Парашютисты с парашютами и без
После моих статей, посвященных воздушно-десантным войскам во Второй Мировой войне было немало вопросов в комментариях. Ну а вопросы требуют ответов, и потому я снова возвращаюсь к этой теме.
Вообще, среди широкой аудитории много путаницы в этом вопросе. Некоторые вообще не подозревают о существовании воздушно-десантных войск во Второй Мировой и уверены, что они появились много позже. Другие придерживаются обратного мнения, особенно вспоминая советские фильмы, где порой изображались довольно массовые немецкие парашютные десанты. Кто-то вспоминает про армию в миллион советских десантников, о которой писали некоторые авторы, не к ночи будь помянуты. Кто-то просто читал, что воздушно-десантные войска впервые возникли в Советском Союзе в 30-е годы. Некоторые упоминают про полк «Бранденбург», который с парашютами десантировался в Великую Отечественную на нашей территории (да ещё и в советской форме). И так далее.
Давайте пройдёмся по разным мифам о воздушно-десантных войсках.
Ну, то, что в большинстве основных армий Второй Мировой войны воздушно-десантные войска были, можно не сомневаться. Размер их зависел от размера армии, конечно, потому в армии Болгарии был всего лишь один воздушно-десантный батальон. В армиях таких стран, как СССР, Германия, США, Великобритания, Италия их было существенно больше. Но если оценивать именно количество воздушно-десантных войск, то сразу надо сделать одну важную оговорку.
Давайте для начала будем говорить про те части и соединения, которые создавались именно для десантирования с воздуха. Поскольку были и другие.
Начнём с Германии. В вооруженных силах Германии имелась одна дивизия, которая предназначалась для десантирования парашютным способом. Называлась она 7-я авиационная (7. Flieger-Division), и входила в состав Военно-воздушных сил Германии, то есть Люфтваффе. Про историю этого соединения, созданного в 1938 году можно почитать подробно, благо в сети есть много материалов. Десанты в Норвегии, Бельгии, Греции и на острове Крит осуществлялись силами именно этой дивизии. Против СССР дивизия тоже воевала: два полка в 41-м и 42-м годах сражались под Ленинградом, потом под Ржевом. Но действовала дивизия как обычная пехота, после Крита парашютных десантов она не осуществляла. Кстати, 7-й номер дивизия носила потому, что имела общую нумерацию с другими дивизиями Люфтваффе, предыдущие шесть имели на вооружении самолёты.
Как совершенно справедливо указывали в комментариях, у немцев для совершения воздушно-десантных операций была ещё одна дивизия. Называлась она 22. Luftlande-Division или 22. (LL.) Infanterie-Division, что часто переводят как воздушно-десантная. Но буквальный перевод не совсем правильный, и более грамотно называть её посадочно-десантная. Дивизия предназначалась для второй волны десанта, и должна была высаживаться с самолётов посадочным способом на аэродромы, после того, как парашютисты 7-й дивизии их захватят. От обычной пехотной дивизии 22-я отличалась лишь составов вооружения: не было тяжелых гаубиц, имелись 2-см горные зенитные пушки, а часть 37-мм противотанковых пушек заменили на тяжелые противотанковые ружья. Вся же «спецподготовка» личного состава заключалась в том, что их учили быстро покидать самолёт при посадке. Что важно, входила она в состав сухопутных войск и числилась в числе пехотных дивизий, тогда как 7-я дивизия относилась к военно-воздушных силам. Что явно не улучшало взаимодействие между войсками.
22-я дивизия участвовала в десантах 1940 года в Голландии. После этого она более по своему назначению не применялась, и даже в десанте на Крит её заменили другой дивизией. Что показывает лишний раз, что особой ценности для десанта 22-я дивизия не представляла, и заменить её можно было практически любым соединением. После чего дивизия воевала на Восточном фронте в Крыму, затем была переброшена на Балканы, где в 44-м году и была разгромлена частями болгарской армии.
В истории немецкой армии есть и ещё одна посадочно-десантная дивизия, 91. Luftlande-Infanterie-Division, которая предназначалась для операции по захвату острова Гогланд в 1944 году. Но по своему назначению она так и не применялась, и воевала как обычная пехотная.
В составе Люфтваффе (к которой организационно относились воздушно-десантные войска) формировались и другие части и соединения для воздушного десантирования. Для высадки на остров Крит был сформирован штурмовой десантный полк (Luftlande-Sturm-Regiment), в составе четырех батальонов, который должен был высаживаться в первой волне десанта, но не с парашютов, а с планеров. Кроме как на Крите полк по своему назначению тоже не применялся, и позже тоже воевал на Восточном фронте как обычная пехота.
Ещё одно соединение, 1-я парашютная бригада (1.Fallschirmjäger-Brigade) было сформировано в 1942 году для высадки на остров Мальта, но так как высадка не состоялась, то бригада воевала в Северной Африке, как обычная пехота.
Отдельные парашютные части формировались и в войсках СС, например 500-й парашютный батальон (SS-Fallschirmjägerbataillon 500), который использовался в последние годы войны большей частью на Балканах, и известен неудачной операцией «Ход конём» по уничтожению штаба югославского сопротивления во главе с Тито. Но это были скорее части специального назначения для проведения диверсионных операций..Так же как и часто упоминаемый полк «Бранденбург», который являлся разведывательно-диверсионной частью, и прямого отношения к воздушно-десантным войскам не имеет.
В целом, можно сказать, что воздушно-десантные войска Германии прекратили своё существование после Критской операции. Это видно уже по тому, что когда появлялся план новой десантной операции, то приходилось идти на какие-то импровизации, что-то заново формировать.
В Советском Союзе во Вторую Мировую (а так же до неё и после) были самые большие Воздушно-десантные войска. И не только количественно, но и качественно (как минимум в плане вооружения). Правда, тут тоже могут быть некоторые оговорки. Вторую Мировую войну Красная Армия встретила, имея шесть воздушно-десантных бригад. К 1941 году их развернули в пять воздушно-десантных корпусов (в каждом три бригады и танковый батальон) и одна бригада оставалась отдельной. После начала Великой Отечественной было сформировано ещё пять корпусов.
Все корпуса формировались именно для воздушного десантирования с парашютов или планеров (включая такую «экзотику» как десантирование на воду при помощи гидропланеров) и в этом качестве использовались во время войны, хотя и крайне редко. Основной проблемой воздушно-десантных войск было отсутствие достаточного количества транспортных самолётов. К лету 1941 года их имелось в вооруженных около сотни, ну ещё какое-то количество можно было мобилизовать в гражданкой авиации. При формировании пяти воздушно-десантных корпусов было принято решение о формировании и 40 полков транспортной авиации, используя, в том числе, и устаревшие бомбардировщики ТБ-3. Но основные транспортные функции были возложены на корпуса авиации Дальнего Действия, которых тоже было пять. Самолёты ДБ-3 в роли транспортника сильно уступали, но для них, например, были разработаны специальные десантные кабины. Но о планах по поводу того, как собирались использовать советские воздушно-десантные корпуса и каким средствами десантировать, можно говорить много и долго, но, война пошла не так, как планировали. Потому, воздушных десантов было много меньше, чем имеющийся потенциал воздушно-десантных войск.
Рассказывать про советские воздушно-десантные войска можно много, и это требует отдельных статей. Я бы хотел обратить внимание на следующий момент, общий и для Советского Союза и Германии. В обеих странах формально было уже в ходе создано большое, я бы даже сказал, огромное количество соединений, которые относились к воздушно-десантным войскам.
В Германии было одиннадцать парашютных (Fallschirm-Jäger-Division) дивизий, ну, правда 11-я так и не закончила формирование, но не суть. Зато имелись даже танковая (Fallschirm-Panzer-Division "Hermann Göring") и моторизованная (Fallschirm-Panzergrenadier-Division "Hermann Göring" ) парашютные дивизии.
В советском союзе было на начальном этапе войны сформировано десять воздушно-десантных корпусов и отдельные бригады. Хотя большую часть ещё рассматривали для возможного десантирования, но реально всё равно практически все использовались как пехота. В 43-м году (приказ был в декабре 42-го) начинают формировать гвардейские воздушно-десантные дивизии (с 1-й по 10-ю). Несмотря на название и то, что формировались они на базе ранее существовавших воздушно-десантных частей, все дивизии изначально создавались как соединения элитной пехоты и сразу отправлялись на фронт. Меньше известно, что в декабре 43-го года было сформировано ещё шесть гвардейских воздушно-десантных дивизий (с 11-й по 16-ю), а в 44-м году ещё две (13-я и 14-я второго формирования — предыдущие дивизии с таким номерами к тому времени уже переименовали в стрелковые). Но все эти дивизии вскоре получили новые номера и наименование гвардейских стрелковых. То есть всего было сформировано восемнадцать воздушно-десантных дивизий, и это не считая одиннадцати (если не путаю) гвардейских стрелковых дивизий, которые ранее были сформированы из воздушно-десантных соединений.
Правда, стоит заметить, что Воздушно-десантные войска, передавая постоянно свои соединения в сухопутные войска, всегда имели отдельные бригады и более мелкие части, которые были предназначены именно для воздушно-десантных операций и так же части и даже соединения военно-транспортной авиации. То есть, если бы Родина приказала, организовать высадку воздушного десанта смогли бы.
Это я к чему. И в Германии и Советском Союзе, существовало довольно много дивизий, формально относившихся к воздушно-десантным войскам.
Это даёт возможность людям с богатой, а тем более, болезненной фантазией, говорить о целых армиях десантников (тем более, что в СССР действительно воздушно-десантные дивизии были объединены в армию) можно даже и численностью хоть в миллион.
Но, во-первых, ни у Германии, ни у Советского Союза просто не было достаточного количества транспортных самолётов, чтобы совершать крупные операции.
А во-вторых, и немецкие Fallschirm-Jäger-Divisionen и советские гвардейские воздушно-десантные дивизии, изначально создавались как пехота. И даже если бы нашлись самолёты в достаточном количестве, то все эти соединения надо было отправлять в учебные лагеря и учить всему, начиная с прыжков с парашютом. Потому как большинство из советских и немецких десантников парашютов и в глаза не видели.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
Надо так же рассмотреть
Надо так же рассмотреть действия союзников Германии ( фины, японцы и т.п.) в случае нападения СССР. Если бы японцы вписались за немцев, наверно не так весело могло бы быть. Турки интересно как бы отреагировали?
Благодарю Вас, Кирилл! Очень
Благодарю Вас, Кирилл! Очень интересно и полезно, чтобы знать и понимать.
Страницы