Это грозное слово "штурмовик" (продолжение): Page 2 of 8

то двигатель воздушного охлаждения, мог работать даже при потере цилиндров, и, наоборот, сам мог служить дополнительной защитой для пилота.

***

Наверное, первое что приходит в голову, после знакомства с этой условной классификацией, так это то, что знаменитый советский штурмовик Ил-2 (знанием названия которого для многих и ограничивается всё знакомство со штурмовой авиацией Второй мировой)  совершенно никуда не вписывается. Особенно в одноместном варианте. И это действительно так, потому что Ил-2 был самолётом, отнюдь не продолжавшим линию советских штурмовиков, разработанных до него. При том, что в целом как раз российские и советские штурмовики очень даже под эту классификацию хорошо попадают.

Давайте начнём с самого начала, то есть с Первой мировой войны. В 1916 году, хорошо известным конструктором Сикорским был построен штурмовик С-19.

Самолет представлял собой двухфюзеляжный биплан с тандемной установкой на центроплане нижнего крыла двух двигателей по 150 л. с. с тянущим и толкающим винтами. Радиатор был общим для обоих двигателей. При такой установке один двигатель закрывал другой от огня зенитной артиллерии и атак истребителей, делая их менее результативными. Вынесение кабин вперед обеспечивало летчикам прекрасный обзор и эффективное применение стрелковых установок. Разнесенные кабины снижали вероятность одновременного поражения пилотов. По некоторым сведениям, самолет имел бронирование наиболее жизненно важных частей, вооружение до шести пулеметов. Словом, С-19 обладал всеми отличительными качествами штурмовика: мощным вооружением, бронированием и компоновкой, обеспечивающей максимальную живучесть и неуязвимость машины.

Всего было построено четыре самолёта, но один из них разбился на испытаниях, а остальные так и не смогли повоевать.

Оригинальная схема и компоновка первого отечественного штурмовика С-19 ставят эту машину в ряд интереснейших разработок того времени. К сожалению, эта уникальная машина пополнила список несостоявшихся достижений России, которым помешали события 1917 года.

Первый вариант советского штурмовика (тогда его именовали «боевик») был создан Поликарповым в конце 20-х годов, на базе разведчика Р-1 (английский de Havilland D.H.9 ). «Боевик» предназначался для действий на передовой и в ближнем тылу, для уничтожения живой силы противника мощным пулеметным огнем.  Про борьбу с танками тогда не думали, и все работа конструкторов, по сути, свелась к установке на самолёт пулемётов, способных эффективно вести огонь по пехоте противника.   

Штурмовые варианты Р-1 применялись в боях на КВЖД, и применялись успешно.

На смену разведчику Р-1 пришел разведчик Р-5. Самолёт Поликарпова Р-5, в соответствие с его названием все традиционно привыкли считать именно разведчиком, хотя на самом деле он был в 30-е годы основным легким бомбардировщиком и штурмовиком Красной Армии. В отличие от серийного разведчика, штурмовой вариант под названием Р-5Ш отличался установленными на нижнем крыле четырьмя пулеметами. На модификации Р-5ЛШ пулеметов в крыле было восемь, но их выпустили очень малой серией. Всего

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями