Конец эпохи бипланов: Page 3 of 6

этот истребитель не был принято на вооружение, но он показывает, как пытались довести до совершенства бипланную схему в разных странах. В частности, в такой малоизвестной своими военными самолетами стране, как Канада. Это самолёт канадской фирмы Canadian Car and Foundry FDB-1. Спроектирован самолет в 1938 году Майклом Грегором, который на самом деле был Михаил Леонтьевич Григорашвили, но это вполне естественно для канадских и американских фирм того времени, где среди авиационных конструкторов и инженеров выходцем из России, было больше, чем коренных американцев. Несмотря на все усилия разработчиков и весьма совершенные аэродинамические формы, самолет показал достаточно посредственные характеристики, и на вооружение принят не был.

Canadian Car and Foundry FDB-1

Бипланная схема считалась удобной не только для истребителей, но и для штурмовиков. Для ударных самолетов важна была и маневренность, и живучесть (а биплан более живуч), и экономия в весе (что давало возможность увеличить бронирование).

В Люфтваффе было мало штурмовых частей в начале войны, основную поддержку сухопутных войск осуществляли пикирующие бомбардировщики, но и штурмовики тоже были. Причем, именно биплан. Это Henschel Hs.123, самолёт, который немцы практически списали, но вдруг оказалось, что у него поразительная живучесть. Было даже предложение генерала Рихтгофен возобновить их выпуск. Но к тому времени у Люфтваффе появился еще более удачный штурмовик.

Henschel Hs.123

Может быть, мало кому известно, но в начале Великой Отечественной, большинство штурмовых авиаполков на вооружении имели уже упомянутые самолеты И-153 и более ранние варианты И-15 и И-152 (И-15бис). Как истребители они были бесполезны против немецких «мессеров» (хотя некоторые летчики сражались и даже успешно), а вот в качестве штурмовиков оказались очень даже полезны. И если воевали они немного, то это связано лишь с тем, что сами самолеты были уже сильно изношены – их вытаскивали порой даже со складов, где они уже хранились, как списанные. И опять же «Чайкам» помогала, в том числе, и их живучесть, за счет бипланной схемы.

Не многие знают, но в СССР был проект пикирующего бронированного штурмовика ПБШ-1 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича. И как легко заметить, предлагалась тоже схема биплана, точнее довольно редкая схема обратного полутораплана, да еще и с крылом обратной стреловидности..

Как я уже упомянул выше, бипланная схема прижилась в палубной авиации, где возможность садиться и взлетать с как можно более короткой полосы, очень важна.

Впрочем, палубной авиацией располагали в тот период не так много стран, поэтому и упомяну я лишь Великобританию.

Одним из самых известных палубных самолетов был, несомненно, торпедоносец Fairey Swordfish .

Созданный аж в 1934 году, но к началу войны это был единственный английский палубный торпедоносец. Именно самолеты Swordfish провели первую авиаторпедную атаку во Второй Мировой войне. Строили эти самолеты аж до 1944 года.

Fairey Swordfish

Уже в 41-м году английские авианосцы стали получать новые торпедоносцы той же фирмы

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями