Трагедия над Таганрогом в 43-м: как заблудились советские истребители

Эту статью я написал для сайта «Русская семёрка» , своим читателям, как обычно, предлагаю авторскую версию.

В конце декабря 1942 года был сформирован 3-й истребительный авиационный корпус. Такие объединения в Красной Армии специально создавались в тот период для завоевания господства в воздухе. Большое количество истребителей (их в корпусе было две сотни) собранных вместе должно было создать значительный численный перевес на участке фронта.

3-й авиакорпус был укомплектован новыми истребителями Як-9 и Як-1Б. Летный состав был прямо из училищ, пилоты носили звание старший сержант, так как готовились по ускоренному курсу. Командный состав был в основном из летчиков с Дальнего Востока, некоторые из которых начали летать ещё до войны, но в боях участия также ещё не принимали.

К весне авиакорпус был перебазирован под Воронеж, где и должен был начать боевую работу. Но этому помешала ситуация на южном участке фронта. После того, как Вермахт отступил с Кавказа, немецкая 17-я армия сохранила плацдарм на Таманском полуострове. Все попытки выбить немцев были безуспешны. Снабжение немцев происходило морем, через Керченский пролив и транспортной авиацией. Существенную помощь сухопутным войскам оказывала авиация.

Советское командование приняло решение подавить немецкую авиацию, что и привело к тому, что в советской историографии именуют Воздушными сражениями на Кубани. Силы собирались отовсюду, и 3-й авиакорпус, который базировался недалеко, было решено перебросить в район Ростова-на-Дону. Двести истребителей корпуса были очень кстати, тем более, что это значительно было больше, чем всех немецких истребителей на том участке фронта.

Времени на изучение маршрута у летчиков-истребителей не было, и каждая эскадрилья просто должна была следовать за самолетом-лидером, штурман которого должен был хорошо знать маршрут. В качестве лидеров выступали бомбардировщики Пе-2 1-го бомбардировочного авиакорпуса. К сожалению, выучка штурманов этого корпуса оставляла желать лучшего. Во время боевых действий к тому времени было уже несколько случаев, когда самолеты корпуса не находили целей и возвращались не отбомбившись, или выходили не на ту цель, и даже бомбили свои войска. И хотя командование корпуса обещала выделить лучшие экипажи, но реально направили тех, кто был менее всего нужен в боевой работе. Среди выделенных штурманов были даже стажеры.

17-го апреля, на второй день перелетов случилась трагедия. Три группы истребителей вместо Ростова прилетели в Чертково, сильно не дотянув до аэродрома в Миллерово, который были целью полета. Ещё одна эскадрилья попала в станицу Вёшенскую, что совсем в другой стороне. Одна эскадрилья добралась до Ростова-на-Дону, но лишь благодаря сноровке пилотов истребителей, так как экипаж указывающего путь Пе-2 заблудился и завел всю группу на территорию, занятую немцами.

При посадке было повреждено несколько истребителей и один Пе-2, но это было не столь страшно. Обошлось без жертв среди лётного состава и позже самолёты все-таки смогли добраться до нужного аэродрома.

Но больше всех не повезло эскадрилье капитана

Мой канал на Яндекс.Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями