Крылатый символ «Блицкрига»

На каком месте по популярности или известности в немецкой авиации, да и все авиации Второй Мировой немецкий пикирующий бомбардировщик Ju.87 я сказать не берусь, но точно на одном из первых это точно.

В книгах про них упоминают всегда и везде, создается даже впечатление, что воевали они на всех фронтах постоянно и было их великое множество. Ещё пишут про включающиеся при атаках сирены для устрашения, и интересую тактику применения. Дескать бомбардировщики Ju.87 устраивали «карусель», выстраивались в круг и по очереди заходили на цель. В небе как бы крутилось эдакое огромное колесо из нескольких самолетов (больше десятка).

Спорить с авторами книг, описывающих эту «карусель», я не берусь, так как своими глазами не видел, но возникает несколько странный вопрос сразу. Во-первых, зачем всем самолётам заходить на одну и ту же цель, как получается из описания? Если, например, надо бомбить мост, то пикировщики несли бомбы калибром 250, 500 и даже 1000 кг, и могли положить бомбу точно куда надо, уж в мост попасть точно. Во-вторых, зачем пикировщику заходить несколько раз на цель, если бомбовую нагрузку он сбрасывает за один раз (редко за два), исключительно по причине конструктивных особенностей. Вообще, классический одномоторный пикирующий бомбардировщик, каковым и являлся немецкий самолет Sturzkampfflugzeuge Ju.87 имел в обязательном порядке следующие конструктивные особенности. Во-первых, это механизмы позволяющие выйти из пикирования. Во-вторых, это специальный механизм, позволяющий вывести из бомбоотсека бомбу за пределы площади омываемой винтом, чтобы её можно было сбросить при крутом пикировании. Как легко понять, если такого механизма нет, то при пикировании бомбу просто не сбросить из самолета, который направлен носом вниз.

Понятно, что таким образом бомбу сбросить можно лишь один раз. Были ещё крыльевые держатели, для мелких бомб, но их использовали реже, да и то лишь вместе с 250-кг бомбой. Если «Штука» несла бомбу калибром в 500 кг, то дополнительных бомб на крыльевые подвески уже не брали. Что касается бомбы в 1000 кг, то её нести могли лишь некоторые, специально оборудованные модификации, да и то в максимально облегченном самолете с одним членом экипажа. Так что «Штуки» реально предназначались для того, чтобы совершить одну единственную атаку, но при этом они практически гарантированно могли уничтожить точечную цель вроде танка, автомобиля, паровоза, позиции артиллерии (в первую очередь зенитной), штаба, склада или самолета на земле. Конечно, при условии, что их раньше не собьют, что тоже случалось не редко.

Эскадры и группы пикирующих бомбардировщиков в Люфтваффе должны были расчищать дорогу танкам и пехоте, и выполняли некую роль «пожарной команды», которую кидали на наиболее важные участки. Но при этом, частей и соединений пикировщиков было совсем немного.

Эскадра это звучит грозно вроде бы. Но вообще-то эскадра (Geschwader) в Люфтваффе это три авиационных группы (gruppe), в каждой из которых по три эскадрильи (staffel). Могли быть и отдельные эскадрильи, могла добавляться целая группа, но обычно, если эскадра могла поднять в воздух сотню самолетов, это просто какой-то праздник. Всего таких эскадр реально воевало три, хотя к началу войны их формировалось целых шесть.

Так, в нападении на Польшу в сентябре 1939 года приняли участие все три группы Sturzkampfgeschwader 2 (37, 34 и 37 исправных Ju.87B), одна группа Sturzkampfgeschwader 1 (38 исправных Ju.87B), одна группа Sturzkampfgeschwader 76 (28 исправных Ju.87B ), две группы Sturzkampfgeschwader 77 (34 и 38 исправных Ju.87B), одна группа Lehrgeschwader 1 (37 исправных Ju.87B), всего восемь групп. Позже к ним присоединилась одна группа из Sturzkampfgeschwader 51 (29 исправных Ju.87B). В большинстве источников встречается информация, что всего для нападения на Польшу были задействовано 304 Ju.87, но непонятно, как считали — все исправные самолеты, включая неисправные или вообще по штату положенные? В любом случае это было всё, чем располагало Люфтваффе на тот момент.

В небе надо Польшей «Штуки» действовали очень удачно, потери составили всего 28 машин, из которых 11 сбили польские истребители. Интересно, что первым самолетом, сбитым во Второй Мировой войне в воздушном бою, считается польский истребитель, сбитый стрелком немецкой «Штуки».

В боях с польскими кораблями приняла участие и палубная авиация Лютфваффе. Как известно, авианосцев у немцев так и не было в строю, но самолеты были, и из этих самолетов была сформирована авиагруппа Trägergruppe 186. Одна эскадрилья (12 Ju.87C) из этой группы приняла участие в польской компании и палубные бомбардировщики Ju.87C потопили польский эсминец «Вихрь».

Для скандинавской компании была выделена одна группа из Sturzkampfgeschwader 1, всего 39 самолетов Ju 87R

За время боевых действий в Дании и Норвегии было потеряно 16 «Штук», что в пропорции было значительно больше, чем в польской компании.

На 10 мая 1940 года Люфтваффе располагало 380 самолетами Ju.87.

В составе 2-го Воздушного флота (Lufflotte 2) был 8-й авиационный корпус (VIII. Fliegerkorps) в составе которого имелись следующие группы: III/StG 2 - 38 самолетов Ju.87B, I/StG 76 - 39 самолетов Ju.87B, I, II/StG 77 - 64 самолёта Ju.87B и IV(St.)/LG 1 - 37 самолетов Ju.87B.

В составе 3-го Воздушного флота (Lufflotte 3) III/StG 51 - 31 самолет Ju.87B в 1-м авиационном корпусе (I. Fliegerkorps) и во 2-м корпусе (II. Fliegerkorps) II/StG 1 - 36 самолетов Ju.87B.

Сокращение St означает Sturzkampf, L - Lehr, римские буквы означали группу, а арабские - эскадрильи.

Результат французской компании хорошо всем известен, и «Штуки» внесли свой немалый вклад в общий успех. Успешно действовали пикировщики не только по сухопутным целям, но и по кораблям. Здесь Люфтваффе впервые столкнулась с французскими истребителями, среди которых было, хоть и немного, но вполне современных. В результате потери возросли, по сравнению с предыдущими компаниями. За победу во Франции немцы заплатили 123 Ju.87, включая сюда и потерянные от аварий и катастроф. Все чаще стало возникать понимание того, что «Штуки» не так хороши, как показалось сначала, и способны себя проявить лишь при полном отсутствии сопротивления. Защитить себя от современных истребителей они были неспособны, огонь зенитной артиллерии по небронированным самолетам тоже приносил немалые потери.

А впереди ещё была Битва за Англию, в которой «Штуки» так же первоначально планировали использовать.

Согласно данным на 13-е августа 1940 года в составе Luftflotte 3 в 8-м авиационном корпусе (VIII. Fliegerkorps) имелись следующие группы: III/StG 1 - 28 самолетов Ju.87B, I/StG 1 - 27 самолетов Ju.87R, I/StG 2 - 32 самолета Ju.87B, II/StG 2 - 2 самолета Ju.87B и 37 Ju.87R, I, II, III/StG 77 - 98 самолетов Ju.87B.

В первые дни атаки на Британию пикировщики добились успехов, потопив несколько судов. Однако затем потери стали слишком велики - за один день 18-е августа было сбито или повреждено 30 «Штук». К 7-му сентября в тех же группах числилось только 75 исправных Ju.87. 14-го ноября, когда группа III/StG 1 за один вылет потеряла четверть машин, был последним днём, когда Ju.87 участвовали в Битве за Англию. Отличные английские истребители и мощная английская зенитная артиллерия превратили «Штуки» в английском небе в легкую мишень.

В самом начале 1941 года, в рамках планируемой операции по захвату Мальты на Сицилию было переброшено две группы пикировщиков (I/StG l и II/StG 2) в которых насчитывалось 79 Ju.87. Мальту немцы, как известно, не взяли, но «Штуки» отличились, тяжело повредив английский авианосец, и потопив английский же легкий крейсер.

Для войны в Югославии Германия направила 4-й Воздушный флот (Luftflotte 4) в составе которого на 01.04.1941 находились следующие группы пикировщиков: II/StG 77 с 34 исправными Ju.87B, I, III/StG 77 с 68 исправными Ju.87B, I/StG 1 с 23 исправными Ju.87R, I, III/StG 2 с 69 исправными Ju.87B и 9 исправными Ju.87R, I/StG 3 с 30 исправными Ju.87B и 9 исправными Ju.87R. В этой компании «Штуки» чувствовали себя привольно, так как ни югославы, не греки не имели, ни сильной зенитной артиллерии, ни современных истребителей, да и английские экспедиционные силы в Греции так же летали на старых «Гладиаторах», которых, к тому же было немного. Тем не менее, Лютфваффе потеряло 29 «Штук» на Балканах.

В операции «Меркурий» (захват острова Крит) приняли участие 205 «Штук» в составе тех же групп 4-го Воздушного флота.

Из всего опыта применения «Штук» в 1939, 1940 и начале 1941 года, можно сделать следующий вывод: успешно применять Ju.87 можно было только в условиях полного господства в воздухе, и отсутствия у противника сильной ПВО. Так было в Польше, хотя и там пикировщики несли потери от польских истребителей, которые были безнадежно устаревшими, да и по количеству они сильно уступали немцам. То же самое повторилось в Норвегии и на Балканах.

Но как только Люфтваффе столкнулись с противником, надо которым они не имели количественного и качественного превосходства, потери среди «Штук» оказались слишком большими. В небе Франции война закончилась быстро, а вот из английского неба Ju.87 вынуждены были уйти. Если у французов хороших новых истребителей, способных на равных бороться с немецкими, было слишком мало, то у англичан их нашлось достаточно.

А к тому времени, всех слабых противников Вермахт уже победил, остались противники сильные. Но что-то менять уже было поздно. По плану «Барбаросса» немецкие армии и воздушные флоты уже выдвигались к советским границам. Немецких танкистов и немецкую пехоту необходимо было поддерживать с воздуха.

А значит, у «Штуки» ещё было впереди много работы…

Комментарии

"Во-первых, зачем всем самолётам заходить на одну и ту же цель, как получается из описания? Если, например, надо бомбить мост, то пикировщики несли бомбы калибром 250, 500 и даже 1000 кг, и могли положить бомбу точно куда надо, уж в мост попасть точно." - выскажу свои мысли и по этому поводу:)

Про мост - верно. "Карусель" для такой неподвижной цели, как мост - не имеет смысла по причине того, что достаточно 2-3 попаданий на выходе из пике, чтобы пролет моста "лёг" в реку. И 1-2 бортов + истребительное прикрытие для них. По остальному - опять-таки есть нюансы:)

1. На начальном этапе ВОВ предположил бы, что "Штуки" использовались не для уничтожения мостов и переправ. С точки зрения военной доктрины Вермахта в 41 году мосты и переправы играли ключевую роль в успешном осуществлении "блицкрига". Так что, скорее, бомбили не их. А гарнизоны их защиты и позиционные укрепления (ДОТы и ДЗОТы вокруг прилегающих дорог и рядом с мостами). Для этого 500\1000 кг бомбы - скорее излишество, нежели необходимость. Вопрос пока детально не изучал, но сдается, что ДОТ того времени можно было вывести из строя прямым попаданием бомбы. 

2. Для подготовленных позиций переднего края обороны - "карусель" как раз и могла применяться довольно успешно. Поясню мысль. Подготовленные к обороне позиции - окопы полного профиля, блиндажи, позиции арторудий и много живой силы. 250кг бомб для упражнения подавления - слишком много. Очень крутого пикирования - тоже вроде как не требуется. А зачем, если 

- 4х 50 кг бомбы и 1х100 кг прилично проредят строй солдат, проломят "накаты" блиндажей в "овале" в 50-100 м по длинной стороне.

-от встречного зенитного огня может пострадать как правило, только первый борт в "карусели", т.е. самый опытный летчик, командир звена. (собственно, снижение риска попадания в самолет - вторая цель бомбометания с пикирования).

-Подвесить такой супнабор под "штуку" - быстрее, чем один 250кг фугас, да и взлетит борт быстрее и на месте будет быстрее.

Т.е. ответ на вопрос "зачем заходить на одну и ту же цель "каруселью"" : для подавления огня из подготовленных позиций обороны пехоты РККА. После нескольких таких "проходов" над окопами звена "Штук", в единой линии обороны образовывалась приличная брешь. В которую танковому клину Вермахта в сопровождении пехоты войти было в разы легче.

 

Вы, видимо, не совсем поняли. Чтобы организовать "карусель" нужно совершить несколько заходов на цель, но "Штука" с пикирования бомбила тольок один раз, и второй раз заходить на цель было просто не с чем... бомбы уже сброшены

Позволю себе поспорить. Стандартное бомбовое вооружение Ju-87B - 1×250/500 кг (под фюзеляж) , 4×50 кг (под крылом). Да, бомбу под центропланом на тяге сбрасываем в первый проход. Но 4*50 кг наверное можно сбросить или в 1 или в 2 прохода. Дома есть пара книг про Ju-87, поизучаю, если Вам действительно интересно получить ответ. Имеющаяся в Вики фотографии говорит о сбросе всего боекомплекта за один проход: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/Junkers_Ju_87B_dropp...

Однако, в той же Вики есть ссылка на какой-то не очень достоверный источник: "Оставшиеся бомбы под консолями крыла могли быть использованы на другие цели."

Можно и поспорить, но о том, что "Штука" делала один заход и шла домой, пишут сами немецкие пилоты в воспоминаниях

Ганс-Ульрих Рудель "Пилот Штуки":

"И я пикирую на мост. Во время пикирования я вижу вспышки зенитных орудий, защищающих мост. Снаряды с визгом проносятся мимо моего самолета. Хеншель говорит, что небо как будто покрыто клочками шерсти, так он называет разрывы зенитных снарядов. Наш строй теряет свою монолитность и разваливается, это делает нас боле уязвимыми для атаки истребителей. Я предупреждаю тех, кто ковыляет позади: "Скорее догоняйте, мы боимся не меньше вашего". Ни одного ругательства не срывается с моего языка. Я закладываю вираж и с высоты 300 метров вижу как моя бомба взрывается рядом с мостом. Значит, дует ветер. "Ветер слева, поправка влево". Прямое попадание бомбы с нашего третьего по счету самолета уничтожает мост. Кружась вокруг, я обнаруживаю позиции зенитных батарей и отдаю приказ атаковать их. "Сегодня им достанется", - высказывает свое мнение Хеншель. К несчастью, два новых экипажа немного отстали во время пикирования. Лаги отрезают их. Один из этих самолетов изрешечен пулями и проносится мимо меня в направлении территории, занятой противником. Я пытаюсь догнать его, но я не могу бросить из-за него всю эскадрилью на произвол судьбы. Я ору на него по радиотелефону, я ругаю его, но ничто не помогает. Он уходит, снижаясь, к русскому берегу Днестра. За ним тянется узкая полоска дыма. Он без сомнения мог бы продержаться в воздухе еще несколько минут, как другие, и долетел бы до наших окопов. "У него нервы сдали, у этого идиота", - комментирует Фиккель по радиотелефону. В этот момент я не могу больше заниматься подбитым самолетом, поскольку должен попытаться удержать вместе наш потрепанный строй и маневрирую в западном направлении, используя оборонительные круги. "

 

 

 

У меня появилась идея, для чего нужна была карусель :) Вот тут - написано, что с помощью карусели бомбили деревню, при этом после вывода из пике - самолеты выстраивались обратно в карусель. Вот тут - схематично показано пике с полубочкой, которое использовали лаптежники на Восточном фронте.

Карусель скорее походит на классический прием защиты от советских истребителей, когда каждый предыдущий самолет защищается со стороны хвоста сразу 2-мя пулеметами: своим и предыдущим стрелком.

Вот тут - есть вторая версия такой карусели - стрелять из курсовых пулеметов

Страницы

Мой канал на Яндекс.Дзен

Это мой канал в Пульс

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями