«Офицеры», которых мы не увидим: Page 2 of 4

инициативе министра обороны маршала Гречко. Фраза «Есть такая профессия — защищать Родину» — это именно его слова. А вот сам фильм задумывался как рассказ о жизни офицерских жен. И жизни нелегкой.

Сценарий написал Борис Васильев, человек, с чьим мнением про войну у нас в обществе как-то спорить мало кто решился бы. Авторитет непререкаемый, что следует помнить, как читая его сценарий, так и написанное мною ниже. Поскольку тема, затронутая в сценарии Борисом Васильевым, и в фильм не вошедшая, до сих пор в нашем обществе вызывает споры порой весьма горячие. Хотя вроде бы и позиция власти, и позиция подавляющей части общества высказана давно и однозначно. Так что в данном случае, как раз стоит напомнить об авторитете Бориса Васильева и о том, что «ему уж точно виднее», в отличие от всех нас, ныне живущих и того времени лично не заставших.

Возможно и моя статья (не дай бог) может вызвать какие-то споры, чего бы очень не хотелось. Во всяком случае, мой интерес в данном случае полностью исчерпывается желанием узнать всё, что связано с этим замечательным фильмом и историей его создания.

Изначально фильм планировался из двух серий, и в конце первой серии все герои друг друга теряют. А во второй серии уже показана Великая Отечественная война и там герои друг друга находят.

Честно говоря, прочитав сценарий Бориса Васильева, я вообще не понял, на что он рассчитывал. Как-то трудно поверить, что в начале 70-х годов в Советском Союзе такой сценарий бы кто-то экранизировал. В любом случае, сценарий был переработан, причем уже не автором, а другим сценаристом, и, судя по тому, что видим, переработка заключалась в вырезании всех моментов, которые бы могли привести к тому, что фильм либо не был снят, либо «положен на полку». Другая часть отличий от первоначального сценария, явно уже была сделана режиссеров, оператором-постановщиком, художником-постановщиком и прочими людьми, у которых всегда есть свои коррективы, сугубо профессионального, я бы сказал, технического плана, и никак не связаны с идеологией.

Я не буду, разумеется, пересказывать сценарий, скорее выскажу свои впечатления и уточню те нестыковки, с которых начал.

Про ту самую «тактическую» нестыковку, сказать нечего. А что касается «стратегической», то с ней все объясняется просто. В конце 30-х годов (точных дат нет) Иван Варавва арестован. Люба Трофимова носит ему передачи, что и самой ей (и мужу) тоже выходит боком. В результате Алексей Трофимов так же арестован, а саму Любу отправляют в Воронеж, где она уже не врач, а работает на швейной фабрике и живет в жутком бараке. Их сын, Егор Трофимов из училища отчислен и направлен служить в войска.

Где-то в 39-м году, видимо, после снятия Ежова, Алексей Трофимов отпущен на свободу, а потом и восстановлен в Красной Армии. Правда, уже не с полковничьими «шпалами», а с «кубарями» старшего лейтенанта. Поначалу его никуда на службу не берут, но он идет на Финскую войну, откуда возвращается уже майором.

Именно эта встреча, после Финской войны, и показана в фильме, где Егор просит денег на дорогу и дарит матери платок.

Таким образом,

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями