«Офицеры», которых мы не увидим

Я, наверное, как и многие, не смогу сходу дать определение тому, что такое «культовый фильм», но зато примеры таких фильм (так же как и многие) дам сходу.

И один их таких фильмов это, несомненно, «Офицеры». Фильм, любимый многими, и, что интересно, для фильма 70-х годов, снятых на такую же тему, совершенно лишенный какой-либо идеологии. В нём нет ни слова о роли партии, нет ни одной сцены, где героев принимали бы в партию или комсомол, нигде никто не говорит про светлое будущее, за которое они идут в бой.

И в результате, даже в наше время, фильм смотрится без всяких «мысленных вычеркиваний» и чтения «между строк», что отличает его от множества других советских кинокартин.

Как и каждый любимый зрителями фильм, «Офицеры» смотрели и пересматривали множество раз. А чем больше смотришь фильм, тем больше обращаешь внимание на детали.

И много раз возникало в обсуждениях этого фильма недоумение по поводу сцены в заключительной части, где после долгой разлуки встречаются двое друзей: Алексей Трофимов и Иван Варавва.

Странно ведь, что двое друзей, в течение многих лет ничего не знали друг про друга, хотя до этого пользовались любой возможностью повидаться.

Причем, в этой странности есть два момента. Одни я бы, выражаясь подходящим к теме военным языком, я бы назвал тактическим, а другой — стратегическим.

В тактическом плане странно, что генерал Трофимов, вызванный в Министерство обороны, не знает фамилии того, к кому он идёт. Пусть даже в предписании не указана фамилия, но поинтересоваться же он мог. Я, честно говоря, не был в Минобороны, поэтому не знаю, есть ли там таблички с фамилиями на дверях кабинетов, но в любом случае, узнать фамилию не сложно, уже придя в приемную. А учитывая, что фамилия генерала не Иванов, Петров или Кузнецов, то повод задуматься есть, согласитесь? Фамилия Варавва в истории российской встречается, но все-таки довольно редко.

Возможно, у автора сценария было какое-то объяснение этому, но я его найти не могу.

А вот что касается вопроса стратегического, то, согласитесь, совершенно непонятно, почему за много лет люди никак не давали о себе знать. Во всяком случае, из просмотра самого фильма это совершенно никак не понятно.

Конечно, можно придумать какие-то объяснения подобным странностям, и мне довелось прочитать некоторые.

Но зачем что-то придумывать, коли всё становится понятно, если ознакомится с историей создания фильма «Офицеры» и его сценарием.

Как это часто бывает, изначально фильм задумывался несколько иным. Сегодня мы видим его версию, которая отличается от первоначальной. И как раз эта «странность», про потерявших друг друга главных героев, нам досталась от первоначального замысла, и при сокращении сценария никто не подумал про возможные вопросы.

Конечно, любой сегодня может прочитать сценарий, написанный Борисом Васильевым, но читать сценарии дело не столь интересное (в отличие от повестей и романов), потому я расскажу кратко тем, кому это интересно, чем же отличался первоначальный сценарий от того варианта фильма, что мы так хорошо знаем.

Начнём с того, что фильм был снят по инициативе министра обороны маршала Гречко. Фраза «Есть такая профессия — защищать Родину» — это именно его слова. А вот сам фильм задумывался как рассказ о жизни офицерских жен. И жизни нелегкой.

Сценарий написал Борис Васильев, человек, с чьим мнением про войну у нас в обществе как-то спорить мало кто решился бы. Авторитет непререкаемый, что следует помнить, как читая его сценарий, так и написанное мною ниже. Поскольку тема, затронутая в сценарии Борисом Васильевым, и в фильм не вошедшая, до сих пор в нашем обществе вызывает споры порой весьма горячие. Хотя вроде бы и позиция власти, и позиция подавляющей части общества высказана давно и однозначно. Так что в данном случае, как раз стоит напомнить об авторитете Бориса Васильева и о том, что «ему уж точно виднее», в отличие от всех нас, ныне живущих и того времени лично не заставших.

Возможно и моя статья (не дай бог) может вызвать какие-то споры, чего бы очень не хотелось. Во всяком случае, мой интерес в данном случае полностью исчерпывается желанием узнать всё, что связано с этим замечательным фильмом и историей его создания.

Изначально фильм планировался из двух серий, и в конце первой серии все герои друг друга теряют. А во второй серии уже показана Великая Отечественная война и там герои друг друга находят.

Честно говоря, прочитав сценарий Бориса Васильева, я вообще не понял, на что он рассчитывал. Как-то трудно поверить, что в начале 70-х годов в Советском Союзе такой сценарий бы кто-то экранизировал. В любом случае, сценарий был переработан, причем уже не автором, а другим сценаристом, и, судя по тому, что видим, переработка заключалась в вырезании всех моментов, которые бы могли привести к тому, что фильм либо не был снят, либо «положен на полку». Другая часть отличий от первоначального сценария, явно уже была сделана режиссеров, оператором-постановщиком, художником-постановщиком и прочими людьми, у которых всегда есть свои коррективы, сугубо профессионального, я бы сказал, технического плана, и никак не связаны с идеологией.

Я не буду, разумеется, пересказывать сценарий, скорее выскажу свои впечатления и уточню те нестыковки, с которых начал.

Про ту самую «тактическую» нестыковку, сказать нечего. А что касается «стратегической», то с ней все объясняется просто. В конце 30-х годов (точных дат нет) Иван Варавва арестован. Люба Трофимова носит ему передачи, что и самой ей (и мужу) тоже выходит боком. В результате Алексей Трофимов так же арестован, а саму Любу отправляют в Воронеж, где она уже не врач, а работает на швейной фабрике и живет в жутком бараке. Их сын, Егор Трофимов из училища отчислен и направлен служить в войска.

Где-то в 39-м году, видимо, после снятия Ежова, Алексей Трофимов отпущен на свободу, а потом и восстановлен в Красной Армии. Правда, уже не с полковничьими «шпалами», а с «кубарями» старшего лейтенанта. Поначалу его никуда на службу не берут, но он идет на Финскую войну, откуда возвращается уже майором.

Именно эта встреча, после Финской войны, и показана в фильме, где Егор просит денег на дорогу и дарит матери платок.

Таким образом, по сценарию понятно, что ничего про Варавву в семье Трофимовых знать не могли, и даже не знали, жив ли он. Точно не сказано, но судя по всему, в том, что Варавва выжил, не верили.

Ещё одна линия, которая вырезана, но в глаза это не бросается — это история Маши Белкиной. В фильме про неё ничего нет, но в сценарии Бориса Васильева ей довольно много уделено.

Маша была дочерью профессора медицины, который стал «врагом народа» и, то ли арестован, то ли расстрелян, а мать её, тоже профессор медицины, работала простой санитаркой в том же мединституте, где училась Люба Трофимова. Причем обе матери познакомились и общались. Саму же Машу дразнили, как дочь «врага народа», и Егор за неё заступался и дрался с обидчиками. Драка в фильме есть, а вот повод для драки не указан.

Поэтому когда в фильме во время встречи в эшелоне Люба спрашивает у Маши про маму, это неслучайно – они были знакомы.

Что касается остальных частей сценария, которые были сокращены, то, их, скорее всего, убрали из-за того, что они просто не поместились. Финал должен быть другим. В фильм он заканчивается присвоением Ивану Трофимову внеочередного звания. Кстати, я все время, когда вижу эту сцену, сразу провожу «мостик» к другому культовому фильму «В зоне особого внимания», уж больно десантник Иван Трофимов похож на лейтенанта Тарасова. Как-то так случайно у создателей фильма получилось.

Сценарий же Бориса Васильева предполагал в конце историю Вани, воспитанием которого уже занимаются сразу два дедушки-генерала. Иван находит могилу своей матери и узнает, как она погибла (сцену ее гибели мы видим во время финальной песни), а потом Иван жениться, и Люба Трофимова передает его жене награды Егора Трофимова и Маши, которые бережно хранила, таким образом, передавая ей эстафету офицерской жены.

Так же не вошло в фильм и начало, по сути, пролог, в котором в 1917 году встречаются Иван, Алексей и Люба, совсем ещё юные. Мы узнаем, что отец Любы был командиром дивизии и погиб, а Иван, совсем еще юный терской казак уже заслужил Георгиевский крест. Крест ему вручал лично император в Царском Селе.

Перечислять не вошедшее из сценария в фильм дело не самое интересное, так как из любого сценария что-то убирают, что-то переделывают, и если кому-то интересно, то, как я уже писал, можно сценарий и прочитать целиком.

 

На мой же взгляд, очень интересно в сценарии Бориса Васильева из того что мы не видим в фильме, это идущее красной нитью идея о неразрывности профессии офицера, причем, независимо даже от того, каким стало государство.

В сценарии постоянно подчеркивается устами Любы слов «русский офицер». Это при том, что для времени, в котором проходи большая часть фильма, слово «офицер» вообще не употреблялось. И Люба даже вступает в спор с мужем. Когда она его укоряет фразой: «Я думала, что мой муж — русский офицер», а он отвечает, что он не офицер, а красный командир, она говорит фразу, которой в фильме, к сожалению нет. Она говорит: «Офицер в России не попугай, в цвета не окрашен. Он украшен честью…»

Фраза Борисом Васильевым явно не случайно написана. Стоит напомнить, что сам Васильев сын офицера Русской императорской армии, и, насколько я понял, дворянин. Особой любви к советской власти Борис Львович не питал, что заметно и по остальному его творчеству.

И поэтому во всем сценарии мы видим эту линию офицеров «в цвета не окрашенных». Отец и дед Любы офицеры, Иван Варавва георгиевский кавалер. Комэск, у которого начинает службу в Туркестане Трофимов — это поручик Георгий Петрович Максимов, сохранивший не только гордость своей профессией, но и манеры русского офицера, которые сразу видит Люба.

В сцене встречи Вараввы и Трофимова в Генштабе, где они вспоминают погибшего комэска, Иван говорит фразу: «Настоящий офицер, русский офицер». В фильме эта фраза звучит иначе.

И не раз мы в сценарии читаем про «слово чести», про «честь офицера». Именно это понятие чести заставляет Егора Трофимова заступаться за Машу, именно эта честь офицера не позволяет Алексею Трофимову предать Варавву на допросе. 

«Слово, данное женщине, есть слово чести» — фраза лейтмотивом идущая через весь сценарий. Который, как я уже говорил, был написан именно про офицерских жен. Тех, которым это слово чести дают, а на это слово они отвечают своей беззаветной верностью, умением понимать и ждать своих Офицеров.

Как я уже написал ранее, такой сценарий не мог быть экранизирован в полном виде в 70-е годы. А жаль. Хотелось бы увидеть такой фильм, уверен, он стал бы только лучше. Но мы его не увидим… даже если кто и захочет, как сейчас модно, создать ремейк, то, как сказал один умный человек, ремейки создают те, у кого шедевры не получаются. Так что, лучше уж пусть никто и не пытается.

Мой канал на Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями