Как Наполеон планировал высадить воздушный десант в Англии

Эту статью я когда-то писал для сайта «Русская семёрка», но для своих читателей предлагаю авторскую версию.

Сразу скажу, что написанное в заголовке не предвещает научную фантастику, речь идёт (хотя может и трудно поверить) о реальных исторических событиях.

Известно, и вполне понятно, что все страны, когда-либо воевавшие с Британской империей, строили планы перенести боевых действий на английскую территорию. Собственно, вторжение на территорию врага всегда было ключевым моментом для победы в войне.   

Однако, вторжение в Великобританию было крайне сложно исполнить, поскольку она находится на острове, и всегда имела сильный флот. Поэтому единственным реальным врагом выглядели марсиане, но даже они в романе Герберта Уэлса не смогли завоевать Британские острова.

Шансы британских недругов существенно возросли в ХХ веке с появлением авиации, и особенно, возникновением воздушно-десантных войск. Появилась возможность преодолеть Ла-Манш не только по воде.

Появились серьёзные шансы проигнорировать английский флот, и первый, кто мог этим воспользоваться был Гитлер. В плане Вермахта по высадке в Англии, под названием «Морской лев», воздушный десант предусматривался. Однако, воздушно-десантные войска Вермахта состояли всего из одной дивизии для высадки парашютным способом, и ещё одной для высадки посадочным. При этом, военно-транспортная авиация немцев не могла обеспечить высадку всего десанта сразу, и даже за два раза. Конечно, не это сыграло роль в отказе от операции «Морской лев», но ожидать серьезных успехов от немецких десантников, и то, что они сыграют решающую роль в операции, не приходилось.

Однако, оказывается, план высадить воздушный десант в Англии был не нов. Почти за полтора века до Гитлера это собирался сделать Наполеон.

Как вы помните, а если нет, то сообщаю, что в 1803 году Наполеон начал подготовку к операции по высадке в Англии. Поскольку без победы над Британской империей он не мог осуществить свои грандиозные планы. А для победы над Британией, как уже написано выше, туда надо было попасть. Два года французская армия проходила обучение в специально созданных лагерях. В это время шло строительство огромного транспортного флота. Кроме французских кораблей планировалось остатки военно-морских сил Испании и Голландии. По дошедшим до нас сведениям, Наполеон планировал иметь более двух тысяч гребных и парусных судов.

Причем первые могли оказаться даже ценнее вторых, так как менее зависели от ветра, а пролив Ла-Манш не так велик, и его можно пересечь и на галерах.

К высадке готовилась армия в сто двадцать тысяч человек, с более чем четырьмястами пушками, семью тысячами лошадей, сотнями обозных повозок, огромным количеством боеприпасов. Для того, чтобы покрыть затраты, Франция продала США свои американские колонии.

Но Наполеон планировал провести полномасштабную (по сегодняшним понятиям) десантную операцию, и в ней на полном серьёзе, наравне с морским десантом рассматривался воздушный.

В 1785 году состоялся первый перелёт через Ла-Манш на воздушном шаре. Через двадцать лет Наполеон планировал «всего лишь» существенно увечить масштаб, построить воздушные шары в несколько раз больше и в огромном количестве. По воздуху предполагалось доставлять даже конницу и артиллерию.

Подготовка данной операции была возложена на Мари Мадлен Софи Бланшар, жену первого воздухоплавателя, который к тому времени уже погиб.

Дама весьма примечательная. Она была первой женщиной — профессиональной воздухоплавательницей (но не первой, поднявшейся в воздух), она же была первой женщиной, погибшей в авиакатастрофе. Иногда пишут, что она была даже назначена Главным Министром Воздухоплавания Франции, но это не стоит воспринимать как факт. Зато в 1911 году в Италии она совершила, говоря сегодняшним языком, боевой вылет, для разведки обстановки при штурме Неаполя Мюратом.  Так что можно считать, что французская армия имела боевую авиацию и её применяла.

Иногда пишут, что мадам Бланшар сама была против затеи с воздушным десантом, но это не совсем так. Она лишь говорила о больших трудностях такой операции, из-за возможного отсутствия ветра. Над Ла-Маншем погода всегда нестабильная, а воздушный шар даже сейчас просто так не запустишь, нужно время на подготовку. Успеть же подготовить к запуску сотни огромных воздушных шаров до того, как изменится ветер, представлялось слишком сложным. Тем более, тогда ещё же не было метеорологической разведки, и вполне могло случиться так, что попутный ветер, угнав десант с французского берега, от английского берега мог бы унести французов в противоположную сторону.

Во всяком случае, французская армия готовилась и к воздушному десанту, о чем даже стало известно в Великобритании, и отразилось в работах английских карикатуристов.

Все планы разрушил, как это и ранее бывало в истории, английский флот. Адмирал Нельсон в сражении у Трафальгара перечеркнул замыслы Наполеона. Правда, не все деньги, вырученные за продажу Канады и Луизианы, прогорели. Созданная и обученная в Булонском лагере Великая Армия вместо Англии отправилась в Европу. Где она успешно разгромила все европейские армии, заняла Вену, Берлин и пр., а потом и дошла до Москвы. Где её история и закончилась.

Что же касается несостоявшегося воздушного десанта, то, как это ни странно, у Наполеона было даже больше шансов на успех, чем у Гитлера. Транспортные самолеты Вермахта ещё до выброски парашютистов имели все шансы понести большие потери от английских истребителей и зенитной артиллерии. А незначительные силы немецких десантников могли быть уничтожены на земле даже теми небольшими силами, которыми располагала британская армия.

А если бы Наполеон построил воздушные шары, способные перенести 8-10 тысяч человек (что теоретически возможно), и с ветром бы повезло, то картина могла быть совсем иной. Пишут, что во времена Наполеона у англичан сухопутной армии не было вообще. Армия, конечно, была, и, кстати, очень даже хорошо подготовленная, хотя больше приученная воевать с туземцами. Но британская сухопутная армия всегда была крохотной, по сравнению с её соседями, да и половина войск всегда находилась в колониях. Потому встречать вторжение французов в основном пришлось бы плохо вооруженному и слабо обученному ополчению. И при виде воздушных шаров английские солдаты, скорее всего, просто испугались. Но даже если бы и не испугались, то реально помешать было бы сложно. Это сегодня воздушный шар на войне уязвим, так как имеет большие размеры и легко пробивается обычной пулей. А тогда зенитных пушек не было, а ружья стреляли на сотню метров. И даже если бы воздушный шар подбил из ружья какой-то английский стрелок, то простреленный шар ведь сначала опускается очень медленно. И с такой высоты французские «десантники» могли приземлиться невредимыми. Это совсем не то, что падать в горящем самолёте, в который попал зенитный снаряд.

Конечно, сейчас мы понимаем, что едва ли Наполеон смог бы осуществить такую воздушно-десантную операцию, слишком много было бы сложностей, как погодных, так и технических. Но то, что такая подготовка проходила всерьёз, это исторический факт.

Мой канал на Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями