«Фоккер» против «мессера»

Как совершенно справедливо отмечали некоторые товарищи, в своих статьях я обычно пишу такое, о чём люди, всерьёз занимающиеся военной историей, знают очень давно. С этим я совершенно согласен. Но как-то так исторически сложилось, что значительная часть моих читателей, это не те люди, которые глубоко вникают в тонкости военного дела и военной истории, не сидят в библиотеках, не посещают специализированные сайты. Это люди, которым просто интересна тема, о которой я пишу. Да и найти ссылки на мои статьи в большинстве можно в социальных сетях, а там люди, всерьез занимающиеся чем-то, тем более военной историей, редко ищут для себя информацию — для этого они используют множество узкоспециализированных сайтов. Ну, и сам факт, что 40-45% людей, читающих мои статьи, согласно данным статистики, относятся к женскому полу, уже говорит о многом.

Поэтому, я все-таки продолжу писать в прежнем формате и на прежние темы, которые мне, чаще всего, подсказывают мои же читатели в своих комментариях. Всё-таки это блог, а не аналитический или научный сайт. Тем более, что для настоящих «эстетов» я уже начал создавать и наполнять раздел с информацией, которая действительно интересна лишь тем, кто «глубоко копает».

Так вот сегодня я бы хотел обратить внимание на одно заблуждение, которое любой человек, всерьёз интересующийся историей Второй Мировой войны, а уж тем более военной авиацией, никогда не допустит, но которое, как оказалось, и сегодня широко бытует среди самой широкой публики.

Даже люди, не особо увлекающиеся историей, а просто, скажем так разносторонние, на просьбу рассказать о том, что они знают про немецкий самолёт «Фокке-вульф», сообщают обычно следующее. Что это был новый немецкий истребитель, которые был создан на замену немецкому истребителю «Мессершмитт» в середине войны и появился в битве на Курской Дуге. Некоторые ещё добавят, что новый истребитель оказался ничуть не лучше старого и его так же успешно сбивали.

Понятно, что по умолчанию речь идёт про немецкие самолёты FW.190 и Bf.109.

Подобному удивляться не стоит, так как если мы посмотрим на ту информацию, которую наши люди могут получить из неспециализированных источников, в первую очередь кинофильмы и книги о войне, то там как раз именно такая картина и изображена. Давайте возьмём замечательный роман «Балтийское небо», единственным недостатком которого как раз является то, что немецкая авиация там выглядит, говоря современным языком, не соответствующей действительности. Опять же «Повесть о настоящем человеке» рассказывает нам о том же. В фильмах «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «В бой идут одни старики», хоть и не говорится напрямую, но стоит заметить, что там с немецкой стороны представлены именно «фоккеры».

Откуда это пошло понять сложно, я, по крайней мере, точно сказать не смогу. Но несомненным фактом является то, что с номенклатурой немецких самолетов в Советском Союзе «немного путались». Сам факт, что во время войны считалось, что у немцев воюет довольно большое количество истребителей He.113 уже говорит сам за себя. А ведь про этот истребитель не только Валя Петрова в фильме «Небесный тихоход» упоминает, но в архивных документах можно найти данные о награждениях летчиков за то, что они сбили немецкий истребитель «Хейнкель-113», и даже не один.

Поэтому подробности о том, как и когда был создан самолёт FW.190, для каких целей он предназначался и как использовался во время войны могли не знать, и в документах, сводках, отчетах, много чего напутать.

Конечно, с этим стоило было разобраться после войны и разъяснить, что и как было на самом деле. Но кому это было надо? Авиаконструктору Яковлеву, который в своей книгеи уж просто не знал, как себя приукрасить и свой вклад преувеличить? Не помню, когда у меня появилась его книга, вроде бы ещё в школе, но вопросы недоуменные возникли сразу. Вроде того, почему это наши истребители каждый год создавались новые, и летали все быстрее, а немцы (судя по книге) как начали войну с «мессершмиттом», так и летали на нём же.

Возможно, как одно из объяснений подобных неудобных вопросов и была история про «Фокке-вульф». Дескать «мессершмитт» у немцев устарел, и пришлось им к наступлению на Курской Дуге новый истребитель создавать, вместе с «Тиграми», «Пантерами» и «Фердинандами». Кстати, хоть это и реже упоминалось, но поскольку это имеет отношение к теме, напомню, что так же часто упоминалось, что к тому же наступлению под Курском немцы создали и штурмовик «Хеншель». Дескать, люто они завидовали тому, что у Красной Армии есть штурмовик Ил-2, а своего штурмовика у них не было, вот и попробовали создать, но тоже ничего не получилось, потому что штурмовик был плохой. Про немецкие штурмовики я уже когда-то писал, так что постараюсь особо не повторяться. Но основные моменты давайте разъясним.

Во-первых, самолёт FW.190 создавался не к битве на Курской Дуге, так как первые вылеты он совершал ещё аж в 1941 году. 14 августа 1941 года истребитель FW.190 сбил первый английский самолёт. Правда, на Восточном фронте появился он значительно позже, 6 сентября 1942 года под Ленинградом. Конкурентом «мессеру» новый самолёт быть не мог, так как относился к совершенно другому типу и задачи у него были иные. Если Bf.109 это классический самолет для завоевания господства в воздухе, чем он достаточно успешно и занимался всю Вторую Мировую войну, то FW.190 это многоцелевой истребитель. И именно как многоцелевой самолёт он себя очень удачно проявил. Давайте просто перечислим все модификации этого самолёта: эскортный истребитель, высотный истребитель-перехватчик, всепогодный и ночной истребитель, бронированный истребитель-перехватчик, штурмовик, истребитель-бомбардировщик, торпедоносец, ночной бомбардировщик-торпедоносец, разведчик. Причем, для всех модификаций ещё и существовали различные комбинации вооружения, что еще больше увеличивало разнообразие вариантов и расширяло возможности самолёта.

И , что следует признать, во всех своих модификациях, FW.190 был одним из лучших в мире для своего времени. Я уже упоминал выше расхожий советский миф, про отсутствие у немцев штурмовиков. Но ведь на самом деле, как раз одним из самых удачных решений для самолетов непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя, и был штурмовик FW.190F.

И рассказы советских летчиков о том, что «фоккеры» оказались не такими уж сильными истребителями, по сравнению с «мессерами» как раз и базируются на том, что встречались они и успешно сбивали именно штурмовики, а вот после встреч с истребительными модификациями FW.190A, желающих поделиться успехами было намного меньше, а порой, увы, и просто некому было рассказывать.

Мне стало интересно посмотреть цифры по участию самолетов FW.190 в войне. Особо сильно углубляться не будем, к иностранцам на сайты не полезем, а возьмём то, что под рукой, а конкретно посмотрим таблицы по составу Люфтваффе из моего же справочника по вооруженным силам Германии.

Что интересно, в битве на Курской Дуге с немецкой стороны приняли участие 204 FW.190 из которых 52 были в варианте штурмовика, а 152 в истребительном варианте. Истребителей Bf.109 было 149. Все истребители Bf.109 и штурмовики FW.190 были в составе 4-го Воздушного флота, а все истребители FW.190 в составе 6-го флота.

Теперь давайте посмотрим на год 1944-й, что там было летом. Самолётов FW.190 в составе всех воздушных флотов на 01.06.44 у нас 902. Истребителей Bf.109 у нас на эту дату 820. В составе эскадр и отдельных групп имелось 351 FW.190, в составе истребительных групп 551 FW.190, но из них 318 истребителей в авиации ПВО.

Если мы посмотрим состав штурмовых эскадр на 44-й и 45-й годы, то практически все три группы штурмовой эскадры имели на вооружении штурмовики FW.190F и истребители-бомбардировщики FW.190G, а 10-я отдельная эскадрилья на вооружении имела либо штурмовики Ju.87G, либо штурмовики Hs.129, исключений было немного.

Что касается истребительных эскадр, то в 44-м и 45-м годах полностью истребители FW.190A/D имела только 2-я истребительная эскадра, смешанный состав (FW.190 и Bf.109, причем последних обычно больше) был у 1-й, 5-й, 6-й, 26-й, 54-й и 300-й истребительных эскадр. В 27-й, 21-й, 52-й, 53-й, 77-й и 301-й эскадрах были только истребители Bf.109.

Причём, надо учитывать следующее, что истребительный вариант «фоккера» FW.190A так же широко применялся для штурмовых действий, среди самолетов модификации “А” были и штурмовые варианты, такие как FW.190A-6/R1, причем поступали такие самолеты в истребительные эскадры, а не в штурмовые.

Надеюсь, что такой небольшой экскурс в немецкую авиацию даст всем желающим возможность понять следующее. Тот самый «фоккер», он же FW.190, отнюдь не создавался для замены «мессеру» (то есть Bf.109), а имел другое предназначение. И основная работа «фоккеров» на Восточном фронте всё-таки заключалась в штурмовых действиях по сухопутным войскам.

Вот собственно и всё, что хотел рассказать.

Опять же прошу задавать вопросы, и по мере сил буду на них отвечать. А чтобы ваши вопросы не потерялись, то лучше всего их излагать прямо тут, на сайте, там есть возможность комментировать.       

Мой канал на Яндекс.Дзен

Это мой канал в Пульс

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями