Повесть о настоящем человеке. Часть 4-я
В первой, второй и третьей частях я рассказал вам о летчиках Второй мировой войны, как советских, так и иностранных, которые несмотря на тяжелые ранения, смогли подняться в воздух и летать.
А ведь была ещё и Первая мировая война, и там были свои герои..
Вернемся к фильму «Повесть о настоящем человеке».
В книге и фильме есть упоминание о неком русском летчике Карповиче, который летал без ног.
Летчика с такой фамилией, тем более летавшего без ног, в русской армии не было. Но это не вымысел. Летчики без ног были в российский армии. И будет справедливо вспомнить о них.
Юрий Владимирович Гильшер
Русский лётчик, участник первой мировой войны
10 мая 1916 года Гильшер попал в штопор и разбился, ему ампутировали левую ступню. Не желая расставаться с авиацией, он научился летать с протезом. Вскоре Гильшер вернулся на фронт и продолжил вести бои вместе с лётчиками своего авиаотряда - уже 13 апреля 1917 года он сбил в бою немецкий аэроплан. Ещё два вражеских самолёта он сбил 15 мая и 17 июля 1917 года.
20 июля 1917 года Гильшер совершил свой последний полёт. В паре с летчиком В. И. Янченко на своём истребителе «Ньюпор-21» Гильшер вступил в бой с 8-ю вражескими самолетами. Самолет Гильшера был подбит.
Янченко сумел приземлиться рядом с погибшим, взял его тело и доставил на аэродром. Гильшер был торжественно похоронен в городе Бучач в Галиции.
Награды
Орден Святой Анны 4-й степени,
Орден Святого Станислава 3-й степени,
Орден Святого Владимира 4-й степени,
Орден Святого Георгия 4-й степени,
Георгиевское оружие.
Когда Борис Полевой вывел в своей книге персонаж поручика Карповича, он имел в виду вполне конкретного человека, упомянуть настоящую фамилию которого он не мог по идеологическим соображениям. Человек этот тогда был жив, проживал в Америке и был широко известен.
Александр Николаевич Прокофьев-Северский
Родился в семье потомственных дворян. Его предки Прокофьевы были военными, а отец стал известным в Петербурге певцом, режиссером и владельцем театра
Впоследствии отец увлёкся авиацией и даже приобрел собственный самолёт, на котором учился летать в авиашколе в Гатчине.
Среди его тогдашних знакомых был будущий известный авиаконструктор Игорь Сикорский. Вместе с ним 16-летний Александр Северский совершил свой первый полёт на аэроплане.
Вначале Первой мировой войны, пройдя подготовку в Севастопольской авиационной школе, мичман Прокофьев-Северский 2 июля 1915 года сдал экзамен и получил звание морского лётчика.
15 июля 1915 года, совершая патрулирование над Рижским заливом, Северский и его наблюдатель - механик Блинов обнаружили германский эсминец. Маневрируя под вражеским огнём, экипажу удалось сбросить 2 бомбы, которые упали в районе кормы неприятельского корабля. Не удовлетворившись достигнутым, Северский решился атаковать вторично, но в это время его гидросамолёт получил повреждение и стал терять высоту. Лётчику ничего не оставалось, кроме как садиться на воду. Плохо управляемая машина ударилась о волны, из-за чего сдетонировала находившаяся на коленях у Блинова 4-кг бомба...
Когда катера подошли к месту