Кино и война: Page 4 of 4

начинают выступать в качестве средства поддержки. Никакие цепи автоматчиков у немцев никогда в атаку не ходили, в первую очередь по причине отсутствия этих самых автоматчиков. В стрелковом отделении немецкой армии имелся всего один пистолет-пулемет, все остальные вооружались винтовками.

Танки тоже в атаку не идут и на ходу не стреляют. Ну, для начала, в то время сходу танки вообще не стреляли… во всяком случае, если танкисты хотели куда-то попасть. Если просто попугать и пошуметь, то, конечно, можно, но на войне не до глупостей. Поэтому танки держаться на расстоянии от советских позиций метрах в 800-900 сначала, и если нет сильного огня противотанковой артиллерии, то, так же как и пехота короткими «перебежками» продвигаются вперед.  Если есть какая-то другая бронетехника, например, бронетранспортёры, то они так же держаться позади пехоты (не ближе 50-60 м)  и поддерживают огнём.

Так вот «не спеша» немецкая пехота доходит практически до самых советских позиций, когда в ход идут уже ручные гранаты. Причем, надо понимать, что цель ставиться не бежать вперед в атаку, а постепенно подавлять сопротивление, и пока какое-то серьезное сопротивление с нашей стороны есть, то будут работать минометы, пулеметы, всё, что может быть использовано. До прямого столкновения, со стрельбой в упор, тем более до рукопашной, дело доходило крайне редко. К сожалению, в этой ситуации, большинство советских солдат могло погибнуть, даже ни разу не выстрелив по противнику.  А немцы занимали и зачищали уже почти пустые и полузасыпанные окопы.   

Конечно, было много всего и совсем по-другому, но я постарался нарисовать типичную картину того, как немцы атаковали наши позиции. Именно так все было прописано в немецких уставах, именно так рассказывали ветераны, именно такую картинку мы видим на кадрах кинохроники.

Тактика действий Вермахта была совсем иной, чем у Красной Армии. И хотя, в начале войны она оказалась более эффективной, но правильно все-таки воевали мы… чтобы было окончательно доказано 9-го мая 45-го года.

Но в данной статье я ведь хотел совсем не про тактику сказать, а про кино.

Давайте ещё раз представим две картинки, нарисованные мною в этой статье. Первая яркая, красочная, она украсит любой фильм о войне, согласны? А попробуйте себя поставить на место создателей фильма, которые изобразят вторую картинку. Попробовали? Наверное, и во втором варианте можно создать что-то зрелищное, захватывающее, эффектное, но боюсь, что это будет намного труднее.

Так уж получается, что с точки зрения создателей фильмов, война становится с годами всё менее зрелищной — одно дело изображать Ледовое побоище, где все противники рядом, колют, рубят друг друга. А другое дело, когда противники на большом расстоянии и друг друга практически не видят.   

Хотя, дело скорее не в трудностях, а в таланте. Во всяком случае, это касается создателей современного кино, которые к событиям прошлого относятся, мягко говоря, легкомысленно.

Комментарии

Кирилл, давно и с интересом Вас читаю. Добрался до комментирования:)

"скорее не в трудностях, а в таланте. Во всяком случае, это касается создателей современного кино, которые к событиям прошлого относятся, мягко говоря, легкомысленно" - это всё верно. Но есть нюансы ©

1. Во времена СССР производство фильмов о ВОВ было налажено более масштабно и качественно, нежели сейчас. Однако, если вспомнить канонические "Они сражались за Родину" или "Аты-баты, шли солдаты" - то там батальным сценам по сравнению с общим таймингом фильма уделяется не так много внимания, как хотелось бы. До 2/3 фильма занимает игра актеров с лицами крупным планом, взаимодействие личностей героев и т.п. Почему? Мне кажется, недостатка в таланте к снятию батальных сцен в ССР не испытывали.

2. Знаний оператора, режиссера и консультанта по визуальным эффектам у меня безусловно, нет. Однако, с точки зрения логики я бы предположил следующие постулаты:

-снимать крупным планом лица героев, лежащих в стрелковых ячейках - сложнее, чем из окопа полного профиля.

-с точки зрения общих планов линия обороны в виде сплошной линии окопов - классика. Удобная для съемки и эффективная с точки зрения проникновения в мозг обычного телезрителя. Так легче донести мысль. А мысль у оператора и продюсера сейчас одна: зрелищность для большого экрана+игра на патриотичность.

"Поэтому танки держаться на расстоянии от советских позиций метрах в 800-900 сначала, и если нет сильного огня противотанковой артиллерии, то, так же как и пехота короткими «перебежками» продвигаются вперед" - насколько помню, во время начального периода ВОВ с немецкой стороны как раз использовались "обратные" танковые клинья. Т.е. танки шли достаточно узкой "полосой" и довольно легко прорывали передний край обороны стандартной роты РККА. А вот пехота держалась "в тени" танков и шла неспешно, применительно к общему темпу дважения танкового подразделения.

 

 

насколько помню, во время начального периода ВОВ с немецкой стороны как раз использовались "обратные" танковые клинья. 

-----------------

Вообще-то те, кто помнят это лично, как раз рассказывали обратное.

Интересно и полезно узнать Вашу обоснованную точку зрения. Благодарю Вас, Кирилл!

Страницы

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями