Малый плавающий танк Т-38

Малый плавающий танк Т-38 предназначался для решения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя.

Разработан в КБ завода № 37, для замены плавающего танка Т-37А.

Главный конструктор новой машины Николай Александрович Астров, имевший к тому времени опыт в разработке опытного плавающего танка ПТ-1 и модернизации серийных Т-37А.

Работы над проектом танка начались в конце 1934 года, а уже в июне следующего опытный образец машины, получившей к тому времени армейское обозначение Т-38, был передан на государственные испытания. Компоновка нового танка осталась в целом прежней, но башня теперь располагалась на левой половине корпуса, а рабочее место механика-водителя — на правой. Т-38 имел аналогичную своему предшественнику форму броневого корпуса, но стал значительно шире и ниже. Башня была заимствована у Т-37А без значительных изменений. Доработке подверглись также трансмиссия и конструкция тележек подвески.

На испытаниях новый танк опять показал низкую надёжность, регулярно ломаясь и больше простаивая в ремонте, нежели проходя испытания. Тем не менее, по результатам продолжавшихся до зимы 1935 года испытаний 29 февраля 1936 года был всё же принят на вооружение с незначительными доработками.

Первая небольшая серия Т-38 была изготовлена на Горьковском автомобильном заводе в конце 1935 года, к 1 февраля 1936 года ГАЗ выпустил 40 танков, из которых военной приёмкой было принято 36 машин. Далее производство Т-38 было продолжено на заводе № 37 с весны 1936 года. Всего к концу 1937 года было выпущено 1063 линейных Т-38 и 165 оснащённых радиостанциями. В 1939 году, уже после снятия с производства, из задела бронекорпусов выпуска 1937 года были собраны дополнительные 112 линейных Т-38; таким образом, общее число выпущенных машин дошло до 1340.

Модификации:

 Т-38 — основная серийная модификация (1936—1937, 1939), выпущено 1175 машин.

Т-38РТ — радийный танк, оснащённый радиостанцией 71-ТК-1 (1937), выпущено 165 машин.

Т-38М-1 — опытный доработанный вариант (1938), с увеличенным на 600 кг водоизмещением, новой подвеской и двигательной установкой.

Т-38М-2 — опытный доработанный вариант (1938), аналогичный Т-38М-1, но с увеличенным лишь на 450 кг водоизмещением и иной подвеской.

Т-38М — улучшенная модификация (1938) с корпусом Т-38М-1, подвеской Т-38М-2 и улучшенной башней, выпущено не более 15 единиц.

Т-38Ш — опытная модификация с 20-мм пушкой ТНШ-20, изготовлено два экземпляра

Машины на базе Т-38

СУ-45 — опытная противотанковая САУ на базе Т-38, вооружённая 45-мм пушкой 20-К. В 1936 году было изготовлено два прототипа СУ-45 различной конструкции. Первый из них имел массу 4,2 т и экипаж из трёх человек, второй — массу 3,4 т и экипаж из двух человек. На вооружение СУ-45 не принималась, так как испытания выявили перегруженность конструкции, низкие ходовые качества и невысокую надёжность самоходки.

ХТ-38 (ОТ-38) — огнемётный танк на базе Т-38, оснащённый аналогичным с ХТ-37 оборудованием для дымопуска и огнеметания. В 1936 году из серийного Т-38 был переоборудован один прототип ХТ-38, который успешно прошёл испытания, но в серию не пошёл.

ТТ-38 и ТУ-38— телетанк на базе Т-38, состоявший из группы телетанка и танка управления ТУ-38. Оба танка группы были оснащены огнемётом КС-61Т и пулемётом ДТ, телетанк мог также нести подрывной заряд. ТТ-38 был разработан в 1939 году, но испытания комплекса продемонстрировали ряд недостатков, и в 1940 году работы по данным машинам были прекращены.

С 1934 года плавающие танки входили в состав взвода разведки механизированных бригад. В 1939 году плавающие танки из бригад убрали.

С началом советско-финской войны было сформированы отдельные батальоны плавающих танков, специально предназначенных для действий в лесисто-озёрной местности Карелии. Каждый такой батальон включал в себя 54 танка. По окончании войны, в марте 1940 года, танковые батальоны плавающих танков были расформированы.

С лета 1940 года рота плавающих танков входила в состав разведывательных батальонов моторизованных дивизий, по 17 танков в роте.

В составе стрелковых дивизий плавающие танки появились в 1934 году. До 1940 года в стрелковых дивизиях имелись танковые батальоны различных штатов, в состав которых входили плавающие танки, а также танковые роты в составе разведывательных батальонов, полностью укомплектованные плавающими танками. В 1940 году танковые батальоны из штата стрелковых дивизий были исключены, а танковые роты разведывательных батальонов переведены на новый штат (16 плавающих танков, в том числе 4 радийных). В июле 1941 года танки из штата стрелковых дивизий были исключены окончательно.

В воздушно-десантных войсках Т-37А и Т-38 были введены в штат в 1936 году, когда в составе авиадесантной бригады появился мотомеханизированный батальон, который имел помимо прочей техники 16 плавающих танков. Весной 1941 года формируются пять воздушно-десантных корпусов, каждый из которых имел по штату отдельный танковый батальон из 50 танков Т-38.

В кавалерийских дивизиях плавающие танки имелись по штату в 1934—1938 годах в составе механизированных полков (по разным штатам до 25 Т-37А и Т-38). В 1938 году плавающие танки из штата кавалерийских дивизий были исключены, однако некоторые кавалерийские подразделения имели их вплоть до 1941 года.

К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 1046 линейных и 97 радийных танков Т-38, из которых 210 и 4 единицы соответственно требовали капитального ремонта. В большинстве своём эти танки находились в составе разведывательных батальонов стрелковых дивизий.

Последнее применение танков Т-38 было в 1944 году.

Тактико-технические характеристики малого плавающего танка Т-38:

Боевая масса, т: 3,3;
Экипаж, чел.: 2;
Габаритные размеры, мм: длина - 3780, ширина - 2330, высота - 1630;
Броня, мм: лоб, борт - 8; корма - 6; крыша и днище - 4;
Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ;
Боекомплект: 1512 патронов;
Двигатель: ГАЗ-АА, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 40 л. с. при 2200 об/мин.;
Удельное давление на грунт, кг/см2: 0,44;
Скорость, км/ч: по шоссе - 40, на воде - до 6;
Запас хода по шоссе, км: 230;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - 35; крен, град. - 35; ширина рва, м - 1,4; высота стенки, м - 0,5

Мой канал на Дзен

Мои страницы в социальных сетях

Вы можете подружиться со мной в социальных

сетях и следить там за новостями на моём сайте.

Поделитесь с друзьями