Кино и война: Page 2 of 4

авиабомб, судя по разрывам около 250 кг.

По немецким танкам бьет советская артиллерия с большой дистанции, откуда-то сильно позади линии траншей. Артиллеристы подбивают несколько танков, все подбитые танки примерно одинаково горят.

Советска пехота тоже куда-то стреляет, видимо, по немецкой пехоте, и ждёт, когда танки подойдут поближе. Немецкие автоматчики прячутся за идущими танками, но это их не спасает, и многие из них падают убитыми и ранеными.

Танки же относительно медленно, но без остановок идут к советским траншеям. Когда танки подходят метров на сто, по ним стреляют из противотанковых ружей, причем в лоб, от чего немецкие танки загораются, причем чаще всего при попадании в лоб у них загорается двигатель, а эффект от попадания пули из противотанкового ружья примерно такой же, как от снаряда калибром 76-85 мм. В подошедшие буквально на десяток метров танки летят гранаты, от которых танки почему-то красочно взрываются.

Но хотя часть немецких танков подбита, остальные идут прямо на окопы, некоторые проскакивают их и им вслед летят связки ручных гранат, противотанковые гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Некоторые танки начинают утюжить советские окопы. Тут подоспевают немецкие автоматчики.

И здесь, в зависимости от сценария, либо все советские бойцы погибают, и немцы идут к следующей линии обороны, где их остановят. Либо, все доехавшие до советских траншей немецкие танки подбиты и горят, а все, кто не дошёл и уцелел, поворачивают назад.

Согласитесь, что, с некоторыми нюансами, картинка примерно такая же во всех фильмах, от старых советских, до нынешних российских. Только в современных зрелищности и динамики побольше, за счет ушедших далеко вперед технических возможностей.

А теперь давайте попробуем представить себе реальную картину аналогичного боя. Благо, кроме кинофильмов, есть много других источников: уставов, наставлений, мемуаров. А ещё и воспоминаний непосредственных участников. Ведь моему поколению пришлось общаться с участниками войны, когда они были ещё… ну не то, чтобы молодыми, но всё-таки я хорошо помню своего деда, в том возрасте, в котором я сейчас. Ещё в школе мы много встречались с ветеранами и не только Великой Отечественной. Помню, как нам рассказывали о финской войне её участники, была встреча с участником боев на Халхин-Голе. Больше всего мне запоминался человек, воевавший в Испании, причем прибывший туда одним из первых. Да что там войны, поскольку наш пионерский отряд назывался «Аврора», то мы неоднократно встречались с теми, кто на «Авроре» служил в 17-м году — вот это были уже совсем седые, пожилые ветераны. Впрочем, это я отвлекся.

Так вот, начать вообще стоит с того, что чаще всего бой был такой, что атаковали именно части Красной Армии, а солдаты Вермахта оборонялись. Но мы все-таки посмотрим, что было бы, в случае если бой был для наших оборонительным.  

Итак, примерно такая же усиленная стрелковая рота занимает позиции. Окопов полного профиля там просто быть не может, их бы не успели выкопать, даже если бы захотели. Если бы рота занимала эту позицию долгое время (что

Комментарии

Кирилл, давно и с интересом Вас читаю. Добрался до комментирования:)

"скорее не в трудностях, а в таланте. Во всяком случае, это касается создателей современного кино, которые к событиям прошлого относятся, мягко говоря, легкомысленно" - это всё верно. Но есть нюансы ©

1. Во времена СССР производство фильмов о ВОВ было налажено более масштабно и качественно, нежели сейчас. Однако, если вспомнить канонические "Они сражались за Родину" или "Аты-баты, шли солдаты" - то там батальным сценам по сравнению с общим таймингом фильма уделяется не так много внимания, как хотелось бы. До 2/3 фильма занимает игра актеров с лицами крупным планом, взаимодействие личностей героев и т.п. Почему? Мне кажется, недостатка в таланте к снятию батальных сцен в ССР не испытывали.

2. Знаний оператора, режиссера и консультанта по визуальным эффектам у меня безусловно, нет. Однако, с точки зрения логики я бы предположил следующие постулаты:

-снимать крупным планом лица героев, лежащих в стрелковых ячейках - сложнее, чем из окопа полного профиля.

-с точки зрения общих планов линия обороны в виде сплошной линии окопов - классика. Удобная для съемки и эффективная с точки зрения проникновения в мозг обычного телезрителя. Так легче донести мысль. А мысль у оператора и продюсера сейчас одна: зрелищность для большого экрана+игра на патриотичность.

"Поэтому танки держаться на расстоянии от советских позиций метрах в 800-900 сначала, и если нет сильного огня противотанковой артиллерии, то, так же как и пехота короткими «перебежками» продвигаются вперед" - насколько помню, во время начального периода ВОВ с немецкой стороны как раз использовались "обратные" танковые клинья. Т.е. танки шли достаточно узкой "полосой" и довольно легко прорывали передний край обороны стандартной роты РККА. А вот пехота держалась "в тени" танков и шла неспешно, применительно к общему темпу дважения танкового подразделения.

 

 

насколько помню, во время начального периода ВОВ с немецкой стороны как раз использовались "обратные" танковые клинья. 

-----------------

Вообще-то те, кто помнят это лично, как раз рассказывали обратное.

Интересно и полезно узнать Вашу обоснованную точку зрения. Благодарю Вас, Кирилл!

Страницы

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями