Нравились ли летчикам «яки»?

В советской литературе часто встречались различные вариации из высказывания Сталина по поводу истребителей марки «Як». Например, такое:

В первые месяцы войны, когда созданные перед самым ее началом новые типы истребителей проходили суровые испытания в боях, Сталин как-то раз заметил: — Летчикам больше нравятся « яки».

Это, конечно, очередная байка, которую пустили с легкой руки самого Яковлева. Собственно о том, что истребители «Як» были просто замечательными и, чуть ли не лучшими в мире, мы знаем в первую очередь из книг А.С.Яковлева «Рассказы авиаконструктора», «50 лет советского самолетостроения», «Цель жизни» и «Советские самолеты».

В них в пафосной форме написано о том, какие замечательные в СССР были самолёты и, что совсем удивительно, какие замечательные у советских самолётов были советские же моторы. А самыми лучшими советскими самолётами были, конечно же, самолеты марки «Як».

Шедевром же в книги является сравнение характеристик советских истребителей немецкими. Приводятся данные истребителя Messerschmitt Bf.109E и сравнивается со всеми советскими истребителями. О том, что «Эмили» (так называли модификацию Bf.109E) на советско-германском фронте присутствовали только в самом начале войны (на момент вторжения они составляли примерно половину истребителей и к концу года из первой линии исчезли) и советские истребители, особенно «Яки» с ними практически не сталкивались, разумеется, никто не упоминает. Равно как и то, что сам истребитель Як-1 не смог пройти госиспытания, и был принят на вооружение только потом, что конструктор Яковлев, с 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, то есть сам у себя и принимал самолёты. Конечно, «Яки» потом довели «до ума» и летать на них можно было без риска для жизни, но по своим боевым характеристикам это был самый слабый самолёт советских ВВС. И хотя в своей книге Яковлев хвастает, что одна из последних модификаций Як-3 достигла скорости 720 км/час, но, во-первых, это был лишь опытный образец (да ещё и без вооружения), а те, что летали на фронте и шестьсот километров с трудом выжимали, а во-вторых, и такой скоростью уже никого в конце войны не удивишь. Серийные «Мессершмитты» в конце войны рубеж в 700 км/час перешагнули.   

И на самом деле летчики предпочитали что угодно, а не «яки». В начале войны выбор был не богат, это был либо ЛаГГ, который не сильно лучше Яка, либо английские «Харрикейны» и американские «Томагавки», которых было немного, да и они тоже не были достойными противниками «мессеров», хотя превосходили «яки». Единственным преимуществом «яка» было его простота и неприхотливость, а английские самолёты были крайне сложны в обслуживании. По этому поводу рассказывают, что когда в СССР пожаловались на плохие характеристики «Спитфайров» (а это все-таки один из лучших истребителей Второй Мировой), то прибыла комиссия из Великобритании. Когда английские специалисты увидели, в каких условиях находятся «Спитфайры», как их обслуживают, то они вообще не поняли, почему самолёты ещё хоть как-то поднимаются

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями