту, который остался «в замысле», что даже следов не оставил в документах, а есть дублирование, потому что сначала номер дали одному самолёту, потом другому.
Как известно, названия самолетам в Советском Союзе до 1941 года давали по его назначению: «И» - истребитель, «Р» - разведчик, «ДБ» - дальний бомбардировщик, «ТБ» - тяжелый бомбардировщик, «ДИ» - двухместный истребитель и т.д.
При этом основные типы самолётов имели утвержденные названия, типа «У» -учебный, «БШ» - бронированный штурмовик, но для новых проектов конструкторы сами придумывали обозначения типа «СПБ» - скоростной пикирующий бомбардировщик.
Кстати не надо думать, что название самолёта ограничивалось коротким И-2 или И-3. Полное название И-3 было «Лёгкий манёвренный одноместный истребитель И-3» и другие были не короче.
В 1941 году самолеты стали поголовно переименовывать по фамилиям конструкторов: Як, Ил, МиГ, ЛаГГ, Та, Су и т.д., причем иногда, когда конструкторов было несколько, в названии фигурировали все двое или трое. Номер уже шли не по порядку, а по схеме: истребители имели нечетные номера, остальные самолёты четные.
Давайте начнём с первой системы, когда самолеты получали названия по типам
Наиболее массовый список названий имели истребители. Номера дошли не только до 30-го, но и стали трехзначными. Это не значит, что было триста истребителей, просто так было удобнее — за КБ сразу резервировался целый раздел номеров, например, за КБ Микояна номера с 200-го, за КБ Лавочкина с 301-го, за КБ Сухого со 135-го.
Правда, трехзначные номера появились чуть раньше, и сначала обозначали модификации самолётов. Так всем известный И-153 можно перевести как «И-15 третий». Был и «второй», то есть И-152, более известный как И-15бис.
Менее известно обилие номеров от «16-го», то есть как модификации и варианты истребителя И-16.
И-161 – облегчённый вариант И-16, разработанный в 1937 году. И-163 – отличался посадочными щитками, масса снижена до 1600 кг. И-164 – истребитель сопровождения, оснащенный двигателем М-25В и дополнительными топливными баками, который испытывался в феврале 1938 года. И-165 (И-16бис) – отличался двигателем М-62, новой конструкцией крыла, изменённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными топливными баками. И-166 – отличался двигателем М-25В, капотом NASA с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
Правда, позже эта система нарушилась, и за Поликарповым были зарезервированы все номера со 170-го, 180-го и 190-го, потому истребитель-моноплан с мотором жидкостного охлаждения И-19 Поликарпова, не имеет ничего общего с истребителем И-190, который представлял собой биплан с двигателем воздушного охлаждения.
В ряду истребителей до 21-го номера пробелов почти нет. Вот краткий перечень:
И-1 Поликарпов, 1923 год, истребитель-моноплан
И-2 Григорович, 1924 год, истребитель-биплан
И-3 Поликарпов, 1928 год, истребитель-биплан
И-4 АНТ-5 , истребитель-моноплан
И-5 АНТ-12, - истребитель (проект)
И-5 ЦКБ-39 1930 год, Поликарпов, Григорович истребитель-биплан
И-6 Поликарпов, Кочеригин деревянный биплан с двигателем воздушного охлаждения
И-7 Поликарпов, деревянный биплан с рядным двигателем водяного охлаждения.
И-7 истребитель-перехватчик Heinkel HD-37
И-8 АНТ-13 - опытный истребитель
И-9 1929 год, Поликарпов, Кочеригин истребитель-моноплан
И-11 ЦКБ-39 Поликарпов 1931 год
И-12 АНТ-23 - опытный истребитель
И-13 АНТ-32 - истребитель (проект)
И-14 АНТ-31 - Сухой, истребитель
И-15 ЦКБ-3 - истребитель И-15 (Поликарпов)
И-16 ЦКБ-12 - истребитель И-16 (с мотором М-22, Поликарпов)
И-17 ЦКБ-15 - истребитель (Поликарпов, проект)
И-18 ЦКБ-25 - истребитель (Поликарпов, проект)
И-19 ЦКБ-25 - истребитель (Поликарпов, проект)
И-20 ЦКБ-28 - истребитель (Поликарпов, проект)
И-21 ЦКБ-32 - опытный истребитель И-21 (Ильюшин)
Как вы видите, нет номера 10-го в этом списке. Обычно его «списывают» на КБ Поликарпова, хотя не очень понятно, что это за самолёт. Но вот в некоторых источниках встречается информация, что И-9 это был самолёт конструкции Григоровича, и представлял собой одноместный двухмоторный истребитель, с двигателями М-22 600 л.с., созданный в 1932 году.
Самолёт же И-10 упоминается как одноместный истребитель-высокоплан смешанной конструкции того же Григоровича, созданный в 1933 году, с двигателем мощностью 600 л.с., скорость 360 км/час, вооружением из четырех пулеметов.
Насколько информация про И-9 и И-10, как самолёты Григоровича верна, я сказать не могу, так никакого точного подтверждения нет, но... что имел — тем поделился.
Интересен так же список двухместных истребителей:
ДИ-1 1926 год, Поликарпов 2И-Н1
ДИ-2 1929 год, Поликарпов ИД-BMBVI
ДИ-3 ЦКБ-39, 1931 год, Поликарпов, Григорович
ДИ-4 1933 год, Ришар, Лавиль
ДИ-5 ЦКБ-2 - двухместный истребитель Яценко, проект.
ДИ-6 ЦКБ-11 - двухместный истребитель Кочеригин, Яценко.
ДИ-7 двухместный вариант истребителя И-17, который проектировался в 1933 году.
Большинство самолётов в этом списке более-менее известны, кроме ДИ-5 и ДИ-7. По поводу ДИ-7 собственно что-то сложно сказать, так как он, видимо, так и остался в виде замысла, во всяком случае, его изображений на бумаге не находили.
А вот по поводу ДИ-5 совсем сложно. Если попробовать поискать что-то про этот самолёт, то сходу ничего не найдете. Если же задать вопрос на каком-нибудь специализированном форуме, то вы получите ответ, что это была некая ранняя версия истребителя ДИ-6, в любом случае самолёт того же типа. Но есть и другая версия, что Яценко разрабатывал ДИ-5 как тяжелый истребитель, большой одномоторный двухместный биплан с мощным вооружением, упор в котором делался не на маневренность и скорость, а на вооружение. Самолёт планировали использовать как тяжелый перехватчик и истребитель сопровождения. Так то очень бы хотелось найти какую-то более внятную и точную информацию про истребитель ДИ-5, так как это может оказаться весьма интересным.
Ещё можно посмотреть бомбардировщики, благо их совсем мало.
В ряду самолетов с индексом «ТБ» всего семь машин. Это всем известные ТБ-1 и ТБ-3, и ТБ-7, более известный как Пе-8. А так же менее известный шестимоторный самолёт Туполева АНТ-16, который назывался у военных ТБ-4. Под названием ТБ-6 так же самолёт Туполева с фирменным обозначением АНТ-26, проект сверхтяжелого двенадцатимоторного бомбардировщика, способного поднять до 16 тонн бомб.
Бомбардировщик ТБ-2 это тяжелый двухмоторный биплан конструкции Поликарпова.
Бомбардировщик ТБ-5 это четырехмоторный моноплан Григоровича, с тандемными установками двигателей.
Были еще у нас дальние бомбардировщики с индексом «ДБ», из которых известным многим обычно лишь ДБ-3, ставший позже Ил-4 и проигравший ему в конкурсе ДБ-2, он же АНТ-37 из КБ Туполева. Возникает вопрос, где ДБ-1, но на этот вопрос легко дать ответ. ДБ-1 был создан в КБ Туполева как АНТ-36, и являлся военной версией хорошо всем известного рекордного самолета АНТ-25. Кстати, на вооружение он был принят и серийно выпускался с 1935 года. Правда, все 18 бомбардировщиков ДБ-1 уже в 1937 году были законсервированы.
Кстати, был еще и ДБ-4, который создавался в КБ Ильюшина на смену ДБ-3 в 1940 году, был ещё и ДБ-240 Ермолаева, но этот уже явно шел не в общем порядке номеров.
А вот, кстати, каких самолетов я сходу найти не могу, так это разведчиков с индексом «Р». Названия советских самолетов-разведчиков идут подряд, с 1-го по 7-й, затем есть 9-й и 10-й и есть 12-й. А вот 11-го и 8-го нет. Во всяком случае, сходу не видно, хотя мне кажется, что самолёт Р-8 я встречал, но не могу вспомнить. Может быть, кто-нибудь подскажет?
Что касается самолета Р-11, то это явно самолет военного времени, и есть предположение, что так назывался самолёт, название которого тоже крайне редко встречается. Но тут у нас речь пойдёт про другую систему названий.
Как я уже говорил, с 41-го года самолётам стали давать названия по начальным буквам фамилий главного конструктора, иногда и не одного, как с МиГ и ЛаГГ.
Всем известны истребители марки «МиГ», от первого истребители МиГ-1 (он же И-200) и до сегодня летающих и успешно воюющих. А вот вопрос, что такое МиГ-2 ставит в тупик очень многих. Но, насколько мне известно, это был вариант двухместного фронтового разведчика на базе дальнего истребителя МиГ-5, который тоже не очень хорошо известен широкой аудитории.
На самом деле можно много перечислять разные малоизвестные проекты самолётов, и на это уйдёт не одна статья, поэтому я в завершении упомяну про самолёты марки «Ил». Поскольку, как ни странно, но даже эти самолеты у многих вызывают вопросы. Ил-2, Ил-4 и Ил-10 вроде бы всем известны. Ил-8 это был проект штурмовика, который даже не был построен, а Ил-6 это проект дальнего бомбардировщика, на смену Ил-4, который так же не пошёл в серию. Что касается самолёта Ил-1, такой самолёт был построен, это был истребитель на базе Ил-2, который взлетел в 1944 году, но даже не был передан для государственных испытаний.
Вот собственно и все самолёты, про которые хотелось упомянуть. Возможно, я что-то упустил, но если будут ещё вопросы, то тему можно всегда продолжить.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии