Немецкие танки и ленинградский трамвай: Page 2 of 3

военных 209-го пехотного полка 58-й немецкой дивизии есть упоминание про то, как они встретили трамвай 15-го сентября, где-то на дороге между Петергофом и Урицком. И трамвай был на ходу, и вагоновожатого в плен взяли. Но в рассказе этом немало противоречий и я бы ему верить не стал. Больше похоже на вымысел и никак не укладывается в описание местности, да и с датами путница.

И наконец, есть фото, датированное 1942 годом, в котором трое немецких солдат позируют в трамвае, явно разбитом.

И ещё есть фото (видимо, этого же трамвая), датированные 42-м годом. По этим фото можно определить, что место очень похоже на конечную остановку в Стрельне. Только надо учитывать, что тогда конечная остановка трамвая в Стрельне было не там где сейчас, не напротив Константиновского дворца. Остановка была напротив дворца князя Львова, которые предоставил свою землю, и сам очень много сделал для создания этого маршрута. Сейчас в этом желтом здании с башенками находится местная администрация, и на фото это здание видно на заднем плане.

Но ещё есть рассказы свидетелей, которые ехали 15-го числа из Ленинграда в Стрельну на трамвае, но не доехали и до Урицка. Потому что в этот день путь был разрушен, и более по нему трамваи не ходили до конца войны. Сообщения о том, что трамвайные пути были разрушены примерно там, где сегодня находится перекресток проспекта Стачек и проспекта Маршала Жукова, есть и в военных документах. Это не удивительно — трамвайные пути использовались для военных нужд. Есть фото трамвая именно в этом районе, судя по всему, перевозящего боеприпасы. Известно, что на трамвае вывозили раненых.

Фото сделано в сентябре 1941 года. в районе больницы Форели.

Этот трамвай идет в сторону Стрельны

Получается, что после 15-го сентября трамваи дальше Урицка не ходили, а немцы в Стрельне появились не ранее 16-го. Скорее всего, разбитый трамвай, который до конца войны (и даже после, до 47-го года), так и простоял в Стрельне, был там ещё до прихода немцев. Мог сломаться, а мог просто не вернуться из Стрельны после того, как разрушили пути. Точно никто не знает уже.

Что же касается танков, которые пытались прорваться в Урицк, а случайно повернули на Стрельну, где и встретили трамвай, то это вымысел. Во-первых, если наступать на Урицк от Красного Села, а потом попасть в Стрельну это почти в другую сторону надо поворачивать. Не наступление уже, а бегство какое-то получается. Во-вторых, немецкие 1-я и 6-я танковые дивизии находились в районе Красногвардейска (Гатчина) и далее пытались продвигаться на Пушкин, а это совсем не рядом. И сам Урицк немецкие танки никогда не штурмовали, а уж тем более в район Стрельны попасть не могли никак. В-третьих, 16-го сентября танковые дивизии 41-го моторизованного корпуса занимались тем, что собирали свои разбросанные на большом пространстве подразделения и уцелевшие танки, чтобы начать погрузку. У них был приказ уже давно отбыть на московское направление. В группе армий «Север» считали поставленную задачу по охвату Ленинграда выполненной.

Но командование Ленинградского фронта, в лице генерала армии

Мой канал на Яндекс.Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями