Сколько в сантиметре миллиметров?

Казалось бы, вопрос глупый, но это как посмотреть. То, что справедливо и однозначно в случае, когда речь идёт о точных науках, совсем не обязательно переносить на другие сферы жизни.

Например, когда речь идёт о военном деле. Нет, разумеется, в военном деле так же действуют все законы физики и математики, но это когда речь идёт, например, о создании вооружений. А вот когда речь заходит о названиях тех же вооружений, надо быть крайне осторожным.

Так как мне не раз приходилось разъяснять некоторые «скользкие» вопросы по этой тематике, и ряд друзей задал несколько вопросов, то я решил написать небольшую заметку о том, как не стоит некоторые названия воспринимать очень уж буквально.

В первую очередь, это касается наименований артиллерии, более точно, это калибров артиллерии, но начать мне хотелось с другого казуса, который существенно повлиял на восприятие нашей истории.

Давайте погрузимся в глубь веков, столетий эдак на шесть, к такому значимому моменту, как монголо-татарскому нашествию Батыя на Русь. Монголо-татарское войско оценивается в триста тысяч человек. Откуда взялась эта цифра? Да очень просто. В войске Батыя было три десятка туменов. Истории считали, что в каждом тумене около десяти тысяч человек. Считали они очень просто. Монгольское войско было устроено так. Минимальной единицей был десяток, десятки объединялись в сотни, сотни составляли «тьму», то есть тысячу. А уже «тьмы» объединялись в тумен. Дальше не мудрствуя лукаво, исходили из того, что в сотне десять десятков, ведь чтобы получить сотню воинов надо иметь именно десять десятков, правильно ведь? Ну и дальше эта же логика распространяется. Ведь чтобы получить тысячу надо собрать десять сотен, стало быть, в «тьме» десять сотен. Ну а в тумене по этой логике получается десять тысяч человек. Вроде бы все правильно, но только если исходить исключительно из правил из арифметики. А хотя в монголо-татарском войске арифметику на таком уровне точно знали, логика строительства вооруженных сил была несколько иной. Все ошибка историков в том, что они уравняли одинаково звучащие названия подразделений армии и математические термины.

Минимальная тактическая единица в монгольском войске действительно должна была соответствовать количеству пальцев на руках. Так что тут существенных расхождений нет, за исключением того, что далеко не всегда в десятке было десять воинов. Обычно их было меньше.

А вот то, что в сотне было десять десятков, это мягко говоря, не совсем верно. И даже совсем не верно, потому что десятков было три-четыре, максимум пять. Так же и количество сотен в «тьме» составляло три-четыре, реже пять. А численность тумена была от тысячи до полутора воинов. Во всяком случае, все серьезные историки оценивают численность монгольского войска в походе на Русь примерно в 40 тысяч человек, максимум до 50 тысяч.

Так что, в сотне (когда речь идёт о воинском подразделении) далеко не всегда сто воинов. В чем можно легко убедиться, посмотрев нашу же недавнюю историю, где, напомню, сотнями назывались аналоги эскадронов в казачьем войске. Правда, в отличие от монгольского

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями