Кавалерия на лыжах

Лыжные части и даже соединения создавались во многих странах. Наверное, сразу кому-то вспомнится советско-финская войны 1939-40 гг., причем многие уверены, что вся финская армия была на лыжах. С одной стороны это близко к истине, потому что в Финляндии на лыжах умеют ходить все. Но на самом деле, подавляющее большинство частей и соединений финской армии лыж и необходимого снаряжения не имело. На лыжах действовали специальные разведывательно-диверсионные батальоны (Sisi) которых если не путаю, было сформировано всего пять… хотя в масштабах финской армии правильнее говорить не «всего пять», а «целых пять». На лыжах иногда действовали егерские и пограничные батальоны.   

Но, была в финской армии и целая бригада, которая передвигалась на лыжах. Правда, называлась она не лыжная, а кавалерийская ( Ratsuväkiprikaati - Rv.Pr.). Летом личный состав кавалерийской бригады передвигался, как и в других странах на лошадях, а вот зимой мог встать на лыжи, если требовала обстановка (а она обычно требовала).

Я не случайно начал с экскурса в финскую армию, что сразу объяснит заголовок данной статьи.

Дело в том, что многие, наверное, удивятся, но в армиях всех стран, имевших лыжные соединения, эти соединения выполняли функции кавалерии. Хотя, формально, могли к ней и не относится. Про финскую армию мы уже упомянули, в немецкой армии единственная лыжная бригада, а затем дивизия, тоже представляла собой подвижное соединение.

В Красной Армии лыжные соединения идут в графе пехота. Но если мы посмотрим, то выполняли они функцию именно подвижных соединений, причём, часто вместе с кавалерией.

Чтобы было понятно, давайте сразу уточним, что термин «кавалерия» в общепринятом понимании после Первой Мировой войны означал не только те войска, которые передвигались на лошадях. К кавалерии или подвижным войсках (во всех странах была своя терминология) относились части и соединения передвигавшиеся не пешим ходом (не совсем корректно, но зато понятно). Ещё в Первую Мировую войну в кавалерийских частях появились велосипедисты (правильнее — самокатчики), позже стали использовать мотоциклы, автомобили, специальные транспортеры,  в том числе и бронированные. При этом административное деление могло быть каким угодно. 

Так, в Красной Армии к кавалерии относились лишь соединения и отдельные части, в которых были подразделения с личным составом, передвигавшимся на лошадях. Все танковые соединение и части относились к мотомеханизированным (названия много раз менялось) войскам, в мотопехота в 30-е годы относилась вообще к пехоте какое-то время.

А вот в армии Бельгии к кавалерии относились кавалерийские дивизии, в которых лошадей не было вообще. В составе дивизии были мотоциклисты, самокатчики и мотопехота. Кстати, в армии Бельгии был самый высокий уровень моторизации до Второй Мировой войны.

Словом, есть два подхода. Один — формальный, который нам говорит лишь о том, как в каждой армии что-то называлось и классифицировалось, структурировалось и т.д.  И второй подход в том, чтобы рассматривать некую общую систему, что дает возможность сравнивать и, что

Комментарии

Благодарю Вас, Кирилл, за подробный рассказ!

Страницы

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями