Нравились ли летчикам «яки»?
В советской литературе часто встречались различные вариации из высказывания Сталина по поводу истребителей марки «Як». Например, такое:
В первые месяцы войны, когда созданные перед самым ее началом новые типы истребителей проходили суровые испытания в боях, Сталин как-то раз заметил: — Летчикам больше нравятся «яки».
Это, конечно, очередная байка, которую пустили с легкой руки самого Яковлева. Собственно о том, что истребители «Як» были просто замечательными и, чуть ли не лучшими в мире, мы знаем в первую очередь из книг А.С.Яковлева «Рассказы авиаконструктора», «50 лет советского самолетостроения», «Цель жизни» и «Советские самолеты».
В них в пафосной форме написано о том, какие замечательные в СССР были самолёты и, что совсем удивительно, какие замечательные у советских самолётов были советские же моторы. А самыми лучшими советскими самолётами были, конечно же, самолеты марки «Як».
Шедевром же в книги является сравнение характеристик советских истребителей немецкими. Приводятся данные истребителя Messerschmitt Bf.109E и сравнивается со всеми советскими истребителями. О том, что «Эмили» (так называли модификацию Bf.109E) на советско-германском фронте присутствовали только в самом начале войны (на момент вторжения они составляли примерно половину истребителей и к концу года из первой линии исчезли) и советские истребители, особенно «Яки» с ними практически не сталкивались, разумеется, никто не упоминает. Равно как и то, что сам истребитель Як-1 не смог пройти госиспытания, и был принят на вооружение только потом, что конструктор Яковлев, с 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, то есть сам у себя и принимал самолёты. Конечно, «Яки» потом довели «до ума» и летать на них можно было без риска для жизни, но по своим боевым характеристикам это был самый слабый самолёт советских ВВС. И хотя в своей книге Яковлев хвастает, что одна из последних модификаций Як-3 достигла скорости 720 км/час, но, во-первых, это был лишь опытный образец (да ещё и без вооружения), а те, что летали на фронте и шестьсот километров с трудом выжимали, а во-вторых, и такой скоростью уже никого в конце войны не удивишь. Серийные «Мессершмитты» в конце войны рубеж в 700 км/час перешагнули.
И на самом деле летчики предпочитали что угодно, а не «яки». В начале войны выбор был не богат, это был либо ЛаГГ, который не сильно лучше Яка, либо английские «Харрикейны» и американские «Томагавки», которых было немного, да и они тоже не были достойными противниками «мессеров», хотя превосходили «яки». Единственным преимуществом «яка» было его простота и неприхотливость, а английские самолёты были крайне сложны в обслуживании. По этому поводу рассказывают, что когда в СССР пожаловались на плохие характеристики «Спитфайров» (а это все-таки один из лучших истребителей Второй Мировой), то прибыла комиссия из Великобритании. Когда английские специалисты увидели, в каких условиях находятся «Спитфайры», как их обслуживают, то они вообще не поняли, почему самолёты ещё хоть как-то поднимаются в воздух.
Так что, «яки» были неприхотливы, их легко осваивали неопытные летчики, они были дешевые и простые в производстве (что позволило их производить огромными серями), но для победы в воздушном бою этого было мало. Чтобы на равных бороться с вражеским истребителем, надо хотя бы иметь шанс его догнать, а при необходимости и удрать от него. Убедиться в этом легко, потому что сейчас, чтобы узнать информацию про какой-то самолёт никто же не станёт читать книги А.С.Яковлева и ему подобное, а воспользуется более объективными источниками.
Что же касается истребителей, на которых, действительно предпочитали летать наши летчики, так это были американские «Аэрокобры». Их было не очень много, и доставалась они ассам, вроде Покрышкина. Остальные же «предпочитали» Ла-5, когда он, наконец, появился. Например, те же летчики полка «Нормандия», которые очень просили пересадить их на Ла-5, но так и остались на «яках».
Советский летчик Александр Покрышкин (в центре) после своего успешного воздушного боя беседует с боевыми товарищами. 1 июня 1944 года.
На заднем плане виден его самолёт Р-39Q.
А здесь Покрышкин на крыле своей «Аэрокобры»
Собственно, много говорить тут нечего, и в завершении я хочу предложить один интересный документ. Формально говоря, документа два, но их всегда публикуют вместе. Речь идет про начало осень 1943 года. В это время, как легко выяснить, основу нашей истребительной авиации составляли самолёты марки Як, и в гораздо меньшей степени ЛаГГ.
Так вот, по поводу документа, приложенного ниже, я бы отметил следующее. Едва ли кто-то может заподозрить наших летчиков в трусости. Можно говорить о том, что их плохо обучали, отводили на это слишком мало времени, можно ещё найти какие-то недостатки, но вот в том, что они были трусами — никто не скажет, наоборот, все наши враги подчеркивали именно храбрость наших летчиков, которые готовы был сражаться в совершенно безнадежной ситуации, с готовностью пожертвовать собой.
И вдруг, такой документ. Он (документ) опубликован давно, всем историкам известен, сто раз обсуждался на разных специализированных форумах. Возможно, нашим псевдопатриотам такие документы крайне не нравятся, но от этого ничего не изменится, так как от фактов под диван не спрячешься.
Так вот, прочитав этот документ, у меня лично возник вопрос: «А может дело в том, что летчикам не нравились «яки»?
Совершенно секретно Экз. № 1
ДОНЕСЕНИЕ тов. СТАЛИНУ И. В.
В течение последних шести-семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации.
На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.
То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.
Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали.
Считаем, что нужно пересмотреть существующую систему поощрения и награждения летчиков истребителей за боевые вылеты.
На фронтах извратили понятие о боевом вылете. Боевым вылетом считают всякий полет на поле боя независимо от того, вел ли летчик-истребитель бой с противником или нет. А это привело к тому, что наши истребители не ищут встречи с противником, уклоняются от боя и бросают на произвол своих штурмовиков и бомбардировщиков.
Несмотря на такое позорное поведение наших истребителей, фронты засчитывают им их вылеты как боевые.
Вносим предложение: впредь считать боевым вылетом только тот вылет, при котором истребитель вел воздушный бой с противником. В случае же, если истребитель сопровождал штурмовиков или бомбардировщиков, денежное вознаграждение и поощрение давать только при благополучном возвращении на свои аэродромы штурмовиков и бомбардировщиков.
Считаем целесообразным издать от имени Ставки следующий приказ... [далее идет текст приказа, получившего № 0685].
ЖУКОВ, МАЛЕНКОВ, НОВИКОВ.
***
ПРИКАЗ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОНЯТИЯ БОЕВОГО ВЫЛЕТА ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
№ 0685 9 сентября 1942 г.
Фактами на Калининском, Западном, Сталинградском, Юго-Восточном и других фронтах установлено, что наша истребительная авиация, как правило, работает плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет.
Истребители наши не только не вступают в бой с истребителями противника, но избегают атаковывать бомбардировщиков.
При выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков наши истребители даже при количественном превосходстве над истребителями противника уклоняются от боя, ходят в стороне и допускают безнаказанно сбивать наших штурмовиков и бомбардировщиков.
Приказом НКО за № 0299 предусмотрены для летного состава в качестве поощрения денежные вознаграждения и правительственные награды за боевые вылеты с выполнением боевой задачи. Этот приказ в авиачастях извращен на фронтах.
Боевым вылетом неправильно считают всякий полет на поле боя, независимо от того, выполнена или нет истребителями возложенная на них боевая задача.
Такое неправильное понятие о боевом вылете не воспитывает наших истребителей в духе активного нападения на самолеты врага и дает возможность отдельным ловкачам и трусам получать денежное вознаграждение и правительственные награды наравне с честными и храбрыми летчиками.
В целях ликвидации такой несправедливости и для того, чтобы поощрять только честных летчиков, а ловкачей и трусов выявлять, изгонять из рядов наших истребителей и наказывать их, приказываю:
1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника.
2. Засчитывать сбитыми самолетами за летчиками только те самолеты противника, которые подтверждены фотоснимком или донесением наземного наблюдения.
3. Выплату за боевые вылеты и представления к правительственной награде впредь производить строго руководствуясь пунктами 1 и 2 настоящего приказа.
4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту.
5. Приказ объявить всем истребителям под расписку.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИН
- Войдите, чтобы оставлять комментарии